• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Зарубежный дайджест

Медицинское право. Деонтология

  • Из истории законодательства, регулирующего деятельность медицинских работников

Элементы правового регулирования медицинской деятельности появились одновременно с зарождением медицины.

В рабовладельческом обществе лечение приравнивалось к действию сверхъестественной силы, поэтому существовала абсолютная ответственность целителя за смерть больного. Законы носили выраженную направленность.

Из 282 параграфов свода законов вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), регулировавших все основные стороны жизни царства, 8 прямо определяли ответственность врача за свои профессиональные действия:

§ 215. Если врач произвел кому-нибудь трудную операцию медным ножом и спас ему жизнь или снял кому бельмо медным ножом и сохранил ему глаз, то должен получить 10 сиклей серебра;

§ 216. Если то был раб, то его господин должен уплатить врачу 2 сикля серебра;

§ 218. Если врач производит кому-нибудь тяжелую операцию медным ножом и причиняет ему смерть, снимает кому-нибудь бельмо и лишает его глаза, то должно отсечь ему руки;

§ 219. Если врач производит рабу тяжелую операцию медным ножом и причиняет ему смерть, то он должен за раба доставить хозяину другого раба;

§ 220. Если врач снимает медным ножом бельмо рабу и лишает его глаза, то должен деньгами уплатить половину стоимости раба.

В Древнем Египте врачи в своей деятельности руководствовались правилами “Священной книги”. Если врач лечил в полном соответствии с этими правилами, то, независимо от исхода лечения, он освобождался от ответственности. Та же позиция изложена и в Римском праве. В то же время в Древнем Риме врачи привлекались к ответственности за продажу ядов с целью отравления, за аборт и кастрацию.

В эпоху раннего христианства появились суровые законы, карающие за неоказание помощи больному. Например, в Палестине за такое преступление в отношении людей свободного звания полагалась позорная казнь и конфискация имущества.

В период зарождения и развития капитализма ответственность врача за профессиональные нарушения стала рассматриваться с точки зрения частных взаимоотношений, основанных на коммерческих началах.

В России в средние века врачевание считалось чародейством, поэтому за вред, причиненный лечением, врач нес ответственность как за умышленное преступление. История Древней Руси сохранила сведения о болезни и смерти сына Великого князя Иоанна III. Лекарь Леон, лечивший княжеского сына, после его смерти по приказанию Великого князя подвергся умерщвлению. Другого лекаря по имени Антон, лечившего татарского князя Каракучу, после смерти последнего также умертвили. В конце XYII века в одном из царских указов лекари предупреждались, что «буде из них кто нарочно или ненарочно кого уморят, а про то сыщется, им быть казненными смертью». Позднее русское законодательство изменилось, и за смерть от неправильного лечения или «важный вред здоровью» виновный предавался церковному покаянию. Врачам, допустившим ошибку, воспрещалась практика, «доколе они не выдержат нового испытания и не получат свидетельства в надлежащем знании своего дела».

Прогрессивная регламентация врачебной деятельности в России началась при Петре I.

Законодательные акты Петра I определяли требования не только к профессиональной деятельности, но и к личным качествам врача.

Единый врачебный закон появился в России лишь в 1857 году и с незначительными частными дополнениями просуществовал до октября 1917 года.

В последующем, вплоть до 1990-х годов, правовые акты, регламентирующие деятельность медицинских работников, определялись с позиции норм социалистического законодательства.

Конец 1980-х — начало 1990-х годов в России можно считать переходом к новой экономической формации, важным этапным завершением которого стали Конституция Российской Федерации (1993) и ряд законов, имеющих отношение к регламентации медицинской деятельности.

1993—2000 гг. — период активного правотворчества, перехода от ведомственных нормативных актов к гражданско-правовым, к регулированию профессиональной деятельности в здравоохранении с созданием в перспективе Кодекса законов о здравоохранении и медицинской помощи.

Попов В.Л., Попова Н.П. Правовые основы медицинской деятельности: Справ.-информ. пособие. — СПб.: Деан, 1999. — 256 с.

Другие статьи этого раздела » Вернуться в тематические разделы »

Разработка сайта: Softconveyer