• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

О.А. Пересада

Гомеопатический метод в системе медицинских знаний

Минский государственный медицинский институт

Гомеопатия — система лечения, основанная на принципе «подобное излечивается подобным». Это регулирующая терапия с целью воздействия на процессы саморегуляции организма лекарствами, подобранными строго индивидуально, с учетом реактивности больного.

Гомеопатия насчитывает уже 200 лет. За это время она прошла путь от малоизвестного метода лечения до общепринятого направления в медицине. Основателем гомеопатии является немецкий врач Самуил Ганеман (1755-1843), которому принадлежит следующее изре­чение: «Наивысшим идеалом лечения является быстрое, мягкое и окончательное восстановление здоровья или устранение и уничтожение болезни во всей ее целост­ности кратчайшим, наиболее надежным и безопасным способом на основе легко понимаемых принципов» [2].

Это идеал не только для гомеопатов, но и для аллопатов.

В последние годы отмечается значительный рост инте­реса к гомеопатии как альтернативному методу лечения, что связано с загрязнением окружающей среды, на­сыщением организма человека химическими лекарства­ми, ухудшением биологического состава воды, употреб­ляемой в пищу, ослаблением защитных сил организма, увеличением количества канцерогенов, а также с хрони­ческими психоэмоциональными и физическими стресса­ми, с которыми живут миллионы людей во всем мире [5].

Лечение в гомеопатии проводится малыми дозами различных веществ, которые в больших дозах вызыва­ют симптомы, сходные с симптомами данной болезни. Дозы гомеопатических препаратов называются «разве­дениями» (десятичными, сотенными, тысячными). В больших разведениях уже нет молекул действующего вещества, а работает только энергия, «память» веще­ства. Именно это до сих пор вызывает многочисленные споры о механизмах действия гомеопатических лекарств. Научное обоснование эффекта микродоз было сделано швейцарским ботаником Негели в его работе об олигодинамическом действии металлов (1893). Позднее олигодинамическое действие было объяснено адсорбцией ионов металлов поверхностью клеток тканей.

Выдающийся русский фармаколог Н.П. Кравков в работе «О пределах чувствительности живой протоплазмы» (1924) показал, что высокие разведения солей металлов и ядов (до 10-32) оказывают еще заметное вли­яние на сосуды изолированного уха кролика и на пиг­ментные клетки лягушки.

Действие слабых раздражителей было предметом изучения физиологов. Основоположник отечественной физиологии И.М. Сеченов еще в 1868 г. в работе «Об электрическом и химическом раздражении спинномоз­говых нервов лягушки» установил, что раздражения слабой и средней силы легче вызывают рефлекторные движения мышц, чем сильные, которые действуют на рефлекторный аппарат угнетающе.

Исследованием слабых раздражений специально за­нимался Н.Е. Введенский, создавший учение о парабиозе. Сильные раздражения переводят возбуждение нервно-мышечного аппарата в запредельное торможение. Нор­мализующее действие слабых раздражений на аппарат, находящийся в состоянии сильнейшего возбуждения, из­вестно в медицине под названием парадоксального [1].

В последующем вопрос о роли слабых раздражений был всесторонне освещен А. А. Ухтомским в работе о доминан­те. Суть доминанты заключается в интеграции органов тела в единое целое. Длительные, затяжные доминанты могут превращаться, по выражению И.П. Павлова, в очаги па­тологического возбуждения, что имеет место при различ­ных заболеваниях. Корковые доминанты могут стать осно­вой навязчивых идей, страхов, галлюцинаций. Рецидиви­рующая доминанта характерна для аллергических заболе­ваний: астмы, экземы, сенной лихорадки, отека Квинке. Учением о доминанте в физиологии показано, какое боль­шое разрешающее воздействие оказывают микрораздражения на организм, когда он находится в состоянии воз­буждения. Однако вопросы оценки энергетических про­цессов, происходящих в отдельных органах и тканях орга­низма, далеки от своего решения.

Современная наука пришла к признанию биологи­ческой значимости энергетических изменений внутри и вне организма на основании исследований биологичес­ких эффектов электромагнитных полей. Установлено, что все живые структуры чувствительны даже к чрезвычай­но слабым изменениям окружающего магнитного поля, которые могут быть сопоставимы с дозами, используе­мыми в гомеопатии. ЦНС также функционирует в масш­табах гомеопатии. Известно, что 100 миллиардов нервных клеток взаимодействуют между собой с помощью 100 триллионов синапсов с выделением медиаторов. Нервные клетки взаимодействуют между собой посредством хи­мических веществ, сосредоточенных в нервных окончаниях и выделяющихся в синаптическую щель. Синтез нейромедиаторов находится под влиянием пресинаптических рецепторов. Существует обратная связь между концентра­цией медиатора и его синтезом. Нервный импульс обус­ловливает изменения состояния клеточной мембраны и приводит к высвобождению в синаптическую щель меди­атора, концентрация которого составляет примерно 0,1 нмоль/л. С этого момента он может выполнять разные фун­кции, главная из которых — закрепление медиатора на постсинаптических специфических рецепторах. В этом слу­чае он действует либо быстро, но кратковременно, изме­няя ионную проницаемость постсинаптической мембра­ны, либо медленно, но более продолжительное время после вторичного увеличения в клетке циклического АМФ или ГМФ и фосфорилирования некоторых протеинов мембра­ны и нуклеотидов (возможность запоминания информа­ции). Нейропередатчик может выполнять и другие функ­ции. В наших исследованиях обнаружено положительное влияние гомеопатического лечения на динамику цикли­ческих нуклеотидов в плазме крови гинекологических боль­ных. Таким образом, до определенного порога медиатор не оказывает воздействия на постсинаптический рецеп­тор, а может влиять лишь на пресинаптический рецептор. Упрощенно описанный механизм может объяснить общее положение гомеопатии, что вещество в бесконечно малых дозах часто вызывает эффект, противоположный тому, который достигается весомыми дозами этого же вещества. При больших дозах насыщаются постсинаптические обла­сти. При бесконечно малых дозах действие происходит на более тонком пресинаптическом уровне, где должна реа­гировать сама клетка, если она на это способна и если реакция необходима.

Наши исследования [6] продемонстрировали влия­ние гомеопатических препаратов на биохимические па­раметры организма, в том числе на субклеточном уров­не. Кроме циклических нуклеотидов, положительную динамику в процессе классической гомеопатической терапии претерпевали состояние перекисного окисле­ния липидов и антиоксидантная защита организма, ак­тивность ферментов, локализующихся в цитоплазме, лизосомах клетки и наружных плазматических мембра­нах, а также уровни в крови больных ионизированного кальция и неорганического фосфора.

И.П. Павлов писал: «Человек — система в высшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживаю­щая, восстанавливающая, поправляющая и даже совер­шенствующая» [4]. Полученные в многочисленных на­учных исследованиях данные указывают на вероятность существования большого числа функциональных систем, отражающих различные стороны жизнедеятельности организма. При этом одни функциональные системы детерминированы генетически, а другие складываются по мере формирования определенных потребностей орга­низма в процессе его развития. Понимание роли само­регуляции в функциональных системах различного иерар­хического уровня позволяет перебросить мост через про­пасть, разделяющую теоретическую и практическую медицину. Болезнь, по современным представлениям, является состоянием, обусловленным нарушениями структуры и функций организма и его реакциями на эти нарушения. Из этого утверждения следует, что по крайней мере одним из направлений в лечении болезней является нормализация гомеостатических показателей организма, достижение которой возможно с помощью саморегуляторных механизмов различных функциональ­ных систем. Арсенал современной академической меди­цины, использующей, в частности, принцип "противо­положное лечит противоположное», в разной степени учитывает принцип саморегуляции организма.

Как известно, выделяют этиотропную терапию, на­правленную на устранение причин болезни; патогене­тическую терапию, т.е. воздействие на процессы разви­тия болезни с целью их прерывания или ослабления; симптоматическую терапию, имеющую целью ликвида­цию тяжелых для больного проявлений болезни; меро­приятия, направленные на восстановление нарушенных болезнью функций (реабилитация) или их замещение (заместительная терапия). Патогенетическая, симптома­тическая терапия, а также реабилитационные мероприятия используют саморегуляторные механизмы организ­ма для восстановления гомеостатических показателей. Принцип саморегуляции является ведущим при исполь­зовании некоторых методов традиционной медицины, представленной рефлексотерапией (акупунктура), ману­альной терапией, фитотерапией и гомеопатией.

В последние десятилетия медицина пережила небыва­лый подъем в связи с усовершенствованием антибиотико- и гормонотерапии, реанимационных методик, гене­тических технологий и др. Однако эти успехи касаются прежде всего болезней с серьезной органической недо­статочностью, где аллопатическая медицина до сих пор недостаточно эффективна. В случаях длительно текущих, часто рецидивирующих процессов у пациентов со сни­женными защитными силами организма и множеством сопутствующих болезней, а также аллергической настро­енностью на ряд медикаментов возможно применение гомеопатии. Этот метод предлагает лечить, стимулируя защитные силы организма, и делает это благодаря лекар­ствам, представляющим в их экспериментальном патоге­незе все симптомы заболевания. Следовательно, гомео­патия может не только лечить, но и предупреждать бо­лезнь. Гомеопатия способна расширить искусство лече­ния, она позволяет уменьшить аллопатические назначе­ния и, следовательно, прибегать к аллопатии только в тех случаях, когда она необходима. Не вызывая побочных эффектов, гомеопатия отвечает основному принципу вра­чебной деятельности: не навреди. Наконец, гомеопатия позволяет лечить с наименьшими затратами, что далеко не безразлично не только в нашей республике, но и во всем мире. Например, в Индии гомеопатия — составная часть государственной медицины. В 1995 г. был издан при­каз Минздрава Российской Федерации «Об использовании методов гомеопатии в практике здравоохранения». На сего­дняшний день больше всего гомеопатических лекарств в Западной Европе. На них приходится 86,3% рынка биоло­гических препаратов. Это объясняется тем, что многие зарубежные врачи давно успешно сочетают два метода лечения — аллопатию и гомеопатию и достаточно ком­петентны, чтобы выбрать именно тот метод, который будет наиболее эффективен для данного больного.

Гомеопатия конца XX — начала XXI века имеет две ветви: аналитическая — понять механизм действия лекарств на клеточном уровне — и синтетическая, которая, по об­разному выражению французского педиатра-гомеопата Д. Гранжоржа, позволит понять и «дух лекарства» [3].

Гомеопатия лечит не болезнь, а больного, следова­тельно, не существует средств "от пневмонии" или "от гипертонии". Лекарство должно быть тщательно подо­брано, исходя из конституциональных особенностей данного больного, из совокупности его физических и психических характеристик, индивидуального способа реагирования на болезнь, особенностей обмена веществ, факторов внешней среды. Наиболее эффективно не про­сто устраняет внешние симптомы болезни, но прежде всего воздействует на внутреннюю ее причину лекар­ство, выбранное по принципу совпадения лекарствен­ного "портрета" с конституцией больного.

Бытует мнение, что гомеопатические препараты яв­ляются плацебо и оказывают психологическое воздействие на больных. Результаты проведенных в последнее время многочисленных клинических испытаний различных пре­паратов двойным слепым методом подтвердили эффек­тивность гомеопатических средств лечения и отличие их действия от эффекта плацебо. С помощью гомеопатии лечат не только взрослых, но и детей, в том числе ново­рожденных, и даже животных. Вряд ли эти контингента подвержены серьезному психотерапевтическому воздей­ствию, а между тем эффективность от правильно подоб­ранных гомеопатических препаратов довольно высокая. Именно педиатры и ветеринары наиболее широко ис­пользуют в своей практике гомеопатию.

Гомеопатические препараты делятся на несколько групп: растительные, животные, минералы, кислоты и соли, металлы, продукты пораженного организма (нозоды). Существуют гомеопатические средства первой помощи (в случаях острого приступа стенокардии, ал­лергии, пищевых отравлений, укусов насекомых, при кровотечениях от мелких бытовых травм и др.). Однако большинство гомеопатических средств, принимаемых пациентами с хронической патологией, рассчитано на длительное лечение. Гомеопатические препараты могут применяться с профилактической целью, например во время эпидемии гриппа (гомеопатический антигриппин). Незаменимы средства гомеопатии для пациентов, вы­ходящих из тяжелого состояния после оперативных вме­шательств, состояний интоксикации, психологическо­го стресса, требующих повышения защитных сил орга­низма, в том числе иммунологической коррекции.

Во время гомеопатического лечения возможно обо­стрение основного или сопутствующих заболеваний, обычно расцениваемое гомеопатами как сильное действие правильно подобранного препарата и снимаемое извест­ными гомеопатам методиками. Побочные эффекты край­не редки, так как даже неправильно подобранный пре­парат не способен оказать достаточно выраженного вли­яния на организм и элиминируется обычными путями.

Любой метод имеет свои ограничения. Границы при­менения гомеопатии определяются многими фактора­ми. Так, например, грамотный гомеопат не возьмется лечить приступ острого аппендицита, большие камни в почках и желчном пузыре, острый инфаркт миокарда или свежий сифилис, а также не назначит курс лечения при опухолевом процессе без консультации онколога и необходимого комплекса исследований. Присущее каж­дому врачу чувство ответственности за своего пациента у гомеопатов выражено особенно остро. В то же время удачная терапия стимулирует повторное обращение к гомеопатам в связи с простотой приема, экономичнос­тью, эффективностью гомеопатических препаратов и возможностью амбулаторного лечения.

Рассматривая методы традиционной медицины, к которым относится гомеопатия, с позиций теории фун­кциональных систем, отметим, что, несмотря на разно­образие ее методов, все они в конечном счете направле­ны не на устранение причин, вызывающих конкретную патологию, а на мобилизацию защитных, адаптивных сил организма, направленных на восстановление здо­ровья. Это означает, что методы традиционной медици­ны не могут быть «альтернативными» по отношению к приемам классической медицины. Более правильным будет употреблять термин «комплементарная медицина», поскольку речь идет не о противопоставлении одних методов лечения другим, а об использовании как акаде­мической медицины, так и дополнительных методов традиционной медицины, имеющих в конечном счете единственную цель — сохранение здоровья человека.

В 1991 г. врачи-энтузиасты Беларуси, пытавшиеся искать новые лечебные подходы, объединились в гоме­опатическую ассоциацию. С тех пор в республике начали практиковать врачи-гомеопаты, возрождая метод гоме­опатического лечения, который довольно широко и дав­но применялся врачами России, Украины, стран Бал­тии и дальнего зарубежья. В Беларуси официально при­знаны более ста гомеопатов. Открыты гомеопатические центры. Во многих поликлиниках и некоторых стацио­нарах ведут прием специалисты в разных отраслях меди­цины, использующие гомеопатический метод или го­меопатические препараты. В 1999 г. Республиканское го­меопатическое общество вошло в состав Белорусской ассоциации врачей, совместным решением Минздрава РБ и РГО в БелМАПО открыты курсы первичной под­готовки и усовершенствования врачей-гомеопатов.

Гомеопатия находится в активном периоде своего развития, научного утверждения и признания.

 

Литература 

1.     Вавилова Н.М. Гомеопатическая фармакодинамика. – Ро­стов н/Д: Изд–во НПК «Гефест», 1992.

2.     Ганеман С. // Органон врачебного искусства / Пер. с англ. – М: Атлас, 1992.– С. 50.

3.     Гранжорж Д. // Точная гомеопатия. Дух лекарства / Пер. с франц. – СПб., 1992.

4.     Павлов И.П. Полн. собр. соч. – М., 1951. – Т. 2, кн. 2. – С. 187–188.

5.     Пересада О. А. Гомеопатическое лечение акушерских и гинекологических нарушений: Справочник. – Мн.: Беларусь, 1998.

6.     Пересада О.А. // Здравоохранение. – 1998. – № 8. – С. 13– 15. 

 

Медицинские новости. – 2000. – №11. – С. 26-28. 

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer