• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Индиаминов С.И., Гамидов С.Ш.

Характер повреждений органов брюшной полости при закрытой сочетанной тупой травме живота

Самаркандский государственный медицинский институт, Узбекистан, Навоийский филиал научно-практического центра судебно-медицинской экспертизы, Узбекистан

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам

 

Indiaminov S.I.1, Gamidov S.Sh.2

1Samarkand State Medical Institute, Uzbekistan

2Scientific and Practical Center of Forensic Medical Examination of the Navoi Branch, Uzbekistan

The nature of the damage to the abdominal organs

in closed combined blunt injury of the abdomen

Резюме. В целях выявления особенностей формирования повреждений органов брюшной полости проведена судебно-медицинская экспертиза в отношении 215 пешеходов, погибших при столкновениях с движущимися автомобилями. Среди погибших 173 мужчины, 42 женщины. Возраст пострадавших – от 14 до 75 лет. Установлено, что повреждения структуры органов и тканей брюшной полости в составе сочетанной травмы живота у пешеходов при столкновениях с движущимися автомобилями наблюдаются довольно часто (71,0%). При этом у 80,8% погибших пешеходов выявляются признаки ушиба органов и тканей с выраженными кровоизлияниями в подвешивающих аппаратах, стенках и паренхимах органов. В 23,2% случаев наряду с кровоизлияниями отмечается нарушение анатомической целостности органов, преимущественно печени и селезенки, в основном в виде разрывов и нередко – в виде размозженной паренхимы, которые и являются причиной массивного внутреннего кровотечения. Повреждения структуры органов живота при столкновениях пешеходов с движущимися автомобилями формируются в 3-й фазе травмы вследствие общего сотрясения тела при падениях пострадавших на дорожное покрытие. В клинико-морфологическом аспекте деление на степени тяжести повреждений печени, учитывающей объем и глубину разрывов (размозжений), является наиболее информативным для установления механизма формирования повреждений органа в зависимости от обстоятельств и видов тупых травм.

Ключевые слова: автомобильная травма, пешеходы, органы живота, повреждения, диагностика, причины смерти.

Медицинские новости. – 2021. – №9. – С. 75–77.

Summary. In order to identify the features of the formation of injuries to the abdominal organs, a forensic medical examination was carried out in relation to 215 pedestrians who died in collisions with moving cars. Among the dead there were 173 men and 42 women. The victims were between 14 and 75 years old. It was found that damage to the structure of organs and tissues of the abdominal cavity in the composition of the abdominal concomitant injury in pedestrians in collisions with moving cars are observed quite often (71.0%). At the same time, 80.8% of the dead pedestrians show signs of injury to organs and tissues with pronounced hemorrhages in the suspension devices, walls and parenchyma of organs. In 23.2% of cases, along with hemorrhages, there is a violation of the anatomical integrity of organs, mainly the liver and spleen, mainly in the form of ruptures and often in the form of crushed parenchyma, which are the cause of massive internal bleeding. Injuries to the structure of the abdominal organs during collisions of pedestrians with moving cars are formed in the 3rd phase of injury – as a result of a general concussion of the body when victims fall onto the road surface. In the clinical and morphological aspect, the division into the severity of liver damage, taking into account the volume and depth of ruptures (crushes), is the most informative for establishing the mechanism of formation of organ damage, depending on the circumstances and types of blunt injuries.

Keywords: car injury, pedestrians, abdominal organs, injuries, diagnostics, causes of death.

Meditsinskie novosti. – 2021. – N9. – P. 75–77.

Современная сочетанная травма (СТ) характеризуется широкой распространенностью, высокими показателями летальности и инвалидизации, в первую очередь, у лиц наиболее молодого трудоспособного возраста – 18–49 лет, а также значительными экономическими затратами при оказании экстренной специализированной и реабилитационной медицинской помощи пострадавшим. Основными причинами СТ мирного времени являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и падения с высоты [11]. Тяжесть СТ придает особую актуальность вопросам организации медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах [2, 5, 6]. У больных с СТ не менее чем у 75% выявляются повреждения структуры головы, которые в 50–60% случаев сочетаются с травмой груди и живота. Подобные состояния увеличивают летальность от травмы головы более чем в 2 раза [9]. В настоящее время отмечается увеличение повреждений живота в составе СТ, достигая до 38%, и летальность при этом продолжает оставаться высокой, составляя от 18 до 65% [1, 12]. Более опасными среди закрытых повреждений органов брюшной полости являются повреждения печени, особенно в случаях размозжения ее паренхимы, сопровождающееся внутрибрюшным кровотечением, летальность при этом может достигать до 34–35% [3, 10]. Эти данные диктуют необходимость немедленного оперативного вмешательства при травмах печени. Задержка операции более чем на 6 часов, связанная с диагностическими и тактическими ошибками, может стать причиной наступления смертельного исхода у пострадавших с травмой органов живота [8].

Судебно-медицинскими аспектами СТ являются установление характера и особенностей формирования повреждений органов и тканей при различных видах тупой травмы, оценка механизма повреждений с учетом характера повреждающего агента, разработка критериев по установлению степени тяжести травмы, а при летальных исходах СТ – установление основной и непосредственной причин смерти, оценка танатогенеза и выявление дефектов при оказании медицинской помощи пострадавшим на различных этапах лечения. Применительно к повреждениям органов брюшной полости при закрытой СТ живота эти и другие вопросы изучены и исследованы недостаточно.

Цель исследования – изучить характер и особенности формирования повреждений органов брюшной полости у пешеходов, получивших травму при столкновениях с движущимися автомобилями.

Материалы и методы

Проведена судебно-медицинская экспертиза в отношении 215 пешеходов, погибших при столкновениях с движущимися автомобилями. Среди погибших 173 мужчины, 42 женщины. Возраст пострадавших – от 14 до 75 лет. В 190 случаях столкновения пешеходов произошли с современными легковыми автомобилями, производимыми в Узбекистане, из них наиболее часто (100 случаев) – с автомобилями марок Daewoo.uz Nexia, в 17 случаях – с легковыми автомобилями старых марок (ИЖ – Москвич, ВАЗ – Жигули), в 4 – с грузовыми и пассажирскими автомобилями, в 4 случаях марки легковых автомобилей не установлены. По материалам предварительного дознания (следствия), в большинстве случаев столкновения были передними и передне-краевыми.

Результаты и обсуждения

По результатам судебно-медицинской экспертизы, на теле у 206 (94,1%) погибших пешеходов имела место СТ двух и более частей тела и лишь у 9 (6,94%) – выявлена изолированная черепно-мозговая травма (ЧМТ) (табл. 1).

 

Таблица 1. Характеристика СТ у пострадавших пешеходов при столкновениях

с движущимися автомобилями

Характеристика повреждений

Частота

встречаемости

СТ двух и более частей тела с переломами костей конечностей

120

СТ головы, груди и живота

50

СТ головы, позвоночника,

груди и живота

16

СТ головы и груди

10

Изолированная ЧМТ

9

СТ головы, груди, живота и таза

2

СТ головы, позвоночника

и живота

2

СТ головы и позвоночника

2

СТ головы, позвоночника

и груди

1

СТ головы, позвоночника, груди, живота и таза

1

СТ головы, груди и таза

1

СТ позвоночника, груди и таза

1

Итого

215

 

В составе СТ преобладала травма двух и более частей тела с переломами костей конечностей (120) – 55,8%, и СТ головы, груди, живота (50) – 23,1%. Повреждения структуры органов брюшной полости в составе СТ у пешеходов выявили в 172 случаях (71%) (табл. 2).

Таблица 2. Характеристика повреждений органов брюшной полости у пешеходов, получивших СТ при столкновениях с движущимися автомобилями

Характер повреждений структуры органов живота

Частота

встречаемости

Кровоизлияния в структурах органов брюшной полости без нарушения целостности внутренних органов

132

Кровоизлияния в структурах органов брюшной полости с нарушениями целостности внутренних органов и явлениями внутреннего кровотечения

40

Из них: – с разрывом печени;

14

– с разрывом печени, селезенки;

11

– с разрывом селезенки;

4

– с разрывом почки;

3

– с разрывом кишечника и брыжейки;

3

– с разрывом печени, селезенки, почек;

1

– с разрывом печени и диафрагмы;

1

– с разрывом диафрагмы, брыжейки тонкого и толстого кишечника;

1

– с разрывом печени и толстой кишки;

1

– с разрывом желудка и 12-перстной кишки;

1

– с разрывом печени, желудка и почек

1

Итого

172

 

Из приведенных данных следует, что у 132 погибших пешеходов имели место признаки ушиба органов и тканей, что сопровождалось выраженными кровоизлияниями в подвешивающих аппаратах, стенках и паренхимах органов. В 40 случаях наряду с кровоизлияниями были выявлены нарушения анатомической целостности органов, преимущественно печени и селезенки, в основном в виде разрывов, а иногда – в виде размозженной паренхимы, что явилось причиной массивного внутреннего кровотечения.

Повреждения целостности структуры печени отметили у 29 (16,8%) погибших пешеходов, при этом изолированные ее повреждения выявлены в 14 случаях в виде обширных разрывов паренхимы по диафрагмальным и нижним поверхностям (10) и размозжений паренхимы (4) с нарушением целостности желчного пузыря. В остальных 15 случаях повреждения печени сочетались с травмой других внутренних органов, чаще всего с повреждениями селезенки (12). Отмеченные повреждения структуры печени и селезенки явились основной причиной смерти пострадавших пешеходов на догоспитальном этапе в результате массивной кровопотери.

В составе повреждений органов брюшной полости нередкими оказались и нарушения целостности селезенки как в виде изолированных (3), так и сочетанных повреждений (12) с травмой других органов, чаще всего с печенью (11). Разрывы диафрагмы, желудка, кишечника, брыжеек кишечника и почек отметили в единичных случаях.

Проявления ушиба и сотрясений внутренних органов в виде кровоизлияний в связочном аппарате и тканях органов брюшной полости выявили в 60,8% наблюдений (132 случая из 215). При этом наибольшей травматизации подверглись как паренхиматозные, так и полые органы брюшной полости – желудок, кишечник и их структуры. Эти данные указывают на то, что ушибы органов брюшной полости, в том числе и разрывы внутренних органов, у пешеходов при столкновениях с движущимися автомобилями формируются в 3-й фазе АТ – падениях пострадавших на дорожное покрытие, при котором развивается общее сотрясение тела.

Н.К. Ермолаева и соавт. (2013) на основе анализа 102 лиц, находившихся в стационаре и умерших в течение 7 суток после повреждений живота и забрюшинного пространства, установили, что в происхождении травм этих структур превалировало ДТП (52%), реже – бытовая (избиения) – 22,5%, кататравмы – 18,6% и другие обстоятельства (6,9%). В 36,3% случаев летальность наступила в течение 1-х суток, из них 43,2% больных умерли в первые 3 часа в результате травматического и геморрагического шока, у которых имела место наиболее тяжелая СТ, охватывающая 3 и более анатомических частей тела. В материалах авторов при закрытой травме живота повреждения органа брюшной полости имели в 44,1% случаев, преобладали травмы паренхиматозных органов и брыжейки, при этом объем внутрибрюшного кровотечения составил от 1,5 л и более. Следует отметить, что в материалах авторов повреждения органов брюшной полости с нарушениями их целостности имелись у 77,5% (79 из 102) умерших, в то же время ушибы органов и тканей с проявлениями кровоизлияний (гематомы) в них были у 22,5% (23) умерших. В наших наблюдениях нарушения целостности внутренних органов при закрытой СТ живота отметили в 16,8% случаев. Это обусловлено тем, что наши наблюдения включали только автомобильную травму, а в материалах Н.К. Ермолаевой и соавт. помимо ДТП были и бытовая травма, кататравма, сдавления и другие виды тупой механической травмы [7]. По данным А.В. Базаева и соавт. (2015), повреждения печени при СТ чаще всего (35,5%) сочетаются с травмой селезенки, которые и являются основной причиной неблагоприятного исхода в результате внутрибрюшного кровотечения, в связи с этим выбор адекватных способов гемостаза имеет особое значение [3].

В клинико-морфологическом аспекте различают 4 степени повреждения печени: I – поверхностные раны глубиной до 2 см, II – раны глубиной от 2 см до половины всей толщины, III – раны более половины толщины органа и сквозные разрывы, IV – размозжение печени, отрывы печеночных артерий и вен, общего желчного протока, воротной вены и повреждения юкста-гепатического участка нижней вены [4, 7]. Данная классификация является наиболее информативной для анализа тупых травм печени по установлению механизма формирования повреждений органа в зависимости от обстоятельств и условий тупых травм.

Заключение

В настоящее время отмечается увеличение повреждений живота в составе СТ, достигая до 38%, и летальность при этом продолжает оставаться высокой, составляя от 18 до 65%. Более опасными среди закрытых повреждений органов брюшной полости являются повреждения печени и селезенки, особенно в случаях размозжения их паренхимы, сопровождающейся внутрибрюшным кровотечением.

Повреждения структур органов и тканей брюшной полости в составе СТ живота у пешеходов при столкновениях с движущимися автомобилями наблюдаются довольно часто (71,0%). При этом у 80,8% погибших выявляются признаки ушиба органов и тканей с выраженными кровоизлияниями в подвешивающих аппаратах, стенках и паренхимах органов. В 23,2% случаев наряду с кровоизлияниями отмечаются нарушения анатомической целостности органов, преимущественно печени и селезенки, в основном в виде разрывов и нередко – в виде размозженной паренхимы, которые и являются причиной массивного внутреннего кровотечения. Повреждения структуры органов живота при столкновениях пешеходов с движущимися автомобилями формируются в 3-й фазе травмы вследствие общего сотрясения тела при падениях пострадавших на дорожное покрытие.

В клинико-морфологическом аспекте деление на степени тяжести повреждений печени, учитывающей объем и глубину разрывов (размозжений), является наиболее информативным для установления механизма формирования повреждений органа в зависимости от обстоятельств и видов тупых травм.

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

1. Абакумов М.М., Лебедев Н.В., Малярчук В.И. Повреждения живота при сочетанной травме. – М., 2005. – 176 с.

2. Багненко С.Ф. [и др.] // Скорая мед. помощь. – 2008. – Т.9, №3. – С.3–10.

3. Базаев А.В., Кокобелян А.Р., Королев С.К., Родин А.Г. // Хирургия. Медиа. – 2015. – №2 (16). – С.11–14.

4. Базаев А.В., Алейников А.В., Королев С.К. [и др.] Повреждения печени и селезенки у пострадавших с сочетанной автодорожной травмой. – Медиаль, 2014. – С.17–19.

5. Долганов Д.В., Долганова Т.И., Мартель И.И., Карасев А.Г., Нарицын В.А. // Политравма. – 2013. – №4. – С.17–22.

6. Дюсупов А.А., Букатов А.К., Базарбеков Е.Н. и др. // Новые мед. технологии. – 2018. – №2. – С.27–34.

7. Ермолаев Н.К., Маскин С.С., Боско О.Ю., Александров В.В., Таджиева А.Р. // Кубанский науч. мед. вестник. – 2013. – №7 (142). – С.177–181.

8. Жаров В.В., Панов И.Е., Шигеев С.В. // Суд.-мед. экспертиза. – 2003. – №4. – С.3–6.

9. Урман М.Г., Субботин А.В. // Вестник хирургии. – 2009. – №3. – С.72–75.

10. Цыбуляк Г.Н. и др. Частная хирургия механических повреждений / Под ред. Г.Н. Цыбуляка. – СПб, 2011. – 576 с.

11. Pfeifer R., Teuben M., Andruszkow H., et al. // PLoS One. – 2016. – Vol.11, N2. – e0148844. doi: 10.1371/journal.pone.0148844

12. Reihani H., Pirazghandi H., Bolvardi E., et.al. // Chin. J. Traumatol. – 2017. – Vol.20, N2. – P.75–80.

 

Медицинские новости. – 2021. – №9. – С. 75-77.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

 

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer