• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Зарубежный дайджест

Лекарственная терапия и обращение лекарственных средств

  • Аптечный супермаркет

Современное здравоохранение невоз­можно без развития принципов здорового образа жизни и внедрения их в повседнев­ную практику. Поэтому сейчас так актуаль­но создание новой системы обеспечения населения лекарственными средствами, из­делиями медицинского назначения для поддержания здорового образа жизни. Пер­спективна программа создания сети аптеч­ных супермаркетов, где в одном месте бу­дут представлены товары для диабетичес­кого, диетического и лечебного питания, пищевые добавки, ветеринарные препара­ты, средства санитарии и гигиены, деко­ративная и лечебная косметика, минераль­ные воды, товары для беременных и ново­рожденных, лекарства, отпускаемые по ре­цептам, ортопедическая обувь и средства ухода за больными.

Как показывает опыт функционирова­ния аптечных супермаркетов в западных странах, они имеют ряд преимуществ пе­ред обычными аптеками (более широкий ассортимент, быстрее и лучше обслужива­ние). В то же время сеть таких супермарке­тов значительно меньше сети обычных ап­тек, что определенным образом сказыва­ется на числе посетителей.

Обеспечение здорового образа жизни и профилактика заболеваний — одно из на­правлений качественной фармацевтической практики (GPP), согласно которой глав­ная забота фармацевтического работника — благополучие пациентов, что предусмат­ривает предоставление необходимой ин­формации, советов и консультаций по широкому спектру вопросов, связанных со здоровьем и пропагандой здорового обра­за жизни. Суперфарма как раз представля­ет модель непосредственного общения па­циента с фармацевтическим работником.

По мнению представителей сети супер­маркетов "Перекресток" (Россия), торго­вые площади 300—400 м2 слишком велики для торговли фармпрепаратами и не будут окупать арендную плату помещений.

О рентабельности супермаркетов мож­но говорить только в случае, если, во-пер­вых, они будут выполнять функции дежур­ных аптек и работать круглосуточно; во-вто­рых, если с помощью рекламы удастся убе­дить потенциальных посетителей в том, что в этих центрах можно найти любое лекар­ственное средство по более низкой цене.

Розничная торговля фармацевтикой в России практически полностью отождествля­ется с существующей аптечной сетью: более 80% лекарств продается через 16 тыс. россий­ских аптек.

В США отдаленный аналог российских аптек — это так называемые drugstores. Через них продается только 65% всего объема ре­цептурных и около 45% безрецептурных пре­паратов. Оставшаяся часть лекарств реализу­ется через супермаркеты, продовольственные и другие магазины и даже по почте.

Торговый зал drugstore обычно разделен на три основных отдела: рецептурные препа­раты; дорогая косметика и парфюмерия; все остальное. В первых двух отделах торговля осу­ществляется через прилавок, в третьем ис­пользуется система самообслуживания, что делает процесс торговли более эффективным и удобным для покупателей.

Средняя площадь магазина составляет 1000 м2, торговый оборот достигает 2,1 млн $ в год.

В разных странах существуют различные модели организации розничной торговли в фармацевтике. Например, в Европе органи­зация аптечных сетей запрещена, там сти­мулируется развитие индивидуальных аптек. Во многих европейских странах для того, чтобы владеть аптекой, нужно быть профес­сиональным фармацевтом. Но кое-где зако­нодательство в этой сфере пересматривает­ся, например в Голландии, где с недавних пор стало возможным создавать аптечные сети. В таких странах, как США, Великоб­ритания, Канада, разрешена организация сетей, и их роль в розничной торговле по­стоянно увеличивается.

Все аптечные супермаркеты объединяет принадлежность к сетям, принцип самооб­служивания и богатый ассортимент, включая лекарства и медицинские препараты, косме­тику и парфюмерию, закуски и прочие мел­кие потребительские товары.

Remedium.- 1998.— № 3.- С. 16-23.

Другие статьи этого раздела » Вернуться в тематические разделы »

Разработка сайта: Softconveyer