• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

А.В. Козловский, В.В. Лелевич, А.Г. Виницкая, В.П. Максимчук

Информативность некоторых эпидемиологических параметров для оценки и прогноза наркологической ситуации в Беларуси

Гродненский государственный медицинский университет, Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Рост потребления наркотиков и заболеваемости наркоманиями остается актуальной проблемой для ряда стран СНГ [3, 4, 7]. В Беларуси контингент наркоманов, токсикоманов и лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами (ПАВ), увеличивается. Ранее нами уже была показана динамика роста показателей заболеваемости нарко- и токсикоманиями в 1984—1994 гг. Резкое увеличение числа лиц, страдающих токсико- и наркозависимостью, отмечалось с начала 90-х годов [8]. По сделанному нами прогнозу наркологической ситуации до 2005 г., ожидается дальнейшее распространение нарко- и токсикоманий [5]. Однако реальные данные о потреблении психоактивных веществ, болезненности и заболеваемости нарко(токсико)маниями могут быть значительно выше официальных, поскольку, по оценкам специалистов, на каждого выявленного пациента может приходиться примерно 7 невыявленных [7].

Для оценки наркопотребления и планирования мероприятий по предотвращению распространения этой патологии важно выявить наиболее информативные эпидемиологические показатели, использование которых поможет в адекватном отражении и прогнозировании наркологической ситуации в Беларуси. Определение причин и факторов, способствующих наркотизации населения, необходимо для своевременной разработки эффективных программ по предотвращению или уменьшению приобщения к наркотикам и распространения наркоманий среди населения республики.

Информация за 1995—2002 гг. о состоящих на наркологическом учете в Беларуси больных наркоманиями и токсикоманиями, а также лиц, злоупотребляющих ПАВ, была проанализирована по широкому спектру социально-эпидемиологических параметров: распространенность потребления ПАВ (суммарное число зарегистрированных больных наркоманиями, токсикоманиями и лиц, допускающих эпизодическое употребление ПАВ) и частота новых случаев употребления ПАВ (общее число первично выявленных за год больных) в зависимости от возраста, пола, вида потребляемого ПАВ, источников выявления и причин снятия с учета, наличия сопутствующей патологии и причин смертности, занятости, семейного положения, наличия судимостей и др.

Исследование показало, что к началу 2003 г. число пациентов, состоящих на наркологическом учете, достигло 7486 человек, 63,6% из них составляли лица со сформированной физической зависимостью от ПАВ — больные нарко- и токсикоманиями. Показатель «распространенность потребления ПАВ» в расчете на 100 тыс. населения республики составил 76,0. В 2002 г. было выявлено 1664 новых пациента с установленным диагнозом нарко(токсико)маний и злоупотребления ПАВ (показатель «частота новых случаев употребления» — 17,0 на 100 тыс. населения). За 1995—2002 гг. общее число всех зарегистрированных в республике наркопотребителей выросло в 3,8 раза. При этом контингент больных наркоманиями увеличился в 3,8 раза, токсикоманиями — в 2,1 раза по сравнению с 1994 г.

Распространение этой патологии наблюдается как в мужской, так и в женской популяции, однако темпы роста различаются: число женщин, страдающих наркоманиями, за изученный период выросло в 4,9 раза, мужчин — в 3,6. Одновременно произошло увеличение доли женщин в контингенте наркоманов с 16,3 до 21,0% и снижение соотношения мужчины/женщины с 5,1 до 3,8. В контингенте токсикоманов отмечается снижение числа женщин с 18,1% в 1994 г. до 11,8% в 2002 г., соотношение мужчины/женщины выросло с 4,5 до 7,5. Все это свидетельствует об ускорении темпов наркотизации в женской популяции и является прогностически неблагоприятным фактором дальнейшего развития наркологической ситуации.

Изучение возрастного состава состоящих на наркологическом учете наркопотребителей показало, что большинство из них — лица в возрасте до 35 лет (84,5%), в том числе моложе 15 лет — 2,9%, 15—19 лет — 10,3%, 20—24 года — 22,4% и 25—34 года — 48,9%. Особенно настораживает то, что число состоящих на наркологическом учете детей и подростков ежегодно растет. Так, по сравнению с 1994 г. число пациентов с нарко(токсико)маниями в возрастных группах до 15 лет увеличилось в 14,5 раза, 15—19 лет — в 3,5 раза. Поскольку основу этих возрастных групп составляют учащиеся школ и других учебных учреждений, важно было выяснить, какова их доля среди всех наркопотребителей и в контингенте больных наркоманиями и токсикоманиями. В исследовании установлено, что удельный вес учащихся средних учебных заведений и студентов вузов в контингенте всех потребителей ПАВ составляет 14,0%, среди нарко(токсико)манов — 6,7%. При этом доля зависимых от ПАВ учащихся школ и других средних учебных заведений за исследуемый период увеличилась с 1,7% в 1994 г. до 5,8% в 2002 г., среди студентов высших учебных заведений — с 0,2 до 0,9%. В основном это были лица в возрасте до 20 лет.

Приведенные данные согласуются с результатами последних социологических опросов учащейся молодежи, которые свидетельствуют о тенденции к увеличению потребления ПАВ в молодежной среде [1, 2, 6]. По данным последнего анкетирования 311 студентов первых курсов университетов г. Гродно, 16,7% респондентов признались по меньшей мере в однократном употреблении наркотиков, причем 9,3% из них делали это несколько раз, а 0,6% — многократно [1].

К другим параметрам, использованным для оценки сложившейся наркологической ситуации и характеристики контингента, следует отнести виды употребляемых ПАВ, способы их употребления, а также соотношение причин снятия пациентов с диспансерного учета. Потребители наркотиков морфинового типа составили большую часть всего зарегистрированного контингента (5739 чел., или 76,7%), в основном это были потребители опия кустарного приготовления (63,3%) и героина (11,2%). Далее следовали потребители ингалянтов (бензина, растворителей, клеев и др.) — 10,2%, каннабиноидов (марихуана, гашиш) — 4,7%, седативных и снотворных препаратов (бензодиазепины, барбитураты) — 2,8%, психостимуляторов (эфедрон, первитин, «экстази» и др.) — 2,7%, галлюциногенов (калипсол, циклодол, димедрол и др.) — 0,9%, побочных препаратов — 0,8% и неуточненных веществ — 1,2%.

При изучении динамики употребления разных видов ПАВ обращает на себя внимание продолжающийся рост распространения потребления опия кустарного приготовления и героина, за счет которых и происходит увеличение контингента больных наркоманиями (рис. 1, см. бумажную версию журнала).

В последние годы отмечается резкий переход на потребление героина. Наибольшее число героиновых наркоманий регистрируется в г. Минске и Минской области (рис. 2, см. бумажную версию журнала).

Одновременно возросло потребление каннабиноидов и «экстази», о чем свидетельствует увеличение числа зависимых от этих наркотиков (рис. 3, см. бумажную версию журнала).

В последние годы выявлено значительное увеличение потребления ингалянтов (летучих жидкостей) среди детей и подростков и, как следствие, рост распространения токсикоманий.

Изучение способов употребления ПАВ показало, что в структуре всего контингента наркопотребителей основным остается инъекционный способ (80,0%). Наиболее высокий удельный вес лиц, практикующих этот способ употребления, наблюдается среди больных наркоманиями, причем в динамике по годам доля этих пациентов имеет тенденцию к увеличению: в 1994 г. 96,4% зарегистрированных наркоманов употребляли наркотики инъекционным способом, в 2002 г. — 97,6%. При этом доля потребителей наркотиков per os, напротив, снизилась с 1,34 до 0,46%. Инъекционное введение наркотиков, как известно, стало основной причиной распространения ВИЧ-инфекции среди наркопотребителей, доля которых составляет 80,0% всех зарегистрированных случаев этого заболевания в Беларуси [9].

К последствиям наркотизации можно отнести увеличение доли смертности среди причин снятия с наркологического учета: в 1994 г. удельный вес смертности составил 4,5%, в 2002 г. этот показатель увеличился до 11,4%. Анализ 52 случаев летальных исходов у наркопотребителей, в которых непосредственная причина смерти была установлена патологоанатомом или судмедэкспертом, показал, что у 57,7% умерших была обнаружена сформированная органная (висцеральная) патология или наличие инфекции (сепсис, туберкулез), в 15,4% случаев регистрировалось заболевание легких — пневмония (крупозная, гнойная, стафилококковая с деструкцией органа и легочно-сердечной недостаточностью), у 13,5% отмечалось поражение печени (токсический гепатит, хронический вирусный гепатит С, цирроз, рак с печеночной недостаточностью), у 9,6% — поражение сердца (токсическая миокардиопатия, септический миокардит с острой сердечной недостаточностью). У 4 умерших наркоманов (7,7%) была зарегистрирована патология туберкулезной этиологии (острый милиарный туберкулез легких, фиброзно-кавернозный). В остальных случаях причинами смерти были генерализованная инфекция (сепсис) (5,8%), полиорганная недостаточность (3,8%), СПИД (1 случай, или 1,9%). Среди других причин летальных исходов выделяются черепно-мозговые травмы, полученные в результате несчастных случаев, — 15,4% (уличные, бытовые), передозировка наркотиков — 11,5%, самоубийство и убийство — по 7,7%. Все пациенты практиковали инъекционный способ введения наркотиков морфинового типа (опий кустарного приготовления и героин). Средний возраст умерших — 32,6 года, а средняя продолжительность жизни от начала употребления наркотиков — 6 лет. Большую часть этого контингента составляли лица мужского пола — 76,7%.

Снятие с учета пациентов c наркоманиями в связи с выздоровлением или стойким улучшением происходит крайне редко. Так, в результате трехлетнего диспансерного наблюдения и лечения наркобольных доля снятых с учета по этой причине не достигает и 6,0%: в 1994—1996 гг. — 5,6%, в 1997—1999 гг. — 3,8% и в 2000—2002 гг. — 5,0% по отношению к числу состоявших на учете. Это указывает на резистентность пациентов, зависимых от наркотиков, к лечебным и реабилитационным мероприятиям, проводимым наркологическими учреждениями.

Помимо этих изменений было показано увеличение пропорции пациентов, снятых с учета по причине осуждения и направления в места лишения свободы за совершенные преступления. Так, если удельный вес таких пациентов в 1994 г. составлял 54,3% всех снятых с учета, то в 2002 г. он увеличился до 62,1%. Доля снятия с учета наркопотребителей по этой причине остается самой высокой. Одновременно изменился и удельный вес пациентов-наркоманов, имеющих судимости. В структуре этого контингента доля имеющих судимости за исследуемый период выросла с 31,0 до 37,1%, имеющих несколько судимостей — с 7,2 до 10,1%. Все это указывает на высокую криминогенность среды, в которой находятся наркоманы, и подтверждается данными правоохранительных органов об увеличении преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков.

К другим важным социологическим параметрам, которые характеризуют изучаемый контингент, относятся занятость и семейное положение. При изучении динамики этих показателей у пациентов с нарко(токсико)маниями обнаруживается увеличение удельного веса неработающих с 68,6 до 76,8%, холостых или незамужних — с 56,0 до 63,2% и разведенных — с 8,9 до 10,5%. Полученные данные в определенной мере позволяют судить о социальных последствиях наркотизации.

Важным аспектом нашего исследования стало выявление причин приобщения к употреблению наркотиков и факторов, способствующих наркотизации. Как и в предыдущих наших исследованиях [5, 8], любопытство, советы друзей, самостоятельно принятое решение и подражание относятся к наиболее распространенным обстоятельствам привыкания у белорусских потребителей ПАВ. Вместе с тем за отчетный период произошли некоторые изменения в соотношении причин приобщения к наркотикам, которые ассоциируются с ростом распространения потребления наркотиков и наркоманий. На фоне оставшегося без изменения удельного веса любопытства (63,8% в 1994 г. и 63,7% в 2002 г.) выросли доли таких причин, как советы друзей и знакомых — с 13,4 до 17,4%, самостоятельно принятое решение — с 3,8 до 6,2%; доля подражания, напротив, снизилась с 7,0 до 4,6%. Выявленные изменения указывают на увеличение доступности наркотиков. Эти данные согласуются с результатами последних социологических опросов среди учащейся молодежи. Часть опрошенных не видит проблемы в приобретении наркотиков у друзей или распространителей. Согласно нашим неопубликованным данным, 26,0% из участвовавших в опросе студентов университетов признались, что могут приобрести наркотики, причем 9,9% — у друзей и знакомых, 12,5% — у распространителей и только 1,9% — в лечебных учреждениях [1].

Нами был проведен анализ обстоятельств выявления новых случаев заболевания или злоупотребления ПАВ. Основными причинами для постановки на учет стали информация милиции и следственных органов, медицинских учреждений, самостоятельное обращение пациентов в медицинские учреждения, информация от инспекции по делам несовершеннолетних и родственников о случаях заболевания или потребления ПАВ. Изучение причин постановки на учет пациентов наркологического профиля показало, что основную роль в этом процессе играют милиция и следственные органы, затем следуют медицинские учреждения (рис. 4, см. бумажную версию журнала).

Одновременно регистрируется рост числа лиц, самостоятельно обратившихся за наркологической помощью. Помимо этого, в последние годы увеличивается число лиц, выявленных инспекцией по делам несовершеннолетних, что указывает на рост потребления ПАВ среди детей и подростков. Вместе с тем информация о наркопотребителях со стороны родственников поступает неактивно.

Таким образом, проведенные эпидемиологические и социологические исследования свидетельствуют о продолжающемся росте потребления наркотиков и распространении нарко(токсико)маний среди населения республики, особенно среди женщин, детей и подростков. Основными потребляемыми наркотиками являются опий кустарного приготовления из мака и маковой соломки и героин. В последние годы регистрируется резкое увеличение потребления героина и распространение героиновых наркоманий, что, вероятно, обусловлено ростом его поставок и доступностью. Отмечается ежегодный рост потребления таких наркотиков, как каннабиноиды (марихуана) и «экстази». Одновременно на протяжении ряда последних лет увеличивается потребление ингалянтов и распространение токсикоманий среди детей и подростков.

Наряду с эпидемиологическими параметрами информативным в плане оценки сложившейся наркологической ситуации может быть увеличение криминогенности среди наркоманов и их снятие с учета по этой причине. Вышеуказанные изменения социально-эпидемиологических показателей могут являться отражением напряженности наркологической ситуации в республике и должны рассматриваться как прогностически неблагоприятные в отношении дальнейшего распространения наркоманий и потребления наркотиков среди населения Беларуси. Полученные данные необходимо учитывать при разработке профилактических программ, определении эффективных мер по предотвращению распространения наркотиков и для уменьшения их доступности.

 

Литература 

1.      Виницкая А.Г., Козловский А.В., Лелевич В.В., Жигальцова О.А. // Здаровы лад жыцця (в печати).

2.      Виницкая А.Г., Лелевич В.В., Шейбак В.М., Козловский А.В. // Здаровы лад жыцця. — 1998. — №3. — С. 9—13.

3.      Дмитриева Т.Б. //Медицинские и социально-психологические проблемы алкогольной и наркотической зависимости: М-лы I Рос.-бел. конф. — Витебск, 2002. — С.16—19.

4.      Иванец Н.Н., Анохина И.П., Стрелец Н.В. // Журнал неврологии и психиатрии. — 1997. — Т. 97, № 9. — С. 4—10.

5.      Козловский А.В., Лелевич В.В., Виницкая А.Г., Максимчук В.П. // Мед. новости. — 2001. — №2. — С. 34—36.

6.      Козловский А.В., Лелевич В.В., Шейбак В.М. и др. //Физическое воспитание и современные проблемы формирования и сохранения здоровья молодежи: М-лы междунар. конф. — Гродно, 2001. — С. 75—77.

7.      Кошкина Е.А. // Вопросы наркологии. — 2001. — №3. — С. 61—67.

8.      Лелевич В.В., Козловский А.В., Заборовский Г.И. // Здравоохранение. — 1997. — №4. — С. 25—26.

9.      Ситуация по распространенности инъекционного наркопотребления и ВИЧ-инфекции в Республике Беларусь: Отчет о проведенной экспресс-оценке. — Мн., 2001. — С. 6—20.

Медицинские новости. – 2005. – №2. – С. 57-60.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer