• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Мухамедова Х.Т., Султанова Н.С.

Роль исключительного грудного вскармливания в развитии познавательных способностей детей

Mukhamedova H.T., Sultanova N.S.

Tashkent Institute of Advanced Medical Education, Uzbekistan

The role of exclusive breastfeeding development of cognitive abilities of children

Резюме. Интеллектуальная готовность к школьному обучению, связанная с развитием мыслительных процессов (способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы), выше у детей, получавших исключительно грудное вскармливание.

Ключевые слова: познавательные способности, дети, грудное вскармливание.

Медицинские новости. – 2015. – №11. – С. 72–74.

Summary. Intellectual readiness for school training related to the development of the cape-inflammatory processes (the ability to summarize, compare objects, classify them, to commit substantial features draw conclusions) higher in children receiving exclusively breastfeeding-enforcement.

Keywords: cognitive abilities, children, breastfeeding.

Meditsinskie novosti. – 2015. – N11. – P.  72–74.

 

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Еще не родившийся ребенок – это формирующееся человеческое существо. Отношение матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Также важны взаимоотношения матери и отца.

Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка.

В исследованиях (Betty R. Vohr et al., 2006) было установлено, что отсутствие грудного вскармливания влияет на умственное развитие и познавательные способности. В 2008 г. опубликованы результаты метаанализа 20 рандомизированных исследований, проведенных на 10 000 детей в возрасте от 6 месяцев до 16 лет, посвященных сравнению различий в развитии познавательных способностей между детьми, которые были на грудном вскармливании, и детьми, которых кормили детскими питательными смесями. Значительно более высокие уровни познавательного развития наблюдались при грудном вскармливании, и эти различия были стабильными в течение последующего времени. Познавательные способности возрастали с продолжительностью грудного вскармливания до 2 лет и более [3].

Вскармливание ребенка исключительно грудным молоком в первые месяцы жизни положительно влияет на его умственные способности, к такому заключению пришли канадские ученые из Университета МакГилл, наблюдавшие за развитием почти 14000 детей, родившихся в Белоруссии. Исследование под руководством Майкла Крамера проводилось с конца 1990-х годов в 31 белорусском роддоме. Примерно половина учреждений проводила программу поощрения длительного исключительно грудного вскармливания, остальные продолжали свою прежнюю практику без изменений. Оценка интеллектуальных способностей детей проводилась в шестилетнем возрасте. Выяснилось, что дети, находившиеся исключительно на грудном вскармливании как минимум в первые три месяца жизни, имели лучшие результаты тестов на когнитивные способности. В тестах на вербальный интеллект они показали в среднем на 7,5 балла больше (по 100-балльной шкале), в тесте на невербальный интеллект – на 2,9 балла больше, в тестах на общий интеллект – на 5,9 балла больше [3].

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Большинство психологов-практиков не удовлетворены имеющимися диагностическими программами, поэтому появляются все новые и новые их модификации.

Тест Керна – Йирасека входит в число наиболее используемых тестов оценки познавательных способностей и готовности к школьному обучению. Основные параметры теста: минимизация длительности обследования, полнота исследования необходимых компонентов развития ребенка, «технологическая» доступность для специалистов, не имеющих большого опыта. Тест Керна – Йирасека впервые на русском языке был опубликован в 1978 г., однако в школьную практику вошел только в конце восьмидесятых годов, когда его стали перепечатывать (часто с искажениями и сокращениями) во многих работах, посвященных проблеме готовности детей к школьному обучению. Внешняя простота и быстрота проведения, наличие подробного описания действий ребенка, оценивающихся тем или иным баллом, сделали этот тест привлекательным не только для психологов, но и для педагогов, в том числе для воспитателей детских садов; по этому тесту стали делать категорические выводы о готовности/неготовности ребенка к школьному обучению. Между тем сам Я. Йирасек подчеркивал, что если хорошие результаты по этому тесту достаточно надежно предсказывают высокую успешность обучения, то плохой результат такой предсказательной способностью не обладает. По наблюдениям Я. Йирасека, среди детей, которые при поступлении в школу показали результаты ниже среднего уровня, к концу второго класса половина хорошо успевала по основным предметам – математике и родному языку (хотя в начале обучения наблюдались некоторые трудности в адаптации из-за недостаточного развития умения управлять движениями пальцев рук). Таким образом, при плохом результате теста плохая успеваемость наблюдалась в 50% случаев (то есть вероятность точного прогноза – на уровне случайности, как при подбрасывании монетки: орел или решка). Следовательно, это недостаточное основание для определенного вывода о «неготовности». Однако это не значит, что низкие результаты по тесту Керна – Йирасека вообще не дают психодиагностической информации. Они являются поводом для повышенного внимания к ребенку, усиления эмоциональной и педагогической поддержки в самом начале обучения, а в некоторых случаях (при особенно низких результатах) – для проведения углубленного психологического обследования [2].

Цель исследования – выявить значение исключительного грудного вскармливания до 6 месяцев при продолжении грудного вскармливания до 2 лет для гармоничного психологического и познавательного развития ребенка; оценить, насколько важен вклад матери в ход этого процесса.

Материалы и методы

Исследование проведено на базе Городского перинатального центра №1 (Ташкент). Наблюдали 445 детей, получавших различные виды вскармливания и принципы ухода, с периода новорожденности до 7 лет. Исследование было направлено на проверку гипотезы: обеспечение ребенку исключительного грудного вскармливания до 6 месяцев при продолжительности грудного вскармливания до 2 лет и психологической поддержки со стороны взрослого, в первую очередь матери, приводит к более гармоничному психическому и физическому развитию ребенка. Оценка интеллектуальных способностей детей проводилась в шестилетнем возрасте по методу Керна – Йирасека.

 

Таблица. Средняя оценка по проведенным тестам в группах исследования, баллы

Показатель

1 группа (n=66)

2 группа (n=12)

3 группа (n=36)

4 группа (n=18)

Рисование мужчины

4±0,86

3,75±0,75

2,97±1,4

3,5±0,98

Письмо

3,98±0,83

3,42±0,51

3,61±0,87

3,61±0,78

10 точек

4,09±0,72

3,33±1,23

3,77±0,86

3,89±0,83

Вербальный тест

4,05±1,17

3,66±0,78

1,63±0,49

2,44±0,98

Общий балл

16,1±2,4

14,1±2,52

12±2,86

13,44±2,75

 

Были сформированы четыре группы.

1 группа – дети на исключительно грудном вскармливании (ИГВ). ИГВ считается кормление только грудью без включения каких-либо жидкостей и имитаторов груди, в эту группу вошел 351 ребенок.

2 группа – дети на преимущественном грудном вскармливании (ПГВ). ПГВ считается кормление грудным молоком с включением каких-либо жидкостей и имитаторов груди, в эту группу вошло 27 детей.

3 группа – дети на смешанном грудном вскармливании (СГВ). СГВ считается кормление грудным молоком с добавлением в рацион искусственных смесей. В эту группу вошло 43 ребенка.

4 группа – дети на искусственном вскармливании (ИВ). ИВ считается питание, при котором полностью исключено грудное молоко. В эту группу вошло 24 ребенка.

Результаты и обсуждение

Оценка интеллектуальных способностей проводилась в 6-летнем возрасте. В 1 группе – 66 детей, во 2 группе – 12 детей, в 3 группе – 36 детей и в 4 группе – 18 детей. По методу Керна – Йирасека каждому ребенку дали сложенный пополам лист А4 и простой карандаш. Каждый ребенок получил задания. Задание №1: нарисовать мужчину, как умеет, без излишних комментариев и вмешательств со стороны. Задание №2: копирование написанного текста прописью «U oshyedi» на не известном ребенку языке. Задание №3: срисовать группу точек. Оценка результатов проводилась по 5-балльной шкале. Задание №4 «Вербальное мышление» включало 10 вопросов, каждый правильный ответ оценивался в 1 балл, неправильный – 0 баллов.

Как видно из таблицы, дети в 1 группе имели лучшие результаты по тестам, чем все остальные. Худший результат отмечался в 3 группе детей, однако механизм сложившегося результата в данной группе требует проведения дальнейших исследований. В ходе статистического анализа выявлено нарушение письма при наличии неустойчивой походки (t–2,017 при Р<0,05), нарушении сна (t–2,9 при Р<0,005), нарушение контакта с окружающими (t–2,36 при Р<0,05), при дефиците внимания ребенка (t–3,1 при Р<0,005). Нарушение в воспроизведении 10 точек выявлено при нарушении сна (t–2,93 при Р<0,005), дефиците внимания ребенка (t–2,14 при р<0,05). Затруднения при проведении вербального теста отмечались у детей с нарушением сна (t–3,22 при Р<0,005), при затруднении контакта ребенка с окружающими (t–2,21 при Р<0,05), при дефиците внимания (t–2,9 при Р<0,005). При минимальной мозговой дисфункции в анамнезе наблюдались отклонения во всех заданиях (соответственно t–4,25; 4,77; 4,25; 5,34; 5,38; 5,36 при Р<0,005).

Таким образом, у детей с низкими баллами по тесту Керна – Йирасека интеллект ниже. Низкая оценка прежде всего является поводом для повышенного внимания к ребенку, усиления эмоциональной и педагогической поддержки в самом начале обучения, а в некоторых случаях для проведения углубленного психологического обследования.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

1. Маматов М. Перинатальная патология и состояние высшей нервной деятельности шестилетних детей: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Т., 2005. – 16 с.

2. Department of Pediatrics, McGill University Faculty of Medicine, Montreal, Canada // Am. J. Clin. Nutr. – 2009. – Vol.90, N4. – Р.1070–1074.

3. Health and development outcomes in 6.5-y-old children breastfed exclusively for 3 or 6 mon. // Arch. Gen. Psychiatr. – 2008. – N3. – Р.833–836.

Медицинские новости. – 2015. – №11. – С. 72-74.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer