• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

С. А. Наумович

Итоги деятельности стоматологической службы Республики Беларусь в 2006 г. и перспективы её дальнейшего развития

Белорусский государственный медицинский университет

В Республике Беларусь действует государственная система поддержки и функционирования сети стоматологических организаций здравоохранения, система плановой санации (оздоровления) детского населения, этапность и преемственность оказания стоматологической помощи (консультативной, амбулаторно-поликлинической, стационарной), обеспечивается принцип социальной справедливости и доступности стоматологической помощи, профилактическая направленность работы стоматологической службы, экономическая, социальная и медицинская эффективность, единство медицинской науки и практики.

Стоматологическая помощь — одна из самых массовых в системе здравоохранения. Ежегодно к стоматологам обращаются примерно 15 млн пациентов. За последние 10 лет в стоматологической практике значительно изменились методы лечения и технологии. Оздоровление полости рта, применение современных высокоэффективных методов лечения стоматологических заболеваний, обеспечивающих длительный эффект стоматологического здоровья, положительно влияют на общее здоровье человека, на продолжительность жизни и трудоспособность населения, являются одним из элементов общей охраны здоровья и благосостояния общества.

Современная стоматология представляет собой высокоспециализированное, наукоемкое и трудоемкое производство со своей четко выраженной медико-биологической, клинической, организационно-экономической и правовой спецификой. От других медицинских специальностей стоматологию отличает ряд основных особенностей: высокая доля материального продукта, создаваемого в процессе оказания ортопедической, терапевтической, хирургической, ортодонтической стоматологической помощи; высокий уровень технической и инструментальной оснащенности рабочего места специалистов; автономность средств производства стоматологических услуг и конструкционных материалов; специфичность профилактических, диагностических и лечебных технологий, предметов труда квалифицированного персонала и его подготовки; высокая интенсивность труда, характерная для поточного производства.

Более 98% стоматологических больных получают лечение в амбулаторно-поликлинических условиях, где наряду с оказанием бесплатной (бюджетной) стоматологической помощи развивается платная помощь, которая в настоящее время при благоприятных экономических условиях получила возможность для более конструктивного развития. В общем объеме платных медицинских услуг, оказанных государственными организациями здравоохранения в 2005—2006 гг., стоматологические составили 48—50%. Увеличение объема платных стоматологических услуг сверх гарантированного государством объема бесплатной стоматологической помощи в государственных организациях здравоохранения уменьшает зависимость стоматологической службы от республиканского и местных бюджетов, расширяет пределы финансово-хозяйственной самостоятельности государственных организаций здравоохранения, способствует формированию конкурентного рынка платных стоматологических услуг, предоставляемых населению государственными и частными структурами.

Развитие стоматологической службы в Республике Беларусь в ближайшие годы будет проходить в условиях перехода от планирования финансовых средств по сетевым показателям к планированию, основанному на нормативах бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя и объемных показателях деятельности. Основная сложность этого периода для стоматологии — неполное бюджетное финансирование. В этих условиях стоматологическая служба должна развиваться по следующим трем взаимосвязанным направлениям:

1)      реструктуризация и переориентация системы стоматологической помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи с акцентом на массовую первичную профилактику и высококачественную, своевременную неотложную помощь;

2)      законодательное определение и утверждение перечня государственных минимальных социальных стандартов в области стоматологии, осуществляемого за счет бюджетного финансирования;

3)      дальнейшее развитие инфраструктуры платного лечения в государственных организациях здравоохранения и организациях, основанных на различных формах собственности (платные кабинеты; платные стоматологические отделения; акционерные общества; унитарные предприятия).

Реализация этих подходов позволит обеспечить качественно новый уровень оказания стоматологической помощи населению РБ.

В 2006 г. стоматологическая служба развивалась по следующим основным направлениям:

- практическая реализация «Концепции развития стоматологической службы Республики Беларусь на 2003—2007 гг.» и «Программы профилактики кариеса зубов и болезней периодонта среди населения Республики Беларусь»;

- подведение итогов выполнения «Программы переоснащения материально-технической базы стоматологической службы Республики Беларусь на 2001—2005 гг.» и разработка проекта на 2008—2012 гг.;

- завершение работы над новым прейскурантом цен на стоматологические услуги;

- выполнение приказа Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.03.2003 г. № 47 «Об утверждении Положения о системе оценки и контроля качества стоматологической помощи в организациях здравоохранения Республики Беларусь»;

- санация (оздоровление) детского населения в организованных коллективах;

- развитие платных стоматологических услуг в государственных организациях здравоохранения и формирование внебюджетных средств для улучшения материально-технической базы стоматологической службы, внедрения современных технологий и методов лечения стоматологических заболеваний;

- разработка и утверждение новых клинических протоколов диагностики и лечения стоматологических больных;

- разработка и утверждение новых унифицированных форм первичной медицинской документации в стоматологической службе;

- разработка новой редакции «Инструкции о порядке сбора, учета, хранения, переработки драгоценных металлов в сплавы, применяемые при зубопротезировании».

В 2006 г. были проведены Международная научно-практическая конференция «Современные технологии в диагностике и лечении зубочелюстнолицевых аномалий» (Минск, 31.03.06 — 01.04.06 г.) и 5-я Международная научно-практическая конференция по стоматологии в рамках выставки «Стоматология Беларуси-2006» (г. Минск, 31.10.06 — 03.11.2006 г.).

В течение 2006 г. произошли существенные изменения в организационной структуре стоматологических учреждений в большинстве регионов республики.

В 2006 г. в стоматологической службе функционировало:

69 стоматологических поликлиник, в составе которых действовало 95 бюджетных лечебно-профилактических отделений, 63 кабинета, оказывающих платные услуги; 94 кабинета, осуществляющих платно-бюджетный приём; 36 платных лечебно-профилактических отделений; 58 ортопедических отделений; 67 зуботехнических лабораторий; 20 детских отделений; 10 детских кабинетов; 3 ортодонтических отделения; 24 ортодонтических кабинета.

— В составе 913 государственных организаций здравоохранения действовало 110 бюджетных лечебно-профилактических отделений, 136 зуботехнических лабораторий, 15 детских отделений, 2 ортодонтических отделения, 911 лечебно-профилактических кабинетов (в том числе 33 кабинета, оказывающих платные услуги, и 258 кабинетов, осуществляющих платно-бюджетный приём), 37 ортопедических отделений, 83 ортопедических кабинета, 32 детских кабинета, 20 ортодонтических кабинетов.

— В учреждениях образования, на предприятиях и в организациях функционировало 665 стационарных стоматологических кабинетов, в том числе 15 в ВУЗах и НИИ, 66 в средних специальных учебных заведениях, 495 в средних школах и дошкольных учреждениях и 89 на промышленных предприятиях, а также 19 передвижных стоматологических кабинетов по республике.

Сеть государственных организаций здравоохранения, оказывающих стоматологическую помощь населению, развита достаточно, соответствует численности и демографической структуре населения. Стоматологическая помощь в республике доступна.

В городах и районных центрах республики, по представленным нам сведениям, работало 408 субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих стоматологические услуги (юридические лица — 189, индивидуальные предприниматели — 219). Сеть субъектов предпринимательской деятельности развивается неравномерно и формируется имеющимся (меняющимся и развивающимся) рынком платных стоматологических услуг.

В 2006 г. в стоматологической службе государственных организаций здравоохранения работало 7546 (в 2005 г. — 6938) специалистов стоматологического профиля, в том числе:

- врачей-стоматологов всех специальностей — 3.973 (в 2005 г. — 3.363) человека;

- зубных врачей и фельдшеров — 1.726 (в 2005 г. — 1.717) человек;

- зубных техников — 1.847 (в 2005 г. — 1.858) человек;

Укомплектованность по штатным должностям в среднем по республике в 2006 г. составила:

- врачами-стоматологами всех специальностей — 92,85% ( в 2005 г. — 91,1%);

- зубными врачами и фельдшерами — 94,55% ( в 2005 г. — 95,7%);

- зубными техниками — 92,2% (в 2005 г. — 91,2%).

По физическим лицам:

- врачами-стоматологами всех специальностей — 80,3% ( в 2005 г. — 79,3%);

- зубными врачами и фельдшерами — 92,1% ( в 2005 г. — 95,4%);

- зубными техниками — 92,7% (в 2005 г. — 92,2% ).

Наиболее низкий процент укомплектованности врачам-стоматологам отмечается в Гомельской, Гродненской и Минской областях (по штатным должностям соответственно 90,65; 89,15 и 90,96%).

Данные об обеспеченности специалистами стоматологического профиля на 10.000 населения представлены в табл. 1.  

Должность

Брестская обл.

Витебская обл.

Гомельская обл.

Гродненская обл.

Могилёвская обл.

Минская обл.

город Минск

В целом по РБ

Врачи-стоматологи всех специальностей

3

2,29

1,9

2,92

3,07

4,4

6,28

3,40 (в 2005 г. – 3,3);

Зубные врачи и фельдшеры

1,7

2,51

3

1,64

2,05

1,4

0,17

1,78 (в 2005 г. – 1,75)

Всего

4,7

4,8

4,9

4,56

5,12

5,8

6,45

5,19 (в 2005 г. – 5,1)

Таблица 1. Обеспеченность специалистами стоматологического профиля по регионам Республики Беларусь (на 10.000 населения) 

В 2006 г. в структурах предпринимательской деятельности работало примерно 2299 (в 2005г. — 1240) специалистов стоматологического профиля, в том числе:

- врачей-стоматологов всех специальностей — 1368 (в 2005г. — 1100 ) чел.;

- зубных врачей и фельдшеров — 54 (в 2005г. — 20 )чел.;

- зубных техников — 166 (в 2005г. — 120) чел.

Учитывая, что отчеты о медицинской стоматологической деятельности за 2006 г. поступили в целом по республике от 80 — 85% (по г. Минску 70 — 75%) субъектов частного предпринимательства, количество специалистов стоматологического профиля, работающего в этих структурах, реально превышает 2299 человек. Это дает основание говорить о значительном оттоке квалифицированных специалистов стоматологического профиля из государственных организаций здравоохранения в структуры предпринимательской деятельности.

В 2006 г. аттестовано 1117 врачей-стоматологов всех специальностей (в 2005г. — 2525), что составило 86,94% (в 2005г. — 93,2%) от всех врачей-стоматологов, подлежащих аттестации. Также было аттестовано 936 зубных врачей и фельдшеров (в 2005г. — 864), 1432 зубных техников (в 2005г. — 1317), 2056 медицинских сестер (в 2005г. — 1920) человек. Всего аттестовано среднего медицинского персонала — 4424 чел. (в 2005г. — 4101), или 87,1% (в 2005г. — 88,4%) от подлежащих аттестации.

Практически все специалисты стоматологического профиля, работающие в частных структурах, прошли аттестацию — 90%.

Программа профилактики кариеса зубов и болезней периодонта

Во исполнение «Программы профилактики кариеса зубов и болезней периодонта среди населения Республики Беларусь» в государственных организациях здравоохранения дважды в год проводится мониторинг стоматологического здоровья детей по индексу гигиены полости рта и индексу интенсивности кариеса в ключевых группах 6- и 12-летних детей (табл. 2, 3). Больше здоровых детей 6-летнего возраста в г.Минске — 22,9% (в 2005г. — 21,7%); в Минской обл. — 23% (в 2005г. — 22%); в Могилёвской обл. — 22,5% (в 2005г. —23%); в Брестской обл. 22,4% (в 2005г. — 19%).

 

Регион

6-летние дети

12-летние дети

КПУ+кп

OHI-S

Здоровые дети,%

КПУ

OHI-S

Брестская обл.

2,28

1,4

22,4

2,3

1,5

Витебская обл.

3,69

0,93

20

2,77

0,95

Гомельская обл.

3,35

1,35

20

2,4

1,3

Гродненская обл.

3,25

1,2

19

2,5

1,1

Могилёвская обл.

4,55

1,4

22,5

2,6

0,9

Минская обл.

2,8

0,8

23

2,78

0,9

г. Минск

3,3

1,17

22,9

2,5

1,1

Республика Беларусь

3,32

1,18

21,40

2,55

1,11

Таблица 2. Основные показатели стоматологического здоровья, за 2006 г.

 

Период

6-летние дети

12-летние дети

КПУ+кп

OHI-S

Здоровые дети, %

КПУ

OHI-S

1999 год

-

-

17,6%

3,5

1,4

2003 год

3,75

1,39

19,9%

2,8

1,29

2004 год

3,8

1,2

18,7%

2,4

1,51

2005 год

3,63

1,22

20,7%

2,64

1,17

2006 год

3,32

1,18

21,4%

2,55

1,11

Таблица 3. Динамика основных показателей стоматологического здоровья в Республике Беларусь 

Необходимо с научной точки зрения и с современных позиций оценить результаты практической реализации действующей программы профилактики и разработать предложения по ее совершенствованию с учетом реальной ситуации и новых требований и задач, стоящих перед стоматологами и здравоохранением, по улучшению здоровья нации.

В целом по республике динамика по уровню стоматологического здоровья в ключевых группах детей сохраняется стабильной с тенденцией к улучшению.

Материально-техническое обеспечение

Уровень и качество стоматологического лечения напрямую зависят не только от квалификации, профессионального уровня и организации труда медицинского персонала, но в немалой степени и от материально-технической базы.

В 2001 г. Министерством здравоохранения была утверждена «Программа переоснащения материально-технической базы стоматологической службы Республики Беларусь на 2001 —2005 гг.», которой предусматривалось закупить 497 новых стоматологических установок для государственных организаций здравоохранения. Программа выполнена на 194%, т.е. в 2001 — 2005 гг. было закуплено 968 установок, при этом 260 (26,9%) из них приобретены за счет внебюджетных средств.

Успешное выполнение программы переоснащения позволило существенно обновить и улучшить материально-техническое обеспечение стоматологической службы. Так, если в 2000 г. 71,9% стоматологических установок, состоявших на балансе в государственных организациях здравоохранения, нуждалось в капитальном ремонте, восстановлении либо подлежало списанию вследствие физического износа, то в 2005г. эта цифра сократилась до 45,2%.

В 2006г. за счёт выполнения региональных программ переоснащения материально-технической базы было закуплено 268 стоматологических установок (в 2005г. — 285). Количество стоматологических установок со сроком эксплуатации 10—20 лет и более уменьшилось с 78% в 2000 г. до 48% к 2006 г.

В 2006 г. общий парк стоматологических установок в государственных организациях здравоохранения увеличился до 5616 штук с 4145 в 2000 г. (в 2005 г. — 4487 шт.). При этом количество установок со сроком эксплуатации до 10 лет возросло с 28,1% в 2000 г. до 50,8% (45,4% в 2005г.).

В январе 2006 г. разработана и предоставлена на утверждение в Министерство здравоохранения новая «Программа переоснащения материально-технической базы стоматологической службы Республики Беларусь на 2006—2010 гг.». В отделе медицинской техники рекомендовали её внедрение с 01.01.2008г., поскольку с 2006г. первостепенно выполнение региональных программ.

Стоматологические установки в структурах предпринимательской деятельности в хорошем состоянии. По представленным данным, из 816 находящихся в эксплуатации 716 «моложе» 10 лет и только 4 «старше» 20.

Лечебно-профилактическая работа

В 2006 г. к стоматологам и зубным врачам государственных организаций здравоохранения всего было сделано 14485814 (2005г. —14917468) посещений, или 1,5 посещения на одного жителя.

На терапевтическом приеме оказываются все виды терапевтической стоматологической помощи, широко используются современные технологии и материалы. В 2006 г. по сравнению с 2005 г. в государственных организациях здравоохранения увеличилась доля зубов, запломбированных современными пломбировочными материалами (композитами химио- и фотоотверждения, стеклоиономерными цементами): на бюджетном терапевтическом приеме она составила 64,8%, (2005г. — 62,8%), на платном терапевтическом приеме — 97,5%, (2005г. — 80,3%).

На ортопедическом приеме основным видом протезирования в государственных организациях здравоохранения являются штампованно-паянные конструкции несъемных зубных протезов и съемные пластиночные протезы — 85,4% (2005г. — 86,6%) от общего объема ортопедических работ. В структурах предпринимательской деятельности эти виды протезирования составляют 36,6% (2005 г. — 44,7%).

В государственных организациях здравоохранения в 2006г. увеличилось количество изготовленных одиночных коронок — 261740 (2005г. — 258,4 тыс); доля цельнолитых и металлокерамических одиночных коронок составила 14% (2005г. — 12,4%). Увеличилось количество изготовленных мостовидных протезов — 232513 (2005г. – 229900); доля цельнолитых и металлокерамических мостовидных протезов составила 28000, или 12% (2005 г. – 24207, или 10,5%);

В 2006г. изготовлено 165500 частичных съемных протезов (2005г. — 111,7 тыс). Также увеличилась доля бюгельных протезов — 17,5%, или 18330 шт. (2005 г. – 14,8%, или 16539 шт.).

Например, в Республиканской клинической стоматологической поликлинике изготавливается 40—50% цельнолитых несъёмных протезов и 45—62% цельнолитых бюгельных протезов. Мы должны отказываться от штампованно-паянных протезов. К сожалению, сразу и в краткие сроки это сделать невозможно, так как зубное протезирование является социально значимым продуктом. Цельнолитые протезы, в том числе и бюгельные, для льготных категорий населения изготавливаются бесплатно, однако финансовые затраты для государственных организаций здравоохранения при их производстве значительно больше, чем при изготовлении штампованно-паянных протезов. Массовое внедрение новейших технологий значительно увеличит средние финансовые затраты на одного запротезированного льготника, что может уменьшить доступность зубопротезирования. А это недопустимо.

Зубопротезирование льготной категории граждан за счет бюджетных средств — социально значимый вид стоматологической ортопедической помощи.

Доля запротезированных льготников, относящихся к категории льготного контингента, включенного в приложение 1 к постановлению МЗ РБ от 8 февраля 2002 г. № 6 «Об утверждении перечней категорий граждан, имеющих право на бесплатное зубопротезирование», составляет в среднем 23% от общего количества запротезированных льготников. 77% составляют пенсионеры по возрасту и категория льготного контингента, включенного в приложение 2 к вышеназванному постановлению.

В целом по республике запротезировано 95% льготников, нуждавшихся в зубопротезировании. Нуждаемость в зубопротезировании определяется только для учетного контингента льготников при проведении плановых профилактических осмотров. Остальному населению, имеющему право на бесплатное зубопротезирование, специализированная медицинская помощь осуществляется по принципу обращаемости.

В 2006 г. в Республике Беларусь стоматологическое ортопедическое лечение (зубные протезы) за счет бюджетных средств получили 155805 чел. (в 2005г. —153761; в 2003г. — 113766 чел.) на сумму 17,6 млрд руб., т.е. 8,4 млн дол. (в 2005г. — 14,7 млрд руб., т.е. 7 млн дол. в 2002г. — 4,8 млрд руб., т.е. 2,3 млн дол. США). Средние финансовые затраты на протезирование одного льготника составили 113850 руб. (в 2005г. —94406 руб. Финансовая задолженность по льготному зубопротезированию составила 443,3 млн руб. (в 2005г. — 290,7 млн руб.). Подробные данные представлены в табл. 4.

 

Регион

Запротезировано льготников, чел.

Запротезировано на сумму, руб.

Средние затраты на одного льготника, руб.

Задолженность по льготному зубопротезированию, руб.

Очередь на бесплатное зубопротезирование

Брестская обл.

26112

2516092932

96358

14785720

2 года

Витебская обл.

19536

2105778029

107789

29820831

1 год

Гомельская обл.

20426

1707476200

83593

2767500

2 года

Гродненская обл.

12216

1919910600

157163

93929900

1 год 6 мес.

Могилёвская обл.

19545

2167342500

110890

16503143

9 мес.

Минская обл.

20800

2307203200

110923

258273600

1 год

г. Минск

7170

4848129300

130431

27240880

1 год 3 мес.

В целом по РБ

155805

17571932761

113850

443321574

1 год 4 мес.

Таблица 4. Зубопротезирование льготной категории граждан в Республике Беларусь 

С 2003 г. увеличено финансирование льготного зубопротезирования. В связи с этим наблюдается тенденция к увеличению количества запротезированных льготников, росту финансовых затрат на зубопротезирование одного льготника и увеличению финансовой задолженности по льготному зубопротезированию при одновременном сокращении длительности очереди с 2 лет и 2 месяцев в 2003 г. до 1 года и 4 месяцев в 2006 г.

Здравоохранение в целом и стоматология в частности относятся к сфере производства услуг, целью которых является создание определенного полезного эффекта — сохранение и укрепление здоровья населения. У жителей Республики Беларусь уже наблюдается тенденция быть здоровыми, есть потребность в качественной стоматологической помощи.

Широкое внедрение современных технологий, материалов и оборудования требует больших денежных средств и невозможно без развития платных услуг. Таким образом, потребность населения в качественной эффективной стоматологической помощи определяет спрос на платные стоматологические услуги, спрос рождает предложение и формирует рынок.

Рынок платных стоматологических услуг в нашей стране наиболее активно стал формироваться в последние 2—3 года. В настоящее время, по крайней мере в г.Минске, где сосредоточено 47% частных структур, такой рынок, в котором государственные организации здравоохранения, оказывающие стоматологическую помощь, уже вступили в конкурентные отношения с субъектами предпринимательской деятельности, существует. Формированию рынка платных стоматологических услуг способствует стабильность политической ситуации в стране, улучшение уровня жизни населения (что повышает покупательную способность населения), совершенствование правовой законодательной системы, высокий уровень научно-технического прогресса в области стоматологии (внедрение в практическую стоматологию современных высокотехнологичных методов лечения).

Незначительно уменьшились объёмы стоматологических услуг, оказанных государственными организациями здравоохранения на бюджетном и платном приёмах (до 1,5%). Скорее всего, это связано со здоровой конкуренцией с частными структурами (у нас одна миссия — сохранение здоровья населения нашей страны), а также недальновидной ценовой политикой. Подготовлен новый прейскурант цен на стоматологические услуги, который должен постепенно улучшить финансовую ситуацию. Документ находится на завершающей стадии согласования.

Обращения граждан

В Министерство здравоохранения Республики Беларусь в 2006 г. поступило 88 письменных обращений граждан по вопросам оказания стоматологической помощи (в 2004 г. – 56, в 2003 г. — 69, в 2002 г. – 81). Первичных обращений – 70 (в 2004 г. – 48, в 2003 г.— 57, в 2002 г. – 61), повторных – 18 (в 2004 г. – 8, в 2003 г.- 12, в 2002 г. – 20).

По сравнению с 2005 г. общее количество обращений уменьшилось на 19% (14 обращений), первичных обращений — на 23% (13 обращения), повторных обращений — на 6% (1 обращение).

32,4% всех обращений граждан в Министерство здравоохранения поступило из г. Минска, по 5,4% из Гомельской и Гродненской областей.

Анализ письменных обращений граждан, поступивших в Министерство здравоохранения Республики Беларусь в 2006 г., показывает, что преобладают жалобы на некачественное стоматологическое лечение, в основном ортопедическое, с требованием переделки зубных протезов в другом лечебном учреждении, возврата заявителю денежных средств за оказанную услугу. Прослеживается недостаточная информированность пациентов об объеме предстоящего стоматологического лечения, о возможных осложнениях после лечения, недоработки в проведении обследования перед лечением и согласовании с пациентом объема предполагаемого стоматологического вмешательства, невнимательное отношение к пациенту, тактические врачебные ошибки и, как результат, неправильно выбранные методы лечения. Нередко возникают сочетанные формы конфликтных ситуаций между врачами, администрацией и пациентом, обусловленные некачественно проведенным стоматологическим лечением, небрежным, а порой грубым отношением к пациенту, несовпадением ожидаемого пациентом результата лечения с реальным результатом, непредвиденными материальными затратами пациента на полученные услуги. Когда причиной конфликта является неудовлетворенность результатом, качеством лечения и понесенные при этом пациентом материальные затраты, конфликт быстро перерастает в пиковую форму и его разрешение усложняется. Развитию конфликтов в немалой степени способствуют управленческие ошибки, неправильная тактика поведения администрации лечебного учреждения в разрешении конфликтной ситуации, в результате чего конфликт не разрешается на месте в «переговорной фазе» и приобретает деструктивную форму.   

Основные проблемы функционирования стоматологической службы в 2006 г.:

- дефицит врачей-стоматологов в сельской местности,

- большое количество зубных врачей среди специалистов стоматологического профиля,

- наличие большого количества изношенного, морально-устаревшего стоматологического оборудования, особенно на районном уровне, сложности с качественным и своевременным техническим обслуживанием и ремонтом стоматологического оборудования,

- отток квалифицированных кадров — специалистов стоматологического профиля из государственных организаций здравоохранения в структуры негосударственной формы собственности,

 - высокое количество жалоб, в том числе и обоснованных, хотя есть тенденция к их сокращению.

Основные направления перспективного развития:

1. Практическая реализация «Концепция развития стоматологической службы Республики Беларусь на 2003—2007 гг.».

2. Разработка и реализация программы развития стоматологической службы Республики Беларусь на период 2007-2010 гг.

3. С целью совершенствования и упорядочения консультативно-диагностической, научной и методической деятельности, а также для координации стоматологической службы Республики Беларусь целом завершить в течение 2007—2008 гг. разработку нормативно-правовых документов по созданию Республиканского научно-практического центра «Стоматология».

4. Обеспечение социальной справедливости, экономической, социальной и медицинской эффективности стоматологической помощи, единства науки и практики.

5. Повышение доступности и качества оказания стоматологической помощи населению, разработка единой унифицированной системы стандартизации стоматологических услуг и управления качеством стоматологической помощи.

6. Обеспечение профилактической направленности стоматологической службы с перспективой на формирование действенной системы охраны стоматологического здоровья, как одной из составляющих совокупности мер политического, экономического, социального, культурного, научного, медицинского и санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление физического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней жизни и трудоспособности.

7. Развитие и совершенствование инфраструктуры платного стоматологического лечения, отработка механизма оказания стоматологических услуг за плату, изучение спроса на получение платных стоматологических услуг с целью совершенствования нормативно-правовой базы по обеспечению граждан республики бесплатной стоматологической помощью, создание альтернативы стоматологическим структурам негосударственной формы собственности как наиболее эффективному способу регулирования качества и стоимости оказываемых стоматологических услуг.

8. Постоянное обновление клинических протоколов диагностики и лечения стоматологических больных.

9. Разработка и реализация программы переоснащения материально-технической базы стоматологической службы Республики Беларусь на период 2008—2012 гг.

10. Восстановление и организация протезирования из сплавов драгоценных металлов в областных и крупных городских (районных) центрах республики и налаживание в последующем изготовления цельнолитых протезов (МА и МК).

11. Пересмотр и доработка единых ведомственных норм времени и расценок на зуботехнические работы, разработка проекта новой редакции приказа МЗ РБ.

12. Пересмотр и доработка перечня основных видов стоматологических работ, выраженных в условных единицах трудоёмкости, разработка проекта новой редакции приказа МЗ РБ.

13. Совместно со стоматологическими кафедрами БелМАПО подготовить и утвердить в установленном порядке учебные и методические материалы по оказанию стоматологической помощи врачом-стоматологом общей практики на этапе последипломной подготовки.

14. Контроль за выполнением плана по организации рабочих мест врача стоматолога общей практики в административно-территориальных единицах РБ.

15. Разработка методических рекомендаций (инструкций) для практического здравоохранения.

16. Изучение и распространение эффективных форм организации стоматологической помощи населению (внедрение информационных технологий).

17. Организация лекций, семинаров на актуальные темы для стоматологов, зубных врачей, зубных техников в г. Минске и выездные в регионах.

Современная стоматология. – 2007. – №1. – С. 11-16.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer