• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Шарабчиев Ю.Т.

Творческая одаренность и гениальность: медицинские и социально-психологические аспекты

Минск

Возрождение, развитие и процветание любого общества и нации во многом обусловлены наличи­ем большого количества выдающихся личностей, форми­рующих особую эпоху расцвета (Ренессанс). История многих стран и народов изобилует фактами появления целой плеяды выдающихся деятелей культуры и науки, играющих решающую роль в возрождении нации.

В связи с этим важное значение приобретает про­блема формирования ус­ловий, способствующих воспитанию поколения людей, творчески одарен­ных в различных областях человеческой деятельнос­ти. Определенную роль в этом играют медицинские и социально-психологи­ческие аспекты

Исследованиями мно­гих ученых установлено, что творческая одаренность и даже гениальность обу­словлены медицинскими факторами: наследствен­ностью, типом обмена ве­ществ в организме, гормо­нальным статусом, типом нервной системы и т. д. Многие авторы считают, что одаренность на 80% определяется наследствен­ными, а на 20% — социальными факторами, окружающей средой, семьей, воспитанием, удачей и т. д.Теория генетической обусловленности гениальности была разработана английским антропологом Ф. Гальтоном (1822—1911), хотя эта идея высказывалась многими, на­чиная с Платона. Исследуя аристократические роды Англии, а также историю выдающихся семейств других стран на протяжении столетий, Гальтон пришел к выводу, что способности высокого уровня (талант, гениальность) пере­даются из поколения в поколение, уровень одаренности в роду имеет тенденцию к равномерному повышению и, достигая пика, начинает снижаться в последующих поко­лениях [7]. А. Н. Лук [3] считает, что наследова­ние творческих способ­ностей передается в со­ответствии с законом регрессии и приводится к среднему уровню. Так, например, потомки Но­белевских лауреатов, как правило, не удостаива­ются Нобелевских пре­мий (исключение — дочь Пьера и Марии Кюри и сын Нильса Бора). А. С. Пушкин, размышляя о будущем своего пятилетнего сына, писал, что не желает ему идти по отцовской доро­ге, т. е. писать стихи и ссориться с царями ("отца не перещеголяет и плетью обуха не пере­шибет").

Многие исследовате­ли приводят конкретные примеры того, что та­лант является врожденной способностью, наследуемой из поколения в поколение. Так, прабабка А.С. Пушкина Евдокия Головина (Пушкина) и прапрабабка Льва Толс­того Ольга Головина (Трубецкая) были родными сестра­ми. Поэт Ф. Шиллер, философ Г. Гегель и физик М. Планк имели общего родственника — Иоганна Ванта, жившего в XV в. Житель Вены Симон Михель, умерший в 1717 г., был предком Карла Маркса и Генриха Гейне. В пяти поколениях семьи Бах насчитывалось 16 композито­ров [3].

D. Веаvеr [8] считает, что количество талантов "высше­го уровня" генетически ограничено. Ф. Гальтон и 3. Фрейд провозгласили, что гениальность — это биологи­ческое явление, и его изучение требует биологического подхода. Ф. Гальтон считал, что семья есть генетический фонд одаренности, из которого отдельные отпрыски по­лучают больше или меньше в зависимости от "биологи­ческого расстояния" до центра этого фонда, а сама гени­альность есть функция способностей и стремления к напряженному труду [7].

Исследования многих ученых выявили взаимосвязь между рождением высокоодаренных людей и нарушения­ми у них обмена веществ и другими заболеваниями генетической природы.

Нарушение обмена мочевой кислоты (подагра). В 1955 г. Е. Orowan [13] высказал предположение о связи между высоким уровнем интеллекта и подагрой. Изуче­ние родословных высокоодаренных людей минувших эпох показало, что многие из них страдали подагрой, которая возникает вследствие увеличения содержания мочевой кислоты, в сыворотке крови и последующего отложения мочекислых соединений в тканях, преимущественно в суставах. Поскольку формула мочевой кислоты близка к формуле молекулы кофеина, мочевая кислота стимулиру­ет работу мозга, хотя и не так сильно, как кофеин, но зато действует постоянно. Следует отметить, что в организме млекопитающих вырабатывается фермент уриказа, кото­рый окисляет мочевую кислоту. Однако обезьяна и чело­век утратили способность синтезировать уриказу, рас­щепляющую ураты — химические гомологи кофеина и теобромина, стимулирующие активность интеллекта, что, вероятно, имело огромное значение в эволюции человека [3]. В. П. Эфроимсон [5] также считает, что высокий уровень мочевой кислоты, уратов в плазме крови является мощным фактором хронического стимулятора, "допин­га" умственной активности. При норме 4,1 мг % у женщин и 5,1 мг % у мужчин уровень мочевой кислоты в плазме у отдельных индивидов доходит до 8 — 9 мг %. По данным В.П. Эфроимсона [5], среди обычных людей подагрой страдает 1,5%, среди выдающихся — 15 — 20%, а среди гениев — даже 30 — 40% человек. Патография выдающих­ся людей, проведенная В. П. Эфроимсоном [5], позволяет отнести к подагрикам Александра Македонского, Суллу, Помпея Великого, Юлия Цезаря, королей Англии — Генриха II и Иоанна Безземельного; Улугбека, Ф. Петрар­ку, Микеланжело, Б. Челлини, Цезаря Борджиа, Генриха IV Бурбона, В. Шекспира, герцогов Гизов, М. Монтеня, П. Рубенса и Рембрандта, О. Кромвеля, Людовика XIV, Карла XII, И. Ньютона, Г. В. Лейбница, Н. В. Гарвея, М. Мальпиги, Д. Дефо, Ф. Вольтера, Стендаля, Г. Мопасса­на, А. А. Блока, И. С. Тургенева, Г. Нельсона, Дж. Моргана и Л. Ротшильда, Николая I, О. Бисмарка и многих других.

Среди прочих наследственных факторов, способству­ющих появлению высокоодаренных личностей, следует выделить синдром Марфана, синдром Морриса, гипоманиакальную депрессию и гигантолобию [5].

Синдром Марфана — тонкокостный, тонкомышечный доминантно наследуемый дефект соединительной ткани, встречающийся с частотой 1:50000. И хотя ни механизмы стимуляции, ни какие-либо биохимические факторы, оказывающие влияние на повышение интеллектуальной активности, не выявлены, В. П. Эфроимсон [5] относит этот синдром к группе медико-биологических факторов, распространенных среди выдающихся личностей. В каче­стве примера указывается на наличие синдрома у А. Линкольна, Г. X. Андерсена, К. И. Чуковского, Ш. де Голля, В. К. Кюхельбекера, Н. Теслы и др.

Синдром Морриса, или тестикулярная феминизация, — наследственная нечувствительность периферических тканей организма к маскулинизирующему действию андрогенов (гормонов семенников). При мужском хромо­сомном наборе (46/XY) и наличии семенников, продуци­рующих андрогены, но при отсутствии рецепторов муж­ского полового гормона в периферических тканях разви­тие организма идет парадоксально по женскому направ­лению. Развивается псевдогермафродит: высокая, строй­ная, физически сильная и интеллектуально развитая жен­щина с семенниками, но без матки, с малым влагалищем, не менструирующая, бесплодная, однако способная к сексуальной жизни и сохраняющая нормальное влечение к мужчинам. Этот синдром встречается среди женщин с частотой около 1:60000, а среди спортсменок олимпий­ского ранга в 600 раз чаще — 1:100. В. П. Эфроимсон [5, 6] на основании целого ряда доказательств приписывает этот синдром Жанне д’Арк, объясняя исключительные психические, эмоциональные, интеллектуальные и физи­ческие возможности этой сильной, красивой, на редкость умной и энергичной девушки тонизирующим действием андрогенов.

Парадоксальным образом именно у выдающихся жен­щин довольно часто выражена мужская характерология. Таковы Елизавета I Тюдор, Кристина Шведская, Аврора Дюдеван (Жорж Санд) и многие другие, причем в некоторых случаях синдром Морриса здесь полностью исклю­чен. В качестве одного из гипотетических механизмов этого феномена В. П. Эфроимсон [6] называет возмож­ный дисбаланс гормонов коры надпочечников с повы­шенным выделением андрогенов. Если подобное возни­кает в критические фазы эмбриогенеза, то, по-видимому, в дальнейшем происходит переориентация женской пси­хики в мужском направлении. Во всяком случае имеются клинические наблюдения, свидетельствующие о том, что неправильное дозирование половых гормонов во время беременности приводит к характерологической переори­ентации по мужскому типу у рождающихся девочек и развитию наклонности к гомосексуализму у рождающих­ся мальчиков.

Возникает закономерный вопрос: почему женщины с синдромом Морриса, имеющие семенники, очень часто интеллектуально выше мужчин, тоже обладающих семен­никами и тоже выделяющих андрогены?

Механизм гиперстимуляции интеллекта женщин при синдроме Морриса заключается в том, что в отличие от мужчин у них гормон не фиксируется в тканях и клетках-мишенях и поэтому сильнее стимулирует интеллектуаль­ную сферу.

Знание биохимии синдрома Морриса открывает воз­можности к познанию прочих гормональных механизмов гениальности. Особое место занимают необыкновенная энергия и сила воли, связанные с высокой сексуальнос­тью или, напротив, порожденные сексуальным воздержа­нием.

В. П. Эфроимсон [5,6] считает, что гиперсексуальность, обусловленную усиленной продукцией андрогенов, можно отнести, хотя и с большой осторожностью, к общему типу внутреннего допинга, стимулирующего не только интеллектуальные возможности, но и общее пси­хоэмоциональное состояние организма.

Повышенная сексуальность (а также биохимические процессы, стоящие за этим), свойственная Ярославу Муд­рому, Атилле, Чингисхану, Ивану Грозному, Генриху IV Бурбону, Петру I, Екатерине II, Жорж Санд, А. С. Пуш­кину, М. Ю. Лермонтову, И. С. Тургеневу, А. Мюссе, Д. Байрону, Г. Гейне, Г. Мопассану, А. А. Блоку, С. А. Есенину, Л. Н. Толстому, И. В. Гете, равно как и полная сублимация секса творчеством (И. Кант, Л. Бетховен), может считаться возможным источником творческой по­тенции.

Гипоманиакальная депрессия, рассматриваемая В. П. Эфроимсоном [5] на основании более или менее регуляр­ного чередования творческой активности и тяжелых деп­рессий, т. е. периодов спада интеллектуальной деятель­ности, эндогенных по своей натуре, была свойственна Д. Свифту, А. Сен-Симону, Н. В. Гоголю, Р. Шуману, В. ван Гогу, Э. Берингу, 3. Фрейду, Т. Рузвельту, Э. Хемингуэю, A. Шопенгауэру. По данным Н. Ellis [9], A. Juda [11], у крупнейших ученых и исторических деятелей гипоманиакальная депрессия встречается в 10 раз чаще, чем у обычных людей (4,0 против 0,4%).

В. П. Эфроимсон [5] считает, что существует опреде­ленная корреляция между высоким уровнем умственной активности и особенностями функционирования мозга, что в свою очередь связано с его объемом. И хотя на этот счет имеется множество противоречивых данных, несо­мненно, что эволюция человечества шла по пути увели­чения объема мозга и поверхности коры больших полуша­рий.

Суммируя роль всех пяти биологических факторов, B. П. Эфроимсон [5] высказывает предположение, что они играют определенную роль в формировании 80 — 90% истинных гениев мировой истории, науки и культуры.

На формирование высокоодаренных личностей боль­шое влияние оказывают многие экзогенные факторы, например, социально-политические и даже экологичес­кие условия. В частности, частота появления гениальных людей резко колеблется во времени и в географическом пространстве. Так, в Афинах времен Перикла за полтора поколения из 60 тысяч афинских мужей выделяют более десяти, до сих пор не утративших своего значения: Перикл, Софокл, Сократ, Платон, Аристофан, Фидий, Фукидид, Ксантипп и др. Приблизительная частота гени­ев 1:6000 говорит о многом. История знает и другие времена вспышкообразного, группового появления гени­ев: эпоха Птолемеев, Медичи, венская эпоха Гайдна, Моцарта, Бетховена, веймарский период немецкой лите­ратуры, развитие микробиологии, связанное с именами Пастера, Коха и т. д. [5];

Согласно исследованиям Е. С. Виноградова [1],в холодное время года рождается больше одаренных людей, чем в теплое. Интересно, что и средний вес новорожден­ных достигает максимума (3040 — 3120 г) в январе — марте, затем до июля — августа наблюдается уменьшение веса до 2940 — 3060 г, а потом вновь отмечается постепен­ное возрастание к январю — февралю. Установлено так­же, что в рождаемости одаренных людей имеет место широтный эффект: она снижается с уменьшением широ­ты. Е.С. Виноградов предполагает, что сезонные колеба­ния рождаемости одаренных людей могут быть обуслов­лены сезонными колебаниями солнечной активности и атмосферного давления. Скорее всего, солнечные и дру­гие погодные факторы влияют на умственные задатки людей по-разному, в зависимости от их индивидуальных особенностей, времени года и географической широты места рождения.

Важное значение в развитии творческой одаренности имеют некоторые характерологические качества, напри­мер такие, как добросовестность, терпение, трудолюбие и т. д. Математик К. Якоби говорил, что всеми своими успехами он обязан не особым природным дарованиям, а упорному тяжелому труду; К. Гаусс утверждал, что отли­чается от других людей только прилежанием [4]. G. Lucaes [12] считал, что гениальность — это не просто одарен­ность, заложенная в человеке в виде потенциальных возможностей, а результат упорного труда.

Большинство выдающихся ученых отличались дли­тельным периодом активной творческой деятельности: А. Эйнштейн — 53 года, З. Фрейд — 55 лет. Ученые, добившиеся высоких результатов, начинали, как правило, очень рано. В возрасте до 22лет опубликовали свою первую работу З. Фрейд, Ч. Дарвин, М. Фарадей, К. Гаусс, Д. К. Максвелл. В то же время имеются и прямо противоположные данные. Так, Эйнштейн поздно на­учился говорить; Р. Декарт считался в школе неспособ­ным; Ю.Либиха исключили из школы за неуспеваемость; в аттестате Г. Гегеля указано, что он совершенно не способен к философии; П. Кюри плохо учился и даже сам считал себя тяжелодумом [4]. И таких примеров множество.

Важными качествами ученого являются способность и потребность к генерированию идей, постоянная их кри­тическая оценка, умение найти своим идеям практичес­кое применение.

Исследователь, лишенный веры в свои идеи, никогда не добьется успеха. Поэтому мало быть генератором идей. Необходимо иметь большую убежденность и стойкость для того, чтобы защитить свою идею, уметь переубеждать противников, находить сторонников и последователей. Для того чтобы творческие способности превратились в творческие достижения, нужны желание, воля, опреде­ленная мотивация, как-то: честолюбие, стремление к престижу, приобретению определенных материальных благ, любознательность и т. д.

Среди черт характера, мешающих научному творчест­ву, следует выделить боязнь неудачи, чересчур высокую самокритичность, лень, трудность начать творческий про­цесс.

L. Trachtman [14] приходит к выводу, что одно из первых условий для развития талантов в обществе — материальный достаток. Если люди тратят 100% энергии на удовлетворение самых насущных человеческих нужд, то в таком обществе таланты не расцветают. В то же время имеется множество примеров, свидетельствующих о том, что именно отсутствие материального достатка заставляло многих одаренных людей интенсивно работать и дости­гать высоких результатов (В. А. Моцарт, Дж. Лондон и многие другие).

По мнению J. Gowan, M. Olson [10], превращению генетической одаренности в реальные достижения спо­собствуют формальное образование, наличие "образцов для подражания", "дух времени", в то время как войны и отсутствие политической стабильности тормозят творчес­кое развитие. Кроме того, творческий климат создается в обществе, в котором "есть чувство общности, чувство совместной цели" и вера в прогресс. Авторы также считают, что в принципе возможно изучить динамику сил, приводящих к появлению гениев, а сознательное использование этих сил позволит увеличить их числен­ность.

У читателя, внимательно прочитавшего эту статью, несомненно возникнет мысль: "Все это, конечно, инте­ресно, но какое практическое значение могут иметь эти данные? " Действительно, трудно давать какие-либо прак­тические рекомендации, когда известно, что творческая одаренность отчасти генетически детерминирована, от­части является следствием ряда заболеваний. Единствен­ное, что напрашивается в качестве вывода, — это более бережное отношение к генофонду одаренных людей (что во все века не было характерно практически ни для одной нации), создание им нормальных условий жизни и твор­чества, раннее выявление одаренных детей и обеспечение условий, способствующих их становлению.

Другой аспект проблемы заключается в том, что потен­циальные возможности человеческого мозга еще практи­чески не изучены. Жизнеописания отдельных гениальных личностей (во многих аспектах обычных людей) свидетельствуют о том, что подобных достижений при определенных, пока не выясненных, условиях могут до­стигнуть многие. Последние достижения в области нейрофармакологии (в частности, в лечении болезни Альцгеймера) доказывают возможность активации мышления и памяти с помощью медикаментозной терапии. Значи­тельные возможности открываются при развитии твор­ческой одаренности у "обычных" людей путем создания соответствующих условий, способствующих активации творческого потенциала, и формирования определенных социальных, моральных, бытовых условий, что будет темой дальнейших сообщений.

 

Литература 

1.Виноградов Е.С. Сезонность в рождаемости одаренных людей //Вестн. истории естествознания и техники. — 1989. — N 4. - С. 96 - 99.

2.Гончаренко Н. В. Гении в искусстве и науке. — М.: Искусство, 1991.— 432 с.

3. Лук А. Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1978. — 128 с.

4. Регирер Е. И. Развитие способностей исследователя. — М., 1969.

5.Эфроимсон В. П. Некоторые биологические факторы умст­венной активности // Вопр. истории естествознания и техники. - 1987. - N 4. - С. 74 - 84.

6. Эфроимсон В.П. Пол и интеллект // Химия и жизнь. — 1995. - N 9. - С.79 - 83.

7. Albert R. S. Toward a behavioural definition of genius // Amer. psychol. Wash. -   1975.- V. 30, N 2.- P. 140 - 151.

8. Beaver D. Reflections on the natural history of eponymy and scientific lazv // Social Stud. Sci. L. — 1976. — V. 6, N 1. - P. 89 -98.

9. Ellis H. A study of British genius. — London, 1927.

10.Gowan J. C, Olson M. The society which maximizes creativity // J. Creat. Behaviour. Buffalo (N.Y.) . - 1979. - V. 13, N 3. - P. 104 -210.

11.Juda A. Hochstbegabung. — Munchen; Berlin: Urban, Schwarzberg, 1953.

12.Lucaes G. On the phenomenology of the creative process // Philos. Forum. Boston (Mass.). - 1972. - V. 3, N 3 - 4. - P. 314 -325.

13. OrowanE. Originofman//Nature. -1955. —V. 175.N4459. - P. 683 - 684.

14.Trachtman L.E. Creative people, creative times // J. Creat. Behaviour. Buffalo (N.Y.). - 1975. - V. 9, N 1. - P. 35 -50. 

Медицинские новости. – 1996. – №5. – С. 37-40. 

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer