Внимание! Статья адресована врачам-специалистам
DOI: 10.24412/2076-4812-2025-10373-70-72
Kalandarov B.Kh., Khamidov O.A., Kosolapov V.V., Imamov Sh.A.
Samarkand Regional Branch of the Republican Specialized Scientific and Practical Medical Center for Mental Health, Samarkand, Uzbekistan
Some aspects of optimizing psychiatric rehabilitation considering
the gender factor in episodic paranoid schizophrenia
Резюме. Изучение гендерных особенностей оптимизации психиатрической реабилитации при эпизодической параноидной шизофрении (ЭПШ) остается актуальной проблемой современной психиатрии. В результате исследования была выявлена степень влияния гендерного фактора на степень эффективности оптимизированной психиатрической реабилитации больных ЭПШ. Исследование выявило значимость степени тяжести клиники, прогредиентности течения и гендерного фактора в эффективности оптимизированных психиатрических реабилитационных программ при ЭПШ, выявлены различия в степени эффективности в зависимости от пола у больных ЭПШ.
Ключевые слова: эпизодическая параноидная шизофрения, гендерный фактор, клиника, течение, реабилитация, оптимизация.
Для цитирования: Каландаров Б.Х., Хамидов О.А., Косолапов В.В., Имамов Ш.А. Некоторые аспекты оптимизации психиатрической реабилитации с учетом гендерного фактора эпизодической параноидной шизофрении // Медицинские новости. – 2025. – №10. – С. 70–72.
Summary. The study of gender-specific optimization of psychiatric rehabilitation in episodic paranoid schizophrenia (EPSH) remains an urgent problem in modern psychiatry. As a result of the study, the degree of influence of the gender factor on the degree of effectiveness of optimized psychiatric rehabilitation of patients with EPSH was revealed. The study revealed the importance of the severity of the clinic, the progression of the course and the gender factor in the effectiveness of optimized psychiatric rehabilitation programs for EPSH. There are differences in degree of effectiveness depending on gender in patients with EPSH.
Keywords: episodic paranoid schizophrenia, gender, clinic, course, rehabilitation, optimization.
For citation: Kalandarov B.Kh., Khamidov O.A., Kosolapov V.V., Imamov Sh.A. Some aspects of optimizing psychiatric rehabilitation considering the gender factor in episodic paranoid schizophrenia // Meditsinskie novosti. – 2025. – N10. – P. 70–72.
Изучение гендерных особенностей оптимизации психиатрической реабилитации эпизодической параноидной шизофрении (ЭШП) убедительно показало актуальность этой проб-лемы в психиатрии. Следует отметить, что в Узбекистане эти исследования до настоящего времени не проводились [1, 5, 9, 11, 13].
В большинстве исследовательских работ оценка эффективности реабилитационных программ проводилась недостаточно, без ретроспективного анализа и гендерных различий клинической картины ЭПШ. Авторы выделяли благоприятные случаи со стойкой длительной ремиссией и неблагоприятные случаи с частыми рецидивами и негативными клиническими симптомами ЭПШ. Изучение эффективности реабилитационных мероприятий проводилось, в основном, на выборочном материале, а не среди всех больных ЭПШ, находящихся на «Д» учете [2, 7, 10, 12, 15].
По мнению некоторых авторов, вопросы оптимизации психиатрической реабилитации в корреляции с формированием клиники, типов течения и гендерным фактором является надежным методом исследования при ЭПШ. В этом плане оптимизация реабилитационных мероприятий требует новых научных изысканий для уточнения степени корреляции гендерного фактора с клиникой и типом течения ЭПШ. Для получения полного представления об оптимизации реабилитационных мероприятий следует комплексно исследовать роль гендерного фактора у больных ЭПШ [3, 4, 6, 8, 14].
Цель исследования – изучить роль гендерного фактора в оптимизации реабилитационных программ при различных клинических формах и типах течения ЭПШ.
Материалы и методы
Для решения поставленной задачи клинико-психопатологическим методом обследованы больные ЭПШ, находившиеся на стационарном лечении в Самаркандском областном центре психического здоровья и состоящие на диспансерном учете в течение 5–10 лет – 100 больных (50 мужчин, 50 женщин). У 75,2% из них шизофренический процесс протекал 5 лет и более, у 24,8% – свыше 10 лет. По возрасту к моменту обследования больные распределились следующим образом: до 25 лет – 10 мужчин и 8 женщин; до 30 лет – 28 мужчин и 15 женщин, до 40 лет – 12 мужчин и 16 женщин; старше 41 года – 4 мужчины и 7 женщин. Квалификация психопатологических расстройств проводилась с применением синдромологической оценки клинической картины ЭПШ. Преемственность амбулаторной и стационарной помощи позволила получить в отношении этих больных необходимые сведения о различиях клиники, типа течения при ЭПШ. При проведении клинико-психопатологического исследования нами уточнено само понятие оптимизированная психиатрическая реабилитация: частичная, нестойкая и длительная качественная с учетом основных тенденций течения шизофренического процесса.
Результаты и обсуждение
В настоящем исследовании понятие прогредиентность течения шизофренического процесса рассматривается как основная клинико-патогенетическая закономерность, которая проявляется в последовательном формировании негативных симптомов: холодность эмоций, атактическое мышление, снижение волевой активности. Это выражается в позитивных и негативных психопатологических расстройствах, которые характеризуют границы изменения психики и показывают уровень корреляции с полом больных ЭПШ.
Следует отметить, что в динамике развития психопатологических расстройств можно выделить три степени снижения психики, наиболее отличающихся по степени тяжести: легкий, средний и тяжелый. Легкий уровень характеризуется наличием астенических расстройств, расцениваемых родными и близкими как ленивость, ограничение к потребностям и легкая эмоциональная холодность к близким, что свидетельствует о поверхностном поражении психики у больных ЭПШ. Важным является то, что эти легкие изменения личности не приводят к значительному нарушению социальной адаптации в семье, обществе и не нуждаются в обязательных реабилитационных мероприятиях.
Необходимо подчеркнуть, что после лечения у некоторой части больных отмечаются остаточные бредовые, галлюцинаторные расстройства, сверхценные образования, заметные эмоцио-нально-волевые нарушения, которые свидетельствуют о нестойкой ремиссии ЭПШ. Этим клинико-социальным критериям соответствует средняя степень изменения личности: умеренная эмоциональная холодность, заметное снижение межличностного общения, нарушение структуры мышления, гипобулия, вычурное поведение, что требует применения обязательной поддерживающей терапии и оптимизированных реабилитационных мероприятий. Проведение соответствующих лечебных процедур позволяет большинству больных ЭПШ оставаться вне больницы, долгое время удерживаться в семье, но с умеренным нарушением социальной адаптации.
Возникновение затяжных, безремиссионых течений свидетельствует о злокачественном течении и выраженных негативных симптомах ЭПШ. В таких нестойких клинических состояниях больные преимущественно находятся в стационарах и у них отмечаются глубокие негативные расстройства в виде полной редукции энергетического потенциала (абулия), распада склада личности, полного безразличия как к себе, так и окружающему миру (апатия). В указанных случаях применение оптимизированных психиатрических реабилитационных мероприятий не дает желаемого эффекта. Это указывает на наличие отрицательной корреляционной связи между степенью тяжести клинической картины, гендерным фактором и уровнем эффективности реабилитационных мероприятий. Анализ степени прогредиентности течения в популяции тяжелого уровня поражения психики означает злокачественность болезненного процесса при ЭПШ. Таким образом, динамика течения заболевания показала, что на отдаленных этапах заболевания отмечаются изменения личности легкой степени в 24,8% случаев, средней степени – в 50,2%, тяжелой степени – в 25% случаев при ЭПШ.
Сравнительное изучение вероятности формирования различных по степени тяжести клинических состояний выявило их существенные отличия по полу при ЭПШ. Исходя из этих данных, можно полагать, что гендерный фактор влияет на вероятность возникновения разной степени тяжести клиники как у больных ЭПШ мужчин, так и у женщин. В связи с этим, при разработке индивидуальных реабилитационных программ, необходимо учитывать фактор пола больных, возраст дебюта, манифестации и темп прогредиентности шизофренического процесса. Результаты изучения влияния гендерного фактора на динамику течения показали, что у 50% больных мужчин нарастание изменения личности формируется до 5 лет течения ЭПШ, а у женщин – после 6–10 лет ЭПШ. Таким образом, полученные нами предварительные данные свидетельствуют о том, что фактор пола больных существенно влияет на степень изменения личности у больных ЭПШ, причем она выше у женщин.
Следует особо отметить, что при проведении оптимизированных терапевтических реабилитационных мероприятий учитывалась клиническая тяжесть и прогредиентность течения ЭПШ. В связи с этим можно судить о том, что формирование положительного социального статуса полностью зависит от эффективности терапевтических мероприятий у больных ЭПШ. Следовательно, надежными прогностическими критериями являются пол, форма синдромообразования, типы течения, частота рецидивов и наличие дефекта личности у больных ЭПШ. На основании этих прогностических критериев можно судить о целесообразности применения психиатрических реабилитационных программ при шизофреническом процессе. Установлена эффективность социальной реабилитации в рамках семьи после перенесенных однократных острых приступов с длительной ремиссией у больных ЭПШ. При затяжных и длительно текущих психотических приступах целесообразно проведение социальной реабилитации с целью восстановления статуса больных в семье и обществе. В этом плане существенное значение имеет строгое соблюдение больными поддерживающей терапии в домашних условиях. Наличие негативных симптомов разного уровня свидетельствует о переходе болезненного процесса в стабильное дефектное состояние у больных ЭПШ, что делает социальную реабилитацию малоэффективной. Следовательно, оптимизированную психиатрическую реабилитационную программу следует применять дифференцированно с учетом частоты рецидивов, типа течения, гендерного фактора и степени негативных симптомов при ЭПШ.
Сравнительный анализ клиники, типа течения и негативных изменений личности при ЭПШ указал на наличие существенных отличий этих проявлений как у мужчин, так и женщин. Стабилизация болезненного процесса или его переход в неактивное клиническое состояние чаще встречали у мужчин, у женщин отмечалась хронификация клиники, частые рецидивы и выраженные негативные изменения личности. Следует особо отметить, что у мужчин социально-адаптированный процесс происходит значительно быстрее, у женщин отмечается более высокий уровень социальной адаптации в пределах семьи. Таким образом, результаты проведенного клинико-психопатологического изучения позволили выявить разную степень эффективности оптимизированных психиатрических реабилитационных программ с учетом пола, тяжести клиники и прогредиентности течения ЭПШ.
Заключение
В ходе клинико-психопатологического исследования получены новые научные данные о роли гендерного фактора клинических особенностей, типе течения и расширяет возможности специалистов применять оптимизированную адаптационную программу при ЭПШ. Установлено, что высокоэффективная терапия является существенным методом социально-ориентированной реабилитации больных ЭПШ. Следовательно, эффективное лечение, качественная длительная ремиссия, непрерывная поддерживающая терапия в домашних условиях, отсутствие межличностных конфликтов, уважительное, заботливое отношение к больному в семье и привлечение больного к трудовому процессу в домашних условиях имеет важное значение в эффективности оптимизированных психиатрических реабилитационных мероприятий при ЭПШ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдумуминов О.А. // Самаркандская весенняя школа молодых психиатров и нарколов. Биомедицина ва амалийет журнали. – 2022. – Спец.вып. 1.1. – С.9.
2. Аграновский М.Л. // Неврология. – 2018. – №1. – C.33–35.
3. Расулов А.Р. // Неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. – 2021. – Т.L21. – №2. – С.13–17.
4. Пашковский В.Э. и др. // Социальная и клиническая психиатрия. – 2017. – Т.27, №3. – С.19–25.
5. Мирзаев А.А. Отдаленный социально-трудовой прогноз больных приступообразной шизофренией: Автореф. … дис. канд. мед. наук. – Ташкент, 2011. – 24 с.
6. Петрова Н.Н. // Неврологический вестник. – 2020. – LII, вып.2. – С.33–39.
7. Гордеева Е.А. и др. // Неврологический вестник. – 2018. – Т.L, №2. – С.107–109.
8. Волков А.Н. // Актуальные проблемы естественных наук: материалы Международной заочной научно-практической конференции. – М., 2015. – С.168–174.
9. Фокеева Е.С. // Труды молодых ученых Алт. гос. ун-т. – Барнаул, 2016. – №13. – С.232–234.
10. Привалова Е.А. // Психиатрия: современные тенденции охраны психического здоровья: сборник научных трудов Иванов. гос. мед. акад. – 2017. – С.49–52.
11. Примышева Е.Н. // Таврический журнал психиатрии. – 2017. – Т.21, №4 (81). – С.57–64.
12. Skokou M. // Advances in Experimental Medicine and Biology. – 2023. – Vol.1423. – P.193–199.
13. Oyelade O.O. // Systematic Reviews. – 2022. – Vol.11, Iss.1. – Art.32.
14. Peña J. // Journal of Psychiatric Research. – 2018. – Vol.101. – P.21–27.
15. Spaulding W.D. // Schizophrenia Bulletin. – 2016. – Vol.42, Suppl.1. – S53–S61.
Медицинские новости. – 2025. – №10. – С. 70-72.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.