• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Шайхова Г.И., Хусанова Н.Ф.

Гигиеническая оценка функциональной готовности дошкольников к систематическому обучению

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам

 

Shayhova G.I., Khusanova N.F.

Tashkent Medical Academy, Uzbekistan

Hygienic assessment of the functional readiness

of preschool children for systematic training

Резюме. Статья посвящена проблеме оценки функциональной подготовленности дошкольников к систематическому обучению. Установлено, что дошкольники 6-летнего возраста по медицинским и психолого-педагогическим критериям не готовы к систематическому обучению в школьных учреждениях. Биологический возраст не соответствует паспортному. Проведенный анализ позволил установить зависимость школьной готовности детей от уровня биологической зрелости.

Ключевые слова: дошкольники 5–6-летнего возраста, медицинские и психологические критерии, биологическая зрелость, функциональная готовность.

Медицинские новости. – 2019. – №6. – С. 71–74.

Summary. The article is devoted to the problem of assessing the functional readiness of preschoolers for systematic learning. It has been established that preschoolers of 6 years of age, by medical and psychological-pedagogical criteria, are not ready for systematic education in school institutions. Biological age does not match the passport. The analysis made it possible to establish the dependence of the school readiness of children on the level of biological maturity.

Keywords: preschool children 5–6 years of age, medical psychological criteria, biological maturity, functional readiness.

Meditsinskie novosti. – 2019. – N6. – P. 71–74.

 

Система подготовки детей к школе представлена практически во всех странах Европы. Наиболее значительным опытом в этом направлении владеют Россия, Германия, Болгария, Венгрия, где эту проблему рассматривают на государственном уровне. Правильно организованная предшкола окупается в масштабах и отдельной личности, и страны [2–4]. У каждого ребенка своя физиология, свои особенности развития и способности к обучению.Отдать «неготового» ребенка в школу так же вредно, как «передержать» его лишний год в детском саду или дома. Наметившаяся тенденция перехода детей к школьному обучению с 6 лет порождает проблему несоответствия психических особенностей ребенка 7 лет жизни условиям школьного обучения.По данным Департамента программ раннего детства штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже, дети с дошкольной подготовкой не только лучше учатся в 1-м классе, чем их сверстники, готовящиеся к школе дома, но и в дальнейшем получают более основательное образование, лучшую работу, реже совершают преступления.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Подготовка к школе – это физическая, психологическая, нравственная, мыслительная готовность ребенка к обучению [3, 5]. Решение проблемы создания благоприятных условий по совершенствованию учебно-методической программы, обеспечения оптимальных гигиенических условий с учетом функциональной готовности детей дошкольного возраста к систематическому обучению в подготовительных группах является актуальным вопросом.

Цель исследования – провестигигие-ническую оценку функциональной готовности дошкольников шестилетнего возраста к систематическому обучению в школе.

Материалы и методы

Функциональную готовность к поступлению в школу проводили в начале сентября и в конце мая учебного года. Объектами исследования являлись дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) №134, 148, 232, 270, 525 и 546 Мирзо-Улугбекского района Ташкента; 1332 ребенка (593 мальчика и 739 девочек), посещающих подготовительные группы ДОУ. При этом учитывали количество полных лет, месяцев и дней. К шестилетним относились дети в возрасте от 5 до 6 лет.

При изучении показателей заболеваемости детей проведена выкопировка данных индивидуальных карт развития 1332 детей (форма 026/у) и истории развития ребенка (форма 112/у), дополненных материалами учетов пропусков дней по болезни; опрос дошкольников и их родителей по специально разработанным анкетам. Анализ заболеваемости осуществляли в соответствии с Международной статистической классификацией болезни и проблем, связанных со здоровьем [1]. В осмотрах детей участвовали педиатр, невропатолог, оториноларинголог, офтальмолог, хирург-ортопед, которые выполняли антропометрические измерения, как это принято для изучения общей заболеваемости населения. Заболеваемость изучали в среднем за два года, в начале (сентябрь–октябрь) и в конце (май–июнь) учебного процесса. На основании профилактических данных осмотров проведено определение группы здоровья каждого ребенка.

Для комплексной гигиенической характеристики воспитательно-образовательного процесса изучены гигиенические условия в групповых помещениях (микроклимат, частота воздуха, соответствие мебели и т.д.), планирование учебной нагрузки в дневном, недельном и годовом циклах (изучение расписания занятий), длительность образовательных занятий, перемен, обеспечение двигательной активности детей и наличие физкультминуток (хронометраж уроков) [4, 5].

Исследования детей проведены в начале и в конце учебного года, в первой половине учебного дня (с 8:30 до 12:00), когда наблюдается более эффективное функционирование всех физиологических систем организма. Физическое развитие оценивали по длине и массе тела, окружности грудной клетки (ОГК), уровню гармонического и физического развития. Все измерения проводились по общепринятым методикам.

Функциональную готовность к поступлению в школу определяли по медицинским и психолого-педагогическим критериям [6, 7]. По медицинским критериям установлен уровень биологического развития: темпы прорезывания зубов, оценка физического развития (соответствие длины тела возрасту, массы тела длине тела, прибавка длины тела за последний год). Провели психометрический тест Керна – Ирасека, оценивали качество звукопроизношения, уровень нервно-психического развития и формирование школьных умений и навыков. Исследования проводили в первой половине дня при отсутствии признаков острого заболевания и обострения хронического заболевания. При этом не допускали предшествующую физическую нагрузку.

Полученные при исследовании данные подвергли статистической обработке с помощью программного пакета MicrosoftOfficeExcel-2012. За статистически значимые изменения принимали уровень достоверности р<0,05.

Результаты и обсуждение

Изучены основные закономерности динамики заболеваемости детей дошкольников по данным обращаемости и комплексных медицинских осмотров. На основании результатов профилактических осмотров для каждого ребенка была определена группа здоровья. Было установлено, что только 20,1% детей можно считать практически здоровыми (I группа здоровья), 51,2% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 28,7% детей страдают хроническими болезнями в стадии компенсации (III группа). Выявленные при осмотре детей функциональные отклонения, то есть предболезненные состояния, отнесены ко II группе здоровья. В структуре общей заболеваемости детей дошкольного возраста ведущее место занимают болезни органов дыхания, уха и сосцевидного отростка, некоторые инфекционные и паразитарные болезни, болезни эндокринной системы, кожи и подкожной клетчатки и др. (рисунок).

Результаты гигиенической оценки условий в групповых помещениях показали, что в течение дня в ДОУ постепенно изменяются физические свойства воздуха (температура, влажность и запыленность), что может отрицательно сказываться на здоровье детей. Физическим свойствам воздуха при контроле ДОУ уделяется недостаточное внимание, поэтому часто у дошкольников наблюдаются простудные заболевания (бронхиты, ангины, пневмонии).

В тех ДОУ, где были отмечены высокие показатели заболеваемости пневмонией, ОРЗ, ангиной и бронхитом, проведены замеры температуры воздуха в комнатах на различных уровнях. На уровне 2 метров температура воздуха соответствовала 20 °С, на уровне 1 метра – 18 °С, у поверхности пола температура воздуха соответствовала 13–14 °С; следовательно, температура воздуха в указанных помещениях не соответствовала гигиеническим требованиям.

Следующим фактором, определяющим микроклимат в помещениях ДОУ, является относительная влажность, которая должна быть в пределах 40–60%, и скорость движения воздуха – не более 0,2 м/с. Эти требования в исследованных помещениях ДОУ в основном соблюдаются.

При оценке гигиенических условий отмечено, что воздух в закрытых помещениях ДОУ во время пребывания в них детей меняет свой химический состав. Об ухудшении химического состава воздуха в помещении принято судить по содержанию в нем СО2. На основании большого числа исследований установлено, что воздух должен быть признан вредным для находящихся в помещении детей, если содержание СО2 в нем превышает 0,1%. В ДОУ, построенных по типовым проектам, этого не наблюдалось.

Особое внимание в ДОУ должно быть уделено борьбе с пылью, так как вместе с пылью в воздухе находятся и микробы. Их основным резервуаром в помещениях является микрофлора носоглотки. В групповых комнатах, зале, спальных ежедневно за час до прихода детей осуществляется влажная уборка при открытых окнах, фрамугах или форточках, с обязательным отодвиганием шкафов и другой мебели. После уборки влажной тряпкой, смоченной осветленным раствором хлорной извести (2:100), вытираются мебель, кровати, столы, стулья, шкафы, игрушки и т.д. Наши исследования, показали, что количество микробов в 1 м3 воздуха, например, в зале для игр, к концу занятий возрастает в 2–3 раза, в спальной, после того, как дети улеглись спать, – в 2 раза.

В обеспечении чистоты воздуха важную роль играет правильная организация проветривания помещений, являющаяся одним из эффективных средств профилактики аэрогенных инфекций. В обследованных помещениях проветривание вовремя не проводилось.

Гигиеническую оценку мебели и ее соответствия росто-возрастным показателям проводили по СанПиН 0241-07. Исследования показали, что мебель в подготовительных группах, как правило, не соответствует гигиеническим требованиям и стандартам. Изучение режима дня показало, что у большинства дошкольников он составлен без учета гигиенических требований и рекомендованных нормативов. Основными нарушениями в структуре режима дня являются высокая учебная нагрузка, неполноценный сон и низкий уровень двигательной активности, в том числе на воздухе.

Недельный учебный план в подготовительных группах значительно превышает установленную нагрузку на музыку – 12 ч, на математику – 12 ч; занятия по физкультуре по расписанию – 1 ч 20 минут. Кроме того, с привлечением родительских средств дополнительно увеличено количество часов на преподавание иностранных языков. Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей подготовительных групп, надо отметить также нарушение принципов составления учебного расписания. Во всех обследованных ДОУ расписание составляется без учета динамики физической и умственной работоспособности детей (оптимальная работоспособность, утомление) и ранговой шкалы трудности уроков.

При определении уровня биологического развития было выявлено, что среди обследованных 44% девочек и 54% мальчиков имели своевременные темпы роста (длина тела соответствовала возрастно-половым нормам), у 54% девочек и 58% мальчиков наблюдали замедление процессов роста (длина тела меньше возрастно-половых норм). В результате индекс ИМТ, характеризующий гармоничность развития, был ниже среднего показателя ИМТ, рекомендованного ВОЗ.

При определении темпов прорезывания постоянных зубов было выявлено, что у 45% обследованных детей наблюдали отставание по «зубному» возрасту, так как отмечено отставание биологического возраста от паспортного.

Результаты проведенного теста Керна – Ирасека показали, что среди 550 обследованных детей в начале учебного года средний уровень готовности к школе отмечали у 62,1%, 37,9% детей в 6-летнем возрасте являются незрелыми, то есть не готовы к поступлению в 1-й класс. Результаты выполнения дошкольниками оценочных таблиц показали, что у обследованных детей в начале учебного года число ошибок при прохождении лабиринта составило 16,0±1,18, при вырезании круга – 6,7±0,41, в конце учебного года – 10,0±1,19 и 3,2±1,07 соответственно (таблица).

 

Таблица. Результаты выполнения дошкольниками оценочных таблиц

Группа

дошкольников

и время

обследования

Лабиринт

Вырезание круга

время

выполнения (n=1 мин 30 с)

число ошибок (n=2)

время

выполнения (n=1 мин)

число

ошибок

(n=2)

В начале учебного года (n=26)

1 мин 33 с±

1 мин 18 с

16,0±1,18

1 мин 44 с ±

0 мин 33 с

6,7±0,41

В конце года (n=14)

1 мин 26 с ±

5 мин 95 с

10,0±1,19

0 мин 55 с±

7 мин 26 с

3,2±1,07

 

При определении качества звукопроизношения (чистота речи) наблюдалось отставание в развитии моторики у 68% дошкольников, которые в начале учебного года имели дефекты звукопроизношения, в конце учебного года – у 56%.

Заключение

Проанализированы причины неподготовленности детей к систематическому обучению в 6-летнем возрасте: выявленные неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья дошкольников свидетельствуют об отсутствии профилактической и оздоровительной работы в ДОУ. Нарушениями в структуре режима дня являются высокая учебная нагрузка, недостаточный активный отдых на воздухе, неполноценный сон и низкий уровень двигательной активности. В обследованных помещениях проветривание вовремя не проводилось, также было выявлено нарушение принципов составления учебного расписания. Замедление темпов роста, отставание по «зубному» возрасту и другие показатели, которые выявлены при определении теста Керна – Ирасека и заполнении оценочных таблиц, качество звукопроизношения можно расценивать как проявление индивидуальной генетической программы развития или нарушения функций желез внутренней секреции, почек, печени, обмена веществ.

Дошкольники 6-летнего возраста по медицинским и психолого-педагогическим критериям не готовы к систематическому обучению в школьных учреждениях. Биологический возраст не соответствует паспортному. Проведенный анализ позволил установить зависимость школьной готовности детей от уровня биологической зрелости.

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

1. Искандаров Т.И., Маматкулов Б.М. Санитария-статистик ижтимоий гигиена тад?и?отлар услублари. – Ташкент, 1994. – С.201–205.

2. Кривых С.В., Урбанская М.В. // Вестник Тобальской государственной социально-педагогической академии им. Д.И.Менделеева. – 2010. – С.197–203.

3. Кувандикова Д.Э. Влияние гигиенических факторов на состояние здоровья подростков, обучающихся в учебных заведениях разного типа: Автореферат дис. ... канд. мед. наук. – Ташкент, 2004. – 22 с.

4. Куинджи Н.Н. // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2009. – №5. – С.33–36.

5. Кучма В.Р. Гигиена питания детей и подростков. – М., 2008. – С.269–281.

6. Сорокина А.А. // Территория науки. – 2016. – №4. – С.141–144.

7. СулимаН.А. // Young Scientist. – 2015. – №8. – C.865–867.

 

 

Медицинские новости. – 2019. – №6. – С. 71-74.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer