Алиева Дж.Т.,
Бадалова А.Т., Алиев С.Х., Джафарова Н.А., Гафарова Ж.Р.
Влияние антидиабетического лимфатропного комплекса и
урокиназы на показатели свертывания крови и лимфы при
экспериментальных диабетических ангиопатиях
Азербайджанский медицинский университет, Баку, Азербайджанский педагогический университет, Баку
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам
AliyevaJ.T., BadalovaA.T., AliyevS.H., JafarovaN.A., GafarovaJ.R.
Azerbaijan Medical University, Baku
Azerbaijan Pedagogical University, Baku
Effect of antidiabetic lymphatrope aggregate and urokinase on blood and lymph coagulation indicators during experimental diabetic angiopathies
Резюме. Приведены сведения о сравнительном анализе показателей свертывания крови и лимфы при односторонной окклюзии бедренной артерии, смоделированной на фоне экспериментального сахарного диабета и их патогенетической коррекции. Исследования проведены на 38 кроликах с аллоксановым диабетом и смоделированной на этом фоне односторонней окклюзией бедренной артерии. Показатели системы свертывания-антикоагуляции-фибринолиза определяли в крови, взятой из ушной вены, и лимфе, взятой из грудно-лимфатического потока экспериментальных животных. Стало известно, что эти показатели изменяются в сторону гиперкоагуляции не только в крови, но и в лимфе. Особенно у животных с односторонной окклюзией бедренной артерии на фоне аллоксанового диабета наблюдались более глубокие изменения этих показателей. С целью патогенетической коррекции изменений, происходящих в системе свертывания-антикоагуляции-фибринолиза, комплексно использовали урокиназу и антидиабетический лимфотропный комплекс, состоящий из растений, принадлежащих к флоре Азербайджана. Это комплексное лечение ослабляет внутрисосудистое свертывание не только крови, но и лимфы, улучшает лимфодренажную функцию тканей. Все это создает широкие возможности для использования фитопрепаратов совместно с синтетическими препаратами, ослабляющими свертываемость крови, для патогенетической коррекции диабетической ангиопатии.
Ключевые слова: сахарный диабет, антидиабетический лимфотропный комплекс, урокиназа, показатели внутрисосудистого свертывания крови.
Медицинскиеновости. – 2024. – №6. – С. 57–60.
Summary. The article provides information on a comparative analysis of blood and lymph coagulation parameters in unilateral femoral artery occlusion, modeled against the background of experimental diabetes mellitus and their pathogenetic correction. The studies were conducted on 38 rabbits with alloxan diabetes and unilateral occlusion of the femoral artery modeled against this background. Indicators of the coagulation-anticoagulation-fibrinolysis system were determined in blood taken from the ear vein and lymph taken from the thoracic lymphatic flow of experimental animals. It became known that these indicators change towards hypercoagulation not only in the blood, but also in the lymph. Especially in animals with unilateral occlusion of the femoral artery against the background of alloxan diabetes, more profound changes in these parameters were observed. For the purpose of pathogenetic correction of changes occurring in the coagulation-anticoagulation-fibrinolysis system, urokinase and an antidiabetic lymphotropic complex consisting of plants belonging to the flora of Azerbaijan were used in a complex manner. This complex treatment weakens intravascular coagulation not only of blood, but also of lymph, and improves the lymphatic drainage function of tissues. All this creates ample opportunities for the use of herbal medicines in conjunction with synthetic drugs that weaken blood clotting for the pathogenetic correction of diabetic angiopathy.
Keywords: diabetes mellitus, antidiabetic lymphotropic complex, urokinase, intravascular coagulation indicators.
Meditsinskie novosti. – 2024. – N6. – P. 57–60.
Качество и продолжительность жизни больных сахарным диабетом (СД) зависят от профилактики хронических осложнений сахарного диабета. Одним из наиболее частых и опасных сосудистых осложнений заболевания является нарушение кровообращения нижних конечностей. Частота ампутаций среди больных СД в 17–45 раз выше, чем у больных без СД [2]. В развитии ангиопатий нижних конечностей важную роль в ходе заболевания играют изменения сосудисто-тромбоцитарного механизма гемостаза и обусловленное этим внутрисосудистое свертывание крови, а также нарушения микроциркуляции. По данным Международной рабочей группы по диабетической стопе (International Working Group on the Diabetic Foot – IWGDF), 85% осложнений диабетической стопы составляют трофические раны стопы, а остальная часть – флегмоны, абсцессы, остеомиелиты, гнойные артриты и другие гнойно-некротические поражения. Сложные анатомо-функциональные нарушения при синдроме диабетической стопы (СДС), развивающиеся на фоне диабетических макро- и микроангиопатий, нейропатий и остеоартропатий, приводят к язвенно-некротическим изменениям и в дальнейшем к некрозу стопы [1–4]. Учитывая это, некоторые исследователи подчеркивают использование препаратов, улучшающих макро- и микроциркуляцию, при лечении ишемических осложнений диабетической ангиопатии [5, 6]. В связи с этим применение тромболитических препаратов можно считать патогенетическим подходом. А.Г. Павелкин [7], использовавший с этой целью урокиназу, показал, что введение урокиназы больным СД не только улучшает фибринолитическую активность крови и микроциркуляцию, но и повышает антиоксидантную активность крови и существенно ослабляет окисление липидов путем перекисного окисления (ПОЛ). Исследования последних лет показали, что фитопрепараты обладают меньшей токсичностью, чем синтетические препараты, что сводит к минимуму риск развития побочных эффектов [9].
Цель исследования – изучить влияние совместного введения урокиназы и антидиабетический лимфотропный комплекс (АДК) на внутрисосудистое свертывание крови и лимфы у экспериментальных животных, смоделированных с односторонней окклюзией бедренной артерии на фоне экспериментального СД.
Материалы и методы
Исследования проведены на 38 кроликах породы «Шиншилла» массой 2,0–2,5 кг. Все экспериментальные животные были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Всем животным для моделирования СД вводили 5% водный раствор моногидрата аллоксана (100 мг/кг). С целью изучения влияния нарушения кровообращения в одной из нижних конечностей на изучаемые показатели крови и лимфы после моделирования заболевания СД у 19 кроликов накладывали лигатуру на бедренную артерию одной из нижних конечностей. Для моделирования односторонней окклюзии бедренной артерии под местной анестезией 0,5% раствором дикаина производили разрез кожи длиной 2,0–3,0 см по ходу бедренной артерии в области бедренного треугольника, расположенного в верхней трети бедра, и бедренную артерию тупо перерезали из подкожных мягких тканей и лигировали. Для анализа кровь берут из наружной ушной вены кроликов, а лимфу – из грудной лимфы методом А.А. Корниенко и др. [1977], основанной на модификации М.Х. Алиева и В.Г. Мамедова [1990]. Перед наложением лигатуры на бедренную артерию одной из нижних конечностей и через 7, 15, 30, 60, 90 дней брали кровь и лимфу и исследовали показатели (активированное частичное тромбопластиновое время – АЧТВ, протромбиновое время – ПВ, антитромбиновое время III – АТ-III, мономеры фибрина – МФ, фибринолитическая активность – ФА, растворимый комплекс мономеров фибрина – РКМФ, продукты деградации фибрина – ПДФ, INR – International Normalized Ratio) и лимфодренажную способность тканей.
В желудок животных, использованных с целью коррекции вводили через зонд экстракт ежевики кавказской (Rubus caucasicus F.), зопника колючего (Phlomis pungens), расторопши (Silybum Marianum), цикория (Cichórium), крапивы двудомной (Urtica dioica).
Все цифровые данные, полученные в ходе исследования, подверглись статистической обработке. Групповые показатели были расположены в вариационный ряд. Для каждой группы определялось среднее арифметическое значение (M), его стандартная ошибка (m), минимальное (min) и максимальное (max) значение этого показателя. Для сравнения достоверности различий количественных значений в группах использовался непараметрический метод – критерий Вилкоксона (Манна – Уитни).
Результаты и обсуждение
Моделирование СД у животных вызывает серьезные изменения в системе гемостаза. Так, в крови повышались такие показатели системы САФ, как АЧТВ, ПВ и ТВ, увеличивалось INR, уровень ФВ и МФ, а в крови регистрировались маркеры активации внутрисосудистого свертывания крови – РКМФ и ПДФ. Хотя и слабые, но заметные изменения показателей системы свертывания-антикоагуляции-фибринолиза (САФ) можно обнаружить уже с 7-го дня исследования. Хотя изменения в этот период исследования свидетельствуют о тенденции к гипокоагуляции крови, гиперкоагуляция развивается, начиная с 15-го дня исследования. Такие показатели, как АЧТВ, ПВ и ТВ, меньше по сравнению с соответствующими исходными уровнями (13,4%, 12,8% и 20,7% соответственно), а уровни ФВ, МФ и AT-III соответственно увеличиваются на 42,6%, 35,0% и 28,4% (р<0,05–0,001). К концу исследования изменения в сторону гиперкоагуляции в крови постепенно углублялись и достигли пика на 30-е (ТВ снизился до 69,1% от нормального уровня) и 60-е сутки (АЧТВ, ПВ и INR снизились до 69,1%, 65,8% и 65,4% от соответствующих нормальных значений, соответственно уровень ФВ превысил норму на 68,7%, (р<0,001). На более поздних сроках исследования изменения в сторону гиперкоагуляции по некоторым показателям начинают ослабевать. Однако следует отметить, что до конца исследования существовал риск образования тромбов. Таким образом, до конца исследования в крови определяются ФВ, РКМФ и ПДФ – маркеры активации внутрисосудистого свертывания крови. В таблице 1 представлены результаты изучения показателей системы САФ в крови кроликов, включенных в контрольную группу.
Таблица 1. Динамика изменения показателей внутрисосудистого свертывания крови при экспериментальном сахарном диабете (M±m; n=19)
Показатели
|
Исходный уровень
|
После введения аллоксана моногидрата (дни)
|
7
|
15
|
30
|
60
|
90
|
N
|
3
|
4
|
3
|
3
|
3
|
3
|
АЧТВ, сек.
|
41,7±1,3
|
49,1±2,5
|
36,1±2,1*
|
30,5±1,7**
|
28,8±0,9***
|
33,9±1,4**
|
ПВ, сек.
|
23,4±1,1
|
27,5±1,2
|
20,4±0,9*
|
16,5±0,5***
|
15,4±0,3***
|
19,1±0,6**
|
INR
|
1,56±0,09
|
1,81±0,1
|
1,31±0,1*
|
1,1±0,07***
|
1,02±0,08***
|
1,27±0,09**
|
ТВ, сек.
|
19,3±0,5
|
20,2±1,1
|
15,3±0,3**
|
11,4±0,3***
|
14,3±0,4***
|
13,1±0,6***
|
ФВ, %
|
56,5±2,8
|
70,1±3,8**
|
80,6±3,3***
|
91,5±4,7***
|
95,3±5,1***
|
84,5±4,1***
|
МФ, г/л
|
4,0±0,03
|
4,5±0,02
|
5,4±0,04**
|
6,7±0,03***
|
5,6±0,03**
|
5,5±0,05*
|
AT-III, сек.
|
109,4±5,9
|
130,8±6,3
|
140,5±5,2**
|
125,6±5,4
|
118,5±4,5
|
100,5±6,9
|
ФА, мин.
|
11,2±0,3
|
13,2±0,3
|
14,9±0,2***
|
16,3±0,3**
|
11,5±0,4
|
10,9±0,4
|
РКМФ, +-
|
–
|
–
|
+
|
+
|
+
|
+
|
ПДФ, +-
|
–
|
–
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Примечание: здесь и в табл. 2 АЧТВ – частичное активированное тромбопластиновое время, ПВ – протромбиновое время, INR – международное нормализованное отношение, TВ – тромбиновое время, ФВ – фактор Виллебранда, AT-II – антитромбин-III, ФА – фибринолитическая активность, РКМФ – растворимый комплекс мономеров фибрина, ПДФ – продукты деградации фибрина. Статистическая достоверность разницы между показателями с интактными показателями: *– p<0,05; ** – p<0,01; *** – p<0,001.
Моделирование односторонней окклюзии бедренной артерии на фоне экспериментального СД привело к дальнейшему углублению изменений показателей системы свертывания-антикоагуляции-фибринолиза. Таким образом, выявленные изменения в свертывающей системе крови были преимущественно в сторону гиперкоагуляции. При сравнении изменений, выявленных при экспериментальном СД с изменениями, смоделированной на этом фоне односторонней окклюзии бедренной артерии, отчетливо было замечено, что изменения в направлении гиперкоагуляции, выявленные в крови, углубились (табл. 2).
Таблица 2. Внутрисосудистое свертывание крови, динамика изменения показателей лимфодренажной функции тканей при моделировании односторонней окклюзии бедренной артерии на фоне экспериментального сахарного диабета (M±m; n=19)
Показатели
|
Исходный уровень
|
После введения аллоксана моногидрата (дни)
|
7
|
15
|
30
|
60
|
90
|
N
|
3
|
4
|
3
|
3
|
3
|
3
|
АЧТВ, сек.
|
38,4±2,5
|
43,9±1,8
|
30,5±1,5*
|
28,6±1,3**
|
26,2±1,7**
|
30,4±1,5*
|
ПВ, сек.
|
29,4±1,0
|
31,5±1,3
|
23,9±1,2*
|
20,5±1,5*
|
28,2±1,3
|
27,3±1,4
|
INR
|
1,63±0,08
|
1,70±0,9
|
1,44±0,1
|
0,79±0,08
|
0,82±0,06
|
0,77±0,08
|
ТВ, сек.
|
18,4±0,6
|
20,5±0,8
|
14,6±0,7**
|
12,5±0,8***
|
14,3±0,4*
|
13,2±0,3*
|
ФВ, %
|
51,3±3,4
|
57,6±3,5*
|
80,5±4,1**
|
99,5±4,4***
|
85,4±3,4***
|
91,4±5,1***
|
МФ, г/л
|
4,1±0,02
|
4,7±0,03*
|
5,5±0,06**
|
6,9±0,05**
|
5,5±0,08*
|
5,6±0,05*
|
AT-III, сек.
|
95,7±4,6
|
126,8±5,8
|
150,2±6,2**
|
160,7±5,9***
|
140,8±5,5**
|
121,6±7,3
|
ФА, мин.
|
11,4±0,3
|
14,1±0,4**
|
12,5±0,3**
|
12,9±0,2***
|
10,5±0,3*
|
8,2±0,2
|
РКМФ, +-
|
–
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
ПДФ, +-
|
–
|
–
|
+
|
+
|
+
|
+
|
На 5-й день исследования показатель АЧТВ снизился на 10,6% по сравнению со значением контрольной группы. На заключительном этапе исследования данный показатель сохранял свое изменение в сторону гиперкоагуляции по сравнению как с исходными, так и с соответствующими показателями контрольной группы. У этой группы животных ПВ в крови претерпело несколько иные изменения. То есть, хотя этот показатель незначительно изменился в сторону гипокоагуляции по сравнению как с исходным показателем, так и с показателем контрольной группы, на 15-й день исследования он несколько снизился (до 81,3% от нормы), однако по сравнению с контрольной группой он был несколько (17,2%) выше (р<0,05). В это время INR также претерпел серьезные изменения. Несмотря на то, что в течение 15 дней значимых изменений не наблюдалось, начиная с 30-го дня исследования, INR в крови по сравнению как с исходным показателем (до 71,8% от нормы), так и с соответствующими показателями контрольной группы (48,5% от показателя контрольной группы) достоверно снизился (р<0,001). На более поздних этапах исследования INR выявило увеличение изменений в сторону гиперкоагуляции в крови. Исследование других показателей системы САФ также однозначно подтверждает дальнейшее углубление изменений в сторону гиперкоагуляции в крови при создании модели односторонней окклюзии бедренной артерии на фоне экспериментального СД. Например, ТВ в крови также резко снижается. Следует отметить, что данное снижение проявилось как по сравнению с исходным показателем, так и с показателями соответствующей контрольной группы. Более глубокие изменения были зафиксированы на 30-й день исследования. В это время ТВ снизился до 67,9% от уровня исходного показателя, но такой разницы по сравнению с соответствующей контрольной группой не выявлено. Хотя и на более поздних этапах исследования эта разница несколько уменьшалась, до конца потенциал гиперкоагуляции в крови был достаточно высоким. В это время показатели противосвертывающей системы претерпели глубокие изменения. Хотя активность антитромбина-III (АТ-III) значительно возрастала по сравнению с исходным показателем, на более поздних сроках она постепенно снижалась. Следует отметить, что активность АТ-III до конца исследования превышала соответствующие показатели контрольной группы. Более сильный прирост (превышающий уровень контрольной группы на 28,0%) наблюдался на 30-й день исследования (р<0,001). Хотя показатель ФА крови в первое время (5-й день исследования) был несколько выше нормы, на более поздних сроках он колебался около исходного уровня и лишь к концу исследования снизился до 71,7% от нормы. При этом следует отметить, что ФА длительное время был ниже по сравнению с соответствующей контрольной группой (р<0,05). Маркеры активации внутрисосудистого свертывания крови при односторонней окклюзии бедренной артерии (РКМФ и ПДФ) четко определяются во всех сроках, начиная с 5-го дня исследования.
Совместное применение урокиназы и противодиабетического лимфотропного средства при экспериментальном диабете стойко ослабляет внутрисосудистое свертывание крови. Маркеры активации внутрисосудистого свертывания крови (РКМФ и ПДФ) длительное время не выявляются. Указанные показатели были определены только на 90-й день исследования. При сравнении результатов, полученных при исследовании крови кроликов этой группы, с результатами, полученными в контрольной группе, можно отметить, что изменения в сторону гипокоагуляции выражены более четко. Можно видеть, что эти изменения более глубокие и продолжительные по сравнению с изменениями, полученными при раздельном применении урокиназы и антидиабетического лимфотропного комплекса.
Заключение
Таким образом, результаты проведенных исследований показывают, что комбинированное лечение экспериментального сахарного диабета комбинацией урокиназы и антидиабетических лимфотропных фитопрепаратов не только усиливает фибринолитическую активность в крови, но и оказывает благоприятное влияние на течение диабета за счет непрерывного ослабления внутрисосудистого свертывания крови.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Оболенский В.Н., Никитин В.Г., Леваль П.Ш., Ермолова Д.А., Молочников А.Ю., Ермолов А.А. // Международный эндокринологический журнал. – 2012. – №5(45). – С.81–94.
2. Бурлева Е.П., Бабушкина Ю.В., Галимзянов Ф.В. [и др.] // Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. – 2019. – №5. – С.42–51.
3. Родин А.Н. // Медицинский альманах. – 2013. – №3(27). – С.140–143.
4. Дибиров М.Д., Гаджимурадов Р.У., Хамитов Ф.Ф. [и др.] // Клиническая и экспериментальная хирургия. Журнал им. акад. Б.В. Петровского. – 2016. – №2. – С.60–70.
5. Клецкова И.К., Навменова Я.Л., Холупко Н.В. [и др.] // Гомель, 2019. – С.17.
6. Строков И.А., Фокина А.С. // Рос. мед. журн. – 2012. – №20. – С.996.
7. Ельшин Е.Б. // Самара: Аспирантский вестник Поволжья. Хирургия. – 2014. – №5–6. – С.88.
8. Павелкин А.Г. // Вестник новых медицинских технологий. – 2013. – Т.20, №3. – С.27–30.
9. Bo Wen, Peter Gorycki // Drug Metabolism Reviews. – 2019. – Vol.51. – P.453–497.
Медицинские новости. – 2024. – №6. – С. 57-60.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.
Содержание »
Архив »
|
|