• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Ю.Е. Разводовский

Алкоголь и сахарный диабет

Гродненский государственный медицинский университет

Сахарный диабет является социально значимым заболеванием, демонстрирующим тенденцию к ежегодному росту. Согласно прогнозам специалистов, заболеваемость сахарным диабетом II типа в мире с 2000 по 2030 г. вырастет на 37% [14]. В США сахарным диабетом страдают 15 млн человек, а ежегодные расходы, связанные с этим заболеванием и его осложнениями (сердечно-сосудистые заболевания, почечная недостаточность, обусловленная ретинопатией слепота), достигают 90 млрд долларов, что составляет около 25% всех расходов на здравоохранение [1]. Рост заболеваемости сахарным диабетом II типа, наблюдающийся в последние десятилетия в Японии, специалисты склонны объяснять «вестернализацией» образа жизни [15]. Это подтверждает гипотезу, согласно которой важную роль в этиологии сахарного диабета играют психосоциальные факторы. В пользу психосоциальной природы сахарного диабета свидетельствует резкий рост уровня смертности от этого заболевания в республиках бывшего Советского Союза на фоне психосоциального дистресса, связанного с радикальными реформами в 90-х годах прошлого века. Так, в Беларуси в период с 1981 по 1993 г. уровень смертности от сахарного диабета среди мужчин вырос в 4,3 раза (с 1,5 до 6,5 на 100 тыс. населения), а среди женщин в 3,9 раза (с 2,4 до 9,4 на 100 тыс. населения).

Наряду с генетической предрасположенностью и психосоциальными факторами большое значение в этиологии сахарного диабета имеет нездоровый образ жизни: недостаточная физическая активность, переедание, ведущее к избыточному весу, курение и т. д. Злоупотребление алкоголем также является одним из факторов риска сахарного диабета. Диабетогенные эффекты алкоголя включают непосредственное токсическое воздействие на клетки поджелудочной железы [13], ингибирование секреции инсулина и повышение резистентности к нему [27], нарушение углеводного обмена [4], ожирение, обусловленное поступлением излишних калорий [5], а также нарушение функции печени [21]. В экспериментальных исследованиях было показано, что у крыс, подвергавшихся хронической алкогольной интоксикации, отмечалось уменьшение объема поджелудочной железы и атрофия бета-клеток [13]. Метаболиты этанола 2,3-бутандиол и 1,2-пропандиол ингибируют базальный, а также инсулин-стимулируемый метаболизм в адипоцитах [15].

Гипогликемические эффекты алкоголя могут представлять потенциальную опасность для больных, страдающих сахарным диабетом. По оценкам некоторых авторов, 1 из 5 эпизодов тяжелой гипогликемии обусловлен приемом алкоголя [16]. В одном из исследований было продемонстрировано, что употребление накануне вечером даже небольших доз алкоголя пациентами, страдающими сахарным диабетом I типа, приводит к утренней гипогликемии [23]. Механизм этого эффекта до конца не изучен, однако предполагают, что гипогликемические эффекты алкоголя опосредованы снижением ночной секреции гормона роста. В экспериментальных исследованиях установлено дозозависимое снижение секреции гормона роста алкоголем [17]. Кроме того, алкоголь влияет на различные аспекты метаболизма глюкозы. В частности, алкоголь на 45% ингибирует глюконеогенез, что может быть опосредовано нарушением редокс-потенциала, дозозависимым стимулированием выброса адреналина и норадреналина и т. д. [4]. Известно, что при сахарном диабете I типа глюконеогенез отвечает за значительную часть мобилизации глюкозы из печени [11], поэтому больные, страдающие сахарным диабетом, могут быть более чувствительны к гипогликемическим эффектам алкоголя по сравнению со здоровыми субъектами. Алкоголь также может усиливать гипогликемические эффекты других препаратов (например, бета-блокаторов) [4].

Результаты эпидемиологических исследований, посвященных взаимосвязи между потреблением алкоголя и заболеваемостью сахарным диабетом II типа, противоречивы [6, 8, 10, 14]. Во многих исследованиях была продемонстрирована положительная взаимосвязь между злоупотреблением алкоголем и риском развития сахарного диабета II типа. Так, в одном проспективном исследовании показано, что употребление алкоголя в дозе более 25 г в день значительно повышает риск заболевания сахарным диабетом II типа по сравнению с употреблением небольших доз алкоголя [10]. Согласно результатам другого исследования, риск развития сахарного диабета II типа у субъектов, употребляющих более 36 г алкоголя в день, на 50% выше по сравнению с теми, кто употребляет 1,7 г алкоголя в день [11]. Также было показано, что риск развития сахарного диабета II типа у мужчин среднего возраста, употребляющих более 21 дозы алкоголя в неделю, на 50% выше по сравнению с теми, кто выпивал менее 1 дозы в неделю [15]. Согласно другим данным, риск сахарного диабета II типа в 2,5 раза выше у мужчин, злоупотребляющих алкоголем, по сравнению с абстинентами [2]. В одной из работ установлено, что употребление больших доз алкогольных напитков за короткий промежуток времени (так называемый интоксикационно-ориентированный паттерн потребления алкоголя) повышает риск развития сахарного диабета II типа у женщин [27]. Что касается вида алкогольного напитка, то риск развития сахарного диабета II типа у мужчин среднего возраста, потребляющих в неделю более 14 доз алкоголя в виде крепких алкогольных напитков, на 80% выше по сравнению с мужчинами, употребляющими слабоалкогольные напитки [11].

Злоупотребление алкоголем часто сопровождается курением. В проспективном исследовании, в котором участвовали 41810 мужчин (срок наблюдения составил 6 лет), было показано, что курение в два раза повышает риск сахарного диабета II типа [18]. Предполагаемым механизмом такого эффекта является увеличение резистентности к инсулину у курильщиков. Очевидно, что сочетание курения и злоупотребления алкоголем резко повышает риск развития сахарного диабета.

В последнее время в литературе широко дискутируется вопрос о существовании U- или J-образной взаимосвязи между заболеваемостью сахарным диабетом II типа и потреблением алкоголя [5, 21, 25]. Это означает снижение риска заболеваемости при употреблении небольших доз алкоголя и повышение риска при употреблении высоких доз. В метаанализе исследований, посвященных взаимосвязи между алкоголем и сахарным диабетом, продемонстрировано, что потребление алкоголя в дозе от 6 до 48 г в день снижает риск сахарного диабета II типа на 30% по сравнению с абстинентами и лицами, употребляющими более 48 г алкоголя в день [14]. В проспективном исследовании обнаружена нелинейная взаимосвязь между потреблением алкоголя и риском развития сахарного диабета II типа. Риск сахарного диабета прогрессивно снижается до уровня потребления алкоголя 23,0—45,9 г в день и растет при употреблении больших доз (>69,0 г в день). С учетом сопутствующих факторов риска протективный эффект малых доз алкоголя более очевиден у пожилых мужчин, не курящих, с не отягощенной по сахарному диабету наследственностью [15]. В одном из исследований участвовали 85 тыс. женщин в возрасте 34—59 лет, которые наблюдались в течение 4 лет. Было продемонстрировано снижение риска заболеваемости сахарным диабетом II типа у лиц, употребляющих умеренные дозы алкоголя, по сравнению с непьющими [20]. Сходные результаты получены в другом проспективном когортном исследовании, участниками которого были 41 тыс. мужчин в возрасте 40—75 лет, наблюдавшихся на протяжении 6 лет [18].

Различия в результатах эпидемиологических исследований могут быть обусловлены этническими особенностями, жизненным стилем, а также разными методологическими подходами, в том числе к оценкам потребления алкоголя, к диагностике сахарного диабета, и разными сроками наблюдения. Так, в некоторых исследованиях в одну группу объединены бывшие алкоголики, не употреблявшие алкоголь на момент обследования, и лица, никогда в жизни не употреблявшие алкоголь (абстиненты). Различия также могут быть обусловлены разницей в возрасте: в одном из исследований протективные эффекты алкоголя были обнаружены только для лиц старше 44 лет [14]. У лиц молодого возраста сахарный диабет часто является врожденным и поэтому мало зависит от приема алкоголя. Противоречивость результатов исследования взаимосвязи алкоголь—риск сахарного диабета может обусловливать такой важный фактор, как индекс массы тела, который часто игнорируется. Снижение риска сахарного диабета при употреблении малых доз алкоголя было показано для лиц как с относительно низким, так и с относительно высоким индексом массы тела. При этом уровень потребления алкоголя, ассоциирующийся со снижением риска сахарного диабета, ниже у лиц с относительно низким индексом массы тела (6—12 г в день), чем у лиц с относительно высоким индексом (12—24 г в день) [14]. Различия в результатах для мужчин и женщин могут быть обусловлены тем, что женщины чаще склонны скрывать злоупотребление алкоголем, а также различиями в предпочтении алкогольных напитков. Согласно эпидемиологическим исследованиям, повышение риска сахарного диабета среди мужчин, употребляющих большие дозы алкоголя, в значительной степени определяется крепкими алкогольными напитками [11]. В то же время женщины употребляют преимущественно слабоалкогольные напитки. Предпочтение различных видов алкогольных напитков обычно ассоциируется с определенными демографическими характеристиками и стилем жизни. Лица, предпочитающие вино, как правило, более образованны, некурящие, ведут более здоровый образ жизни и, как следствие, имеют более низкий риск заболеваемости.

Резюмируя результаты эпидемиологических исследований, можно вне всяких сомнений говорить о диабетогенных эффектах больших доз алкоголя, с одной стороны, и возможных профилактических эффектах малых доз алкоголя — с другой. Для этих эффектов имеются биологические предпосылки. В то время как острая и хроническая алкогольная интоксикация повышает резистентность к инсулину, малые дозы алкоголя снижают ее. В связи с этим некоторые авторы предполагают, что польза от малых доз алкоголя возможна у 10% населения с фенотипом, связанным с синдромом резистентности к инсулину [9].

Обсуждавшиеся выше работы были посвящены взаимосвязи между потреблением алкоголя и риском развития сахарного диабета II типа. Не менее интересной представляется дискуссия относительно влияния алкоголя на риск смертности от сердечно-сосудистых заболеваний у больных сахарным диабетом.

Сахарный диабет ассоциируется с трехкратным увеличением риска заболеваемости ишемической болезнью сердца (ИБС), что обусловлено дислипидемией, гипертензией, ростом резистентности к инсулину, гиперкоагуляцией [26]. Согласно результатам некоторых эпидемиологических исследований, малые дозы алкоголя снижают риск ИБС в общей популяции [12]. Аналогичные эффекты имели место у больных, страдающих сахарным диабетом II типа. Так, в проспективном когортном исследовании, в котором участвовали 87938 мужчин-врачей, было показано, что малые дозы алкоголя снижают риск ИБС на 40% как среди больных сахарным диабетом II типа, так и среди здоровых [2]. Снижение риска ИБС у больных сахарным диабетом II типа при употреблении малых доз алкоголя продемонстрировано также в проспективном исследовании, в котором принимали участие 121700 женщин-медсестер в возрасте 30—55 лет, наблюдавшихся на протяжении 12 лет [19]. В другом проспективном когортном исследовании установлена обратная взаимосвязь между потреблением малых доз алкоголя и риском ИБС среди пожилых больных сахарным диабетом II типа [24]. При этом было показано, что потребление менее 2 г алкоголя в сутки снижает риск ИБС на 40%, употребление от 2 до 13 г снижает риск на 55%, а употребление 14 г алкоголя в сутки снижает риск ИБС на 75%.

Изложенные выше результаты эпидемиологических исследований ставят в затруднительное положение практических врачей, поскольку пациенты, страдающие диабетом, часто спрашивают об употреблении алкоголя. Рекомендации Американской и Британской диабетических ассоциаций, касающиеся приема алкоголя, такие же, как и для общей популяции: не более двух доз алкоголя в день (одна доза эквивалентна 8 г абсолютного алкоголя) [3, 22]. При этом подчеркивается, что алкоголь следует употреблять только вместе с пищей. Необходимо также учитывать, что риск гипогликемии существует на протяжении последующих нескольких часов после выпивки. Что касается кардиопротективных эффектов алкоголя, то какие-либо рекомендации по этому поводу следует давать очень осторожно, с учетом индивидуальных особенностей пациента. Разумеется, нельзя рекомендовать употребление алкоголя лицам, которые не способны контролировать его прием. В связи с этим следует отметить, что само понятие «малая доза» является относительным, поскольку для некоторых пациентов одна доза — мало, две — много, а три — недостаточно. J-образная кривая риска предполагает наличие определенного оптимального уровня потребления, при котором реализуются кардиопротективные эффекты, а риск связанных с алкоголем проблем минимален. Как показывают исследования, самое большое снижение риска отмечается на очень низком уровне потребления — от одной до двух доз в день. Дальнейшее увеличение потребления алкоголя повышает риск различных негативных последствий. Кроме того, необходимо иметь в виду, что J-образная взаимосвязь между потреблением алкоголя и общей смертностью убедительно показана для пожилых людей, в то время как для молодых групп населения связь линейная. Это обусловлено тем обстоятельством, что наиболее частыми причинами смерти в молодом возрасте являются несчастные случаи и отравления, в то время как в старших возрастных группах основная причина смертности — сердечно-сосудистые заболевания. Таким образом, поскольку для риска возникновения связанных с алкоголем проблем не существует четкого нижнего предела, польза от малых доз алкоголя может превосходить вред у лиц пожилого возраста, страдающих сахарным диабетом, поскольку у них высок риск ИБС.

 

Литература

1.      Ajani U.A., Hennekens C.H., Spelsberg A., Manson J.A. // Arch. Intern. Med. — 2000. — V. 160. — P. 1025—1030.

2.      Ajani U.A., Gaziano M., Lotufo P.A. // Circulation. — 2000. — V. 102. — P. 500—504.

3.      American Diabetes Association. Nutrition Recommendation and principles for people with diabetes mellitus // Diabetes Care. — 2000. — V. 23. — P. 43—46.

4.      Avogaro A., Tiego A. // Diabete Metab. Rew. — 1993. — V. 9. — P. 129—146.

5.      Bell D. // Diabetes Care. — 1996. — N 19. — P. 509—513

6.      Carlsson S., Hammar N., Grill V., Kaprio J. // Diabetes Care. — 2003. — V. 26. — P. 2785—2790.

7.      Colomb B.A. // JAMA. — 1999. — V. 282. — P. 279—280.

8.      Conigrave K.M., Hu B.F., Camargo C.A. et al. // Diabetes. — 2001. — V. 50. — P. 2390—2395.

9.      Hein H., Sorensen H., Suadicani P., Cyntelberg F. // Lancet. — 1993. — V. 341. — P. 392—396.

10.     Holbrook T.L., Barret-Connor E., Wingard D.L. // Amer. J. Epidemiol. — 1990. — V. 132. — P. 902—909.

11.     Kao W.H., Puddey I.B., Boland L.L. et al. // Amer. J. Epidemiol. — 2001. — V. 154. — P. 748—757.

12.     Klatsky A.L.J. // Cardiovasсular Risk. — 2003. — V. 10. — P. 21—24.

13.     Koko T., Todorovic V., Nikolic J.A. et al. // Histol. Histopathol. — 1995. — V. 10. — P. 325—337.

14.     Koppes L.L., Dekkers J.M., Hendriks H.F.J. et al. // Diabetes Care. — 2003. — V. 27. — P. 508—512.

15.     Nakanishi N., Suzuki K., Takara K. // Diabetes Care. — 2003. — V. 26. — P. 48—54.

16.     Nilsson A., Tideholm B., Kalen J., Katzman P. // Acta Med. Scand. — 1988. — V. 224. — P. 257—264.

17.     Redmond G.P. // Alcohol Clin. Exp. Res. — 1980. — V. 4. — P. 50—55.

18.     Rimm E.B., Chan J., Stampfer M.J. et al. // BMJ. — 1995. — V. 310. — P. 555—559.

19.     Solomon C.G., Hu F.B., Stampfer M.J. et al. // Circulation. — 2000. — V. 102. — P. 494—498.

20.     Stampfer M.J., Colditz G.A., Willett W.C. et al. // Amer. J. Epidemiol. — 1988. — V. 128. — P. 549—558.

21.     Suzuki K., Tatara K. // Diabetes Care. — 2003. — V.26. — P. 45—48.

22.     The Nutrition on Subcommittee of the professional Advisory Committee, British Diabetes Association // Diabet Med. — 1992. — V. 9. — P. 198—202.

23.     Turner B.C., Jenkins E., Herr D. et al. // Diabetes Care. — 2001. — V. 24, N 11. — P. 1888—1893.

24.     Valmadrid C.T., Klein R., Moss S.E. et. al. // JAMA. — 1999. — V. 282. — P. 239—246.

25.     Wannamethee S.G., Shaper A.G., Perry I.J. et al. // J. Epidemiol. Comm. Health. — 2002. — V. 56. — P. 542—548.

26.     Weintraub W.S. // Circulation. — 2000. — V. 102. — P. 489.

27.     Zilker R.R., Burke V., Watts G. et al. // Diabetes Care. — 2003. — V. 26. — P. 608—612.

Медицинские новости. – 2006. – №3. – С. 7-10.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer