• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

В.П. Филонов, С.М. Соколов, Н.Ф. Фарино

Основные направления развития гигиены детей и подростков на современном этапе в Республике Беларусь

Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт, Министерство здравоохранения Республики Беларусь

В последние годы в Республике Беларусь склады­вается определенная модель государственной политики, которая предусматривает всестороннюю га­рантированную защиту государством и обществом де­тей, семьи, материнства. Именно эта задача является стержневой в принятом в 1993 г. Законе РБ "О правах ребенка", который основывается на Конвенции ООН "О правах ребенка". Особое внимание и социальная за­щита гарантируются детям с особенностями психо-физического развития, лишенным своего семейного окру­жения или очутившимся в иных неблагоприятных усло­виях и экстремальных ситуациях.

С целью практической реализации Конвенции ООН "О правах ребенка", Закона Республики Беларусь "О правах ребенка" в Беларуси разработан и утвержден Ука­зом Президента Республики Беларусь от 19.04.1995 года Национальный план действий по охране прав ребенка на 1995-2000 гг., который многосторонне охватывает вопросы жизни и воспитания подрастающего поколе­ния. Указом Президента Республики Беларусь от 18.03.1996 года создана Национальная комиссия по пра­вам ребенка, утверждены Положение о ней и состав. Данный государственно-общественный орган призван координировать решение вопросов государственной по­литики в отношении детей, поскольку проблема здоро­вья подрастающего поколения не может быть решена только силами органов здравоохранения.

Детское население — наиболее ранимая и самая чув­ствительная к неблагоприятным воздействиям окружа­ющей среды возрастная группа. Тенденцию к измене­нию показателей здоровья детского населения следует рассматривать как барометр социально-экономического развития общества и критерий санитарно-эпидемиоло­гического благополучия всего населения. Низкий уро­вень здоровья при рождении, последующее снижение адаптационных возможностей организма, ускоренное формирование хронической патологии, характерные для здоровья нынешнего поколения, обусловлены экологи­ческим и социальным неблагополучием прошлых лет. Для детей не существует "краткосрочных" последствий. Дет­ство — короткий, но крайне важный этап жизни, на котором закладываются основы здоровья.

Комплексное изучение процессов формирования здо­ровья подрастающего поколения в системе человек — ок­ружающая среда выявило длительно существующие в на­шей республике проблемы, связанные со средой обита­ния ребенка и его жизнеобеспечением, стимулирующие накопление негативных явлений в здоровье населения в целом. Поскольку проявления таких отрицательных эффек­тов, как рост хронической патологии, учащение рожде­ния детей с врожденными уродствами, снижение фертильного здоровья женщин, отрицательный прирост населе­ния, отдалены по времени и не сразу замечаются обще­ством, процесс формирования здоровья может сделаться неуправляемым. Однако здоровьем ребенка нужно и мож­но управлять, ибо общество, члены которого имеют низ­кий уровень здоровья, рано или поздно будет вынуждено тратить огромные средства на его поддержание.

Устойчивое развитие любого государства возможно только при условии здорового населения. В нашей респуб­лике демографическая структура населения ухудшается. В частности, за последние годы доля детей до 15 лет умень­шилась с 27,6 до 23,5%. Если в 1975 г. число детей превы­шало количество пожилых людей (старше 60 лет) на 69,7%, то к началу 1995 г. — только на 12,7%. Численность сельских детей в общей структуре населения за последние 20 лет сократилась почти в 2 раза и составляет лишь 28%. В неко­торых районах доля молодежи не превышает 3—6%.

Экологическая ситуация и неблагоприятные демогра­фические и социально-экономические тенденции повлек­ли за собой ухудшение здоровья детского населения, по­ставив эту проблему в число национальных приоритетов. В последние годы негативная динамика состояния здоро­вья приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом заболеваемости по всем основным классам болез­ней. Так, среди белорусских школьников отмечается рост заболеваемости гастритом (в 10,5 раза), язвой желудка (в 2,3 раза), у 7% детей наблюдается увеличение щитовид­ной железы, 23% имеют различные хронические заболе­вания, 65 % — функциональные отклонения. Увеличился процент детей с заболеваниями, получившими у меди­ков название "школьных" (нарушения осанки и зрения). К пятому классу нарушение осанки выявляется у 40% школьников. У 21% первоклассников наблюдаются не­рвно-психические расстройства. К моменту окончания школы этот процент увеличивается до 93. В результате 2/3 выпускников школ имеют медицинские ограничения при выборе профессии, более чем 50% допризывников про­тивопоказана служба в армии [9].

Отмеченные негативные тенденции характерны для всех постсоветских государств [1—7, 10—12], однако в условиях экологически неблагополучной Беларуси этот вопрос приобретает особую актуальность.

Тревожит рост заболеваемости подростков. За после­дние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц школ уменьшилось до 6,3%, а количество девушек, имеющих хронические болезни, увеличилось до 75% [2]. Анализ заболеваемости в зависимости от пола и возраста позво­лил установить, что у девочек в 2,3 раза чаще, чем у подростков-мальчиков, выявляются болезни органов дыхания (15,7 и 6,7% соответственно), а также эндо­кринной системы (7,8 и 2,7%). В группе мальчиков почти в два раза чаще, чем у девочек, встречаются заболева­ния органов пищеварения — 35,3% против 18,6% [6]. Такой низкий уровень здоровья представляет реальную угрозу для будущего нации.

На фоне неблагополучия в соматическом здоровье среди подростков наблюдается рост "социальных" бо­лезней [1]. В 1997 г. 0,8% подросткового населения в воз­расте от 15-19 лет обратилось за медицинской помо­щью по поводу сифилиса. При этом в последние 5 лет уровень заболеваемости сифилисом в этой возрастной группе растет. В подростковой группе 18-19-летних уро­вень заболеваемости сифилисом вырос в десятки раз. Исследования [1] показывают, что на протяжении пос­ледних 3 лет от 0,85 до 1% всех подростков в возрасте 15-17 лет имеют диагнозы алкоголизм, токсикомания, наркомания.

При снижении темпов общей рождаемости доля рож­дений женщинами моложе двадцати лет увеличилась по­чти в 2 раза, а рост рождений у незамужних матерей — с 6,4% в 1980 г. до 13,3% в 1995 г. [4], что позволяет предпо­ложить тесную связь этих показателей. Постоянно растет число осложнений беременности и родов [8]. Ухудшение здоровья женщин фертильного возраста приводит к ис­кажению первого экологического пространства ребенка (организм матери). Такая тенденция в условиях кризис­ной ситуации в экономике и резкого падения уровня жизни является предвестником значительных проблем как для ребенка и матери, так и для общества в целом.

В Беларуси с 1990 г. по конец 1995 г. число зарегистри­рованных сирот и детей, оставшихся без попечения, вы­росло на 56%. В настоящее время в республике их число превышает 12000. В основном это дети с отклонениями в состоянии здоровья, для которых существует сеть объек­тов, обеспечивающих их лечение, медицинскую реабили­тацию, обучение, отдых: 2 детских дома для детей с физи­ческими недостатками, 7 — для психохроников, 12 школ-интернатов для детей с задержкой психического разви­тия, 46 — для умственно отсталых детей, 13 — для слабо­слышащих и глухих, 6 — для слепых и слабовидящих, 1 — для детей с последствиями полиомиелита и ДЦП, 6 — для детей с тяжелыми нарушениями речи, 3 школы рабочей молодежи для глухих и слабослышащих. На начало 1997/98 учебного года в школах для детей с недостатками в ум­ственном и физическом развитии обучалось 21500 детей.

Существующая материально-техническая база воспи­тательно-образовательных учреждений зачастую не обес­печивает оптимальных, гигиенически целесообразных условий обучения и режима дня в целом. Подавляющее большинство действующих учреждений построено по ти­повым проектам. Значительные сроки службы зданий обусловливают их неудовлетворительное техническое состояние, потребность в ремонте. По типовым схемам организуются и земельные участки, тем самым програм­мируется игровая деятельность детей. Плавательные бас­сейны имеются только в 1,2% школ. Часть школ пере­полнена: в республике около четверти детей учится во вторую смену, а 0,27% — даже в третью.

Школы резко различаются по вместимости: в городах есть "гиганты", где учатся по 2 тысячи детей, в деревнях — "карликовые" школы на 10—20 и менее учеников. От­крываются "элитные" государственные гимназии и ли­цеи, частные коммерческие малокомплектные школы, воскресные школы при храмах разных конфессий. Нор­мативные документы, регламентирующие работу подоб­ных учебных заведений нового типа, отсутствуют.

Реформа образования, которая проводится в респуб­лике, не имеет должного медико-гигиенического обосно­вания. Школьные программы чрезвычайно насыщены. Их освоение предполагает интенсивную работу ребенка в школе и дома после уроков. Органический дефект школь­ных программ — ориентация на абстрактного среднего ученика, вследствие чего они "не развивают" самых спо­собных и слишком сложны для детей с замедленным раз­витием. Последние даже при 12-часовом рабочем дне не в состоянии освоить материал по всем предметам. А не ус­певающие в школе дети (как правило, дети из неблаго­получных семей) составляют большинство среди несо­вершеннолетних правонарушителей.

Сегодня требуется принятие неотложных комплексных мер с консолидацией усилий государственных органов, общественных организаций и всего населения по охране здоровья детей. Результатом их реализации должно стать обеспечение государственных гарантий охраны здоровья детей и подростков, стабилизация (а в дальнейшем и улуч­шение) показателей здоровья и снижение предотврати­мых потерь здоровья детского населения республики.

Основные задачи службы гигиены детей и подростков республики:

-   разработка региональной нормативно-правовой базы Республики Беларусь в области гигиены детей и подростков (по охране труда несовершеннолетних; по охране здоровья сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей; по оптимизации учебно-воспитательно­го процесса в условиях реформирования школы; лицен­зирование всех обучающих программ, особенно в аль­тернативных образовательных учреждениях, и т.п.);

-   совершенствование системы государственного контроля над движением финансовых средств, предназ­наченных для отраслей гигиенической науки (в частно­сти, для гигиены детей и подростков);

-   оптимизация системы Государственного санитарно­го надзора за детскими и подростковыми учреждениями;

-   совершенствование службы оказания лечебно-профилактической помощи детям;

-   повышение уровня квалификации медицинских работников лечебной и профилактической сети путем совершенствования системы подготовки, переподготовки и аттестации;

-   интеграция гигиены детей и подростков и неко­торых клинических дисциплин;

-   обеспечение комплексности, этапности, систем­ного подхода и целевого планирования мониторинга состояния здоровья и факторов риска, позволяющего научно обосновать оперативные решения санэпидслужбы с целью улучшения санитарно-эпидемиологическо­го благополучия детского населения;

-   развитие единого подхода к информатизации от­расли, активное использование информационных тех­нологий для повышения эффективности решения про­блем экологии детства;

-   разработка и реализация целевых межведомствен­ных программ по сохранению и формированию здоро­вья детей и подростков;

-   профилактика соматических, инфекционных, в том числе социально значимых заболеваний; валеологизация образования.

Ближайшие перспективы научной деятельности по ги­гиене детей и подростков прежде всего будут связаны с реализацией двух документов: Закона Республики Бела­русь "О санитарно-эпидемическом благополучии населе­ния11 и Концепции развития санэпидслужбы Республики Беларусь на период до 2004 г. Оба этих документа опреде­ляют принципы и формы участия научных учреждении в реализации задач по достижению санитарно-эпидемического благополучия населения, в том числе детского.

Приоритетным проблемным направлением работы будут исследования состояния здоровья детских и под­ростковых контингентов республики; анализ причинно-следственных связей между отдельными классами болезней и факторами риска; разработка и реализация тер­риториальных программ охраны здоровья, профилакти­ки соматических и инфекционных заболеваний; коор­динация деятельности заинтересованных ведомств и Центров Государственного санэпиднадзора.

При подготовке документов нормативной базы и пра­вового обеспечения предусматривается разработать и уточ­нить те, которые регламентируют нормирование факто­ров внешней среды для детей разного возраста; совре­менные количественные методы оценки факторов, оп­ределяющих состояние здоровья ребенка; систему пока­зателей порядка сбора, учета и обработки статистическо­го материала в области гигиены детей и подростков; дру­гие документы, согласующиеся с заинтересованными ми­нистерствами и ведомствами.

При совершенствовании схемы финансирования в си­стеме здравоохранения необходимо придать реальную дей­ственность положению о приоритете профилактической медицины и прежде всего гигиены детей и подростков.

Следует усилить все звенья контроля за средой обита­ния ребенка с обеспечением органов Госсаннадзора по гигиене детей и подростков необходимой материальной и лабораторной базой, квалифицированными кадрами; совершенствовать медицинское обслуживание детей в различных типах детских и подростковых учреждений.

Основным научным и научно-методическим звеном службы гигиены детей и подростков является отдел гиги­ены детей и подростков БелНИСГИ, деятельность кото­рого интегрирована с работой всех структурных подраз­делений института и направлена на решение наиболее сложных научных и научно-прикладных проблем в об­ласти гигиены детства. Основная деятельность отдела гигиены детей и подростков — выполнение научно-ис­следовательских работ по комплексной оценке влияния окружающей среды на здоровье растущего организма, определению управляемых факторов, способных обес­печить санитарно-эпидемиологическое благополучие детского населения. Отдел обеспечивает научное сопро­вождение и осуществляет контроль за внедрением оздо­ровительных и профилактических мероприятий, следу­ющих из материалов исследования.

Перспективные и приоритетные научные направления де­ятельности отдела гигиены детей и подростков БелНИСГИ:

-   разработка методологических подходов к ведению социально-гигиенического мониторинга здоровья дет­ского населения республики с обоснованием прогноза и тенденций ожидаемых изменений в состоянии здоровья детей, а также связанных с ними социально-экономи­ческих последствий для принятия соответствующих пла­нировочных и управленческих решений на всех уровнях;

-   исследование состояния здоровья детских и под­ростковых контингентов, совершенствование методичес­ких приемов объективной оценки взаимодействия фак­торов среды и организма ребенка;

-   изучение причинно-следственных связей и меха­низмов реагирования растущего организма на сочетанное воздействие внешних факторов разной природы и интенсивности с обоснованием гигиенических регламен­тов этих факторов;

-   определение долевого влияния комплекса факто­ров среды на показатели здоровья, научное обоснова­ние ранжирования приоритетного ряда необходимых профилактических и оздоровительных мероприятий;

-   гигиеническое обоснование планировочных реше­ний разных типов детских и подростковых учреждений в связи с реформированием системы образования;

-   изучение среды обитания сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей, выявление закономернос­тей формирования их здоровья, разработка гигиеничес­ких регламентов действующих факторов в целях сохране­ния и формирования здоровья данного контингента;

-   исследование влияния учебно-воспитательного процесса на соматическое и нервно-психическое здоро­вье учащихся в различных типах учебных заведений, в местностях с разным уровнем техногенной нагрузки на природную среду в условиях реформирования школы и внедрения новых моделей и технологий обучения;

-   изучение воздействия физических факторов на организм работающих подростков, научное обоснова­ние гигиенических регламентов этих факторов;

-   физиолого-гигиеническая оценка условий обуче­ния на видеодисплейных терминалах детей дошкольно­го, школьного возраста и детей-инвалидов;

-   методическая помощь при внедрении новых ме­тодов донозологической диагностики, профилактичес­ких и оздоровительных мероприятий в детских и подро­стковых коллективах, в том числе путем повышения квалификации врачебных кадров, кадров системы Ми­нистерства образования, улучшения подготовки студен­тов медико-профилактического факультета.

Для решения научных и прикладных проблем гигие­ны детей и подростков отдел тесно взаимодействует со специалистами Министерств здравоохранения и обра­зования Беларуси, Республиканским центром гигиены и эпидемиологии МЗ РБ, кафедрой гигиены детей и подростков МГМИ, Республиканским центром здоро­вья МЗ РБ, ГП ЦЭСМ, ГП "Испытательный центр TOOT", что обеспечит комплексный межведомственный подход к решению вопросов охраны и формирования здоровья подрастающего поколения Беларуси.

 

Литература 

1.     Алексеев СВ. // Эколого-социальные вопросы защиты и охраны здоровья молодого поколения на пути в XXI век. — СПб., 1998.-С. 16-19.

2.     Баранов А.А. // Экологические проблемы педиатрии. — М., 1998.-С. 5-15.

3.     Галлямов А.Б. Гигиенические проблемы охраны здоро­вья детского населения в крупном городе и пути их решения: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — СПб., 1998. — 34 с.

4.     Дети риска в Центральной и Восточной Европе: угрозы и надежды / Региональный мониторинговый доклад № 4. — 1997.-С. 136-137.

5.     Карцевский А.В. // Нижегород. мед. журнал. — 1999. — № 3.-С. 17-20.

6.     Молодцов С.А., Катаев И.А. Особенности здоровья под­ростков и пути его укрепления / Учеб.-метод, пособие. — Н.Нов­город, 1997. - 24 с.

7.     Сердюковская Г.Н., Бережков Л.Ф., Белявская В. И. Изу­чение состояния здоровья детей и подростков и факторы, его определяющие: Докл. Всерос. совещ. специалистов по гигиене детей и подростков. — М., 1993. — С. 6-11.

8.     Сорокина С.Э., Искрицкий A.M. // Мед. новости. — 1999. -№ 10.-С. 16-18.

9.     Стражев В.И. Состояние и пути развития школьного образования в Республике Беларусь: Доклад на 1-м съезде учи­телей РБ. - Мн., 1997. - 51с.

10.    Сукало А.В., Станкевич З.А. // Здравоохр. Беларуси. — 1994.-№ 1.-С. 67-68.

11.    Суханова НИ. Физическое развитие детей и подрост­ков к концу XX века; связь с биологическими и социально-гигиеническими факторами: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 1996. -48 с.

12.     Усанова Е.П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактичес­кой и оздоровительной работы в школе: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — Н. Новгород, 1997. — 43 с.

  

Медицинские новости. – 2000. – №12. – С. 20-23.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer