• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Манак H.А., Карпова И.С.

Клинико-иммунологические особенности стенокардии напряжения у ликвидаторов и переселенцев, заболевших после аварии на Чернобыльской АЭС

Белорусский НИИ кардиологии

Согласно литературным данным, иммунный статус лиц, подвергшихся воздействию ионизи­рующей радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС, ха­рактеризуется снижением общих Т-лимфоцитов, увеличением числа Т-активных клеток, В-лимфоцитопении и гипоиммуноглобулинемии [4]. У лиц, профессионально контактирую­щих с гамма- и рентгеновским излу­чением в дозах, меньших ПДД, обна­ружено появление фиксированных аутоантигенов и аутоантител к тканям сердца, кожи, легких, печени и почек на фоне снижения показателей не­специфической защиты, что объяс­няется изменением антигенной структуры тканей на фоне снижения числа Т-супрессоров [7]. Иммунопа­тологические механизмы могут быть связаны также с образованием им­мунных, комплексов (ИК), цитотоксических лимфоцитов, эффекторов гиперчувствительности замедленно­го типа [2]. По данным И. М. Беля­кова с соавт. [ 1 ], отдаленные иммуно­логические последствия воздействия радиации формируются через три года после аварии в виде вторичного иммунодефицита. Они обусловлены аутоиммунным повреждением тиму­са, что приводит к нарушениям иммунорегуляторных механизмов. Эти механизмы способны видоизменять течение различных заболеваний, в том числе сердечно-сосудистой системы. Сведений о влиянии дисфункции иммунной системы, связанной с воз­действием малых доз радиации, на клинику стенокардии в доступной литературе нами не найдено. Цель настоящего исследования — изуче­ние клинической картины стенокар­дии и некоторых иммунопатологи­ческих сдвигов в сыворотке крови больных, подвергшихся радиоактив­ному облучению в результате аварии на ЧАЭС. 

В основную группу включено 32 больных стабильной стенокардией в возрасте от 35 до 60 лет, участвовав­ших в ликвидации аварии (УЛА) на ЧАЭС в 1986 — 1988 гг. и заболевших после этого. Распределение больных по функциональным классам (ФК) следующее: с ФК I — 12 чел., с ФК II — 19, с ФК III — 1. Все пациенты обследовались дважды — в 1992 г. и через год. В период с 1987 по 1990 г. инфаркт миокарда перенесли 12 боль­ных.

Контрольную группу составили 18 пациентов со стабильной стено­кардией сопоставимого возраста, заболевших в период после аварии на ЧАЭС, но не подвергшихся воздейст­вию радионуклидов. Они были обсле­дованы в первый раз также в 1992 г. Среди них было 2 больных стенокар­дией ФК I, 13 - ФК II, 3 - ФК III. Инфаркт миокарда в анамнезе был у 7 пациентов.

Кроме того, однократно были обследованы 10 больных, переселен­ных из загрязненных радионуклида­ми районов в 1991—1992 гг., а также 12 переселенцев, которые одновре­менно участвовали в ликвидации аварии на ЧАЭС. Среди переселен­цев в основном были больные пожи­лого возраста (средний возраст — 57,8 года), все со стенокардией ФК II. Из ликвидаторов-переселенцев со сте­нокардией ФК II было 7 больных, ФК III — 5; средний возраст составил 50,2 года.

В комплекс обследований входил сбор клинических данных, велоэргометрическое тестирование с записью нагрузочной грудной реографии по стандартным методикам, а также оценка иммунологических сдви­гов: уровня крупно- (ИК1) и низко­молекулярных (ИК2) иммунных ком­плексов и содержания в них холесте­рина (ХС). Общее количество цирку­лирующих крупно- и низкомолеку­лярных ИК определялось по методу V.Haskova преципитацией 3,5-и 7%-ным полиэтиленгликолем (ПЭГ) со­ответственно. Количество ИК выра­жали в г/л, эквивалентных концент­рации агрегированного гамма-гло­булина. Содержание ХС в ПЭГ-преципитатах определяли по методу Ilka и выражали в мг/л. В качестве предельной верхней границы нормы для уровня крупномолекулярных ИК было взято значение 0,300 г/л. В зависимости от этого показателя па­циенты были распределены на две подгруппы: больные без "иммунокомплексных" изменений (ИК<0,300 г/л) и больные с "иммунокомплексными" изменениями (ИК>0,300 г/л).

Больные контрольной группы и ликвидаторы не отличались между собой по тяжести стенокардии; ка­ких-либо особенностей в течении коронарного синдрома у лиц с радиа­ционным анамнезом выявлено не было. Через год наблюдения у боль­шинства больных обеих групп (69 и 78% человек соответственно) суще­ственной динамики тяжести коро­нарного синдрома и гемодинамики также не отмечено. Ухудшение тече­ния стенокардии (увеличение ФК) наблюдалось в 18% случаев в основ­ной и в 11 % случаев в контрольной группе. Следует, однако, подчеркнуть, что через год наблюдения только у ликвидаторов были выявлены присо­единившиеся нарушения ритма серд­ца по типу частой экстрасистолии или пароксизмов мерцательной арит­мии (5 больных), эндокринные забо­левания щитовидной или поджелу­дочной желез (4), гиперплазия под­мышечных лимфоузлов (2) и атеро­склероз периферических артерий (5 пациентов). Лишь у одной больной контрольной группы развились явле­ния дисциркуляторной энцефалопа­тии на фоне шейно-грудного остео­хондроза.

Клиническое течение стенокар­дии у больных переселенцев было менее тяжелым, несмотря на то что это в основном лица пожилого воз­раста. В этой группе только одна пациентка после аварии на ЧАЭС перенесла инфаркт миокарда. Эндо­кринной патологии не было выявле­но ни в одном случае.

Наиболее "тяжелым" был контин­гент больных ликвидаторов-пересе­ленцев. Так, 6 пациентов из 12 после ликвидации аварии на ЧАЭС перене­сли инфаркт миокарда, один — ин­сульт. У 4 больных наблюдались со­путствующие нарушения ритма серд­ца, у 2 — артериальная гипертензия, у 4 — атеросклероз периферической локализации, эндокринная патоло­гия отмечена у 1/3 пациентов.

Таким образом, у обследованных УЛА более часто выявляются нару­шения сердечного ритма и сопутст­вующие заболевания, в том числе эндокринная патология, которая в последующем может осложнять те­чение основного заболевания. Сте­нокардия у больных ликвидаторов-переселенцев отличается наибольшей тяжестью; у этих лиц в раннем периоде после аварии чаще отмечал­ся инфаркт миокарда, что могло быть обусловлено сочетанным воздействи­ем радиации и хронического эмоци­онального стресса, приводящим к негативным изменениям в состоя­нии регуляторных систем и вегета­тивному дисбалансу [5].

Оценка иммунологических сдви­гов при отдаленных последствиях воздействия радиации, формирую­щихся через три года после аварии, выявила снижение уровня крупно­молекулярных ИК у больных, под­вергшихся воздействию радионукли­дов. Это выразилось в том, что ни у одного из 54 больных не было "иммунокомплексных" изменений в сы­воротке крови (таблица) в отличие от пациентов контрольной группы, у которых эти нарушения были выяв­лены в 22,2% случаев.

 

Циркулирующие иммунные комплексы и холестерин в них у больных стенокардией с радиационным анамнезом и без него (X+Sx)

Группа больных
Количество больных
ИК1(г/л)
ИК2(г/л)
ХС1(мг/л)
ХС2(мг/л)
Ликвидаторы
32
0,077+0,020
4,55+0,36*
194,4+25,3*
97,8+15,9
Переселенцы
10
0,090+0,010
5,78+0,45*
112,0+27,2* Р2-1< 0,05
116,6+27,9
Ликвидаторы-переселенцы
12
0,071+0,050
3,88+0,65*
119,4+27,6* Р3-2<0,05
89,4+30,7
Контрольная группа (ИК<0,300)
14
0,083+0,020
4,60+0,44*
178,8+18,2*
203,9+56,7
Контрольная группа (ИК>0,300)
4
0,592±0,050*
4,59+0,78*
153,3+11,9*
288,6+62,7*
Здоровые
25
0,100+0,020
2,07+0,25
55,0+4,9
77,3+8,6

* — достоверные различия по сравнению с показателями здоровых лиц.

 

Количество низкомолекулярных ИК было повышенным во всех груп­пах больных, однако у ликвидаторов-переселенцев оно достоверно ниже, чем у переселенцев, не являвшихся УЛА, что, возможно, связано с полу­ченной ими меньшей дозой радиа­ции. Уровень ХС в этих ИК также был достоверно ниже у пациентов, подвергшихся радиационному воз­действию, по сравнению с больными без радиационного анамнеза.

ХС в крупномолекулярных ИК, по литературным данным, является маркером коронарного атеросклеро­за и повышается с нарастанием сте­пени сужения коронарных артерий [3]. По нашим данным, уровень ХС в ИК достоверно повышен во всех исследованных группах больных, однако он был наименьшим у пересе­ленцев (среди пациентов этой груп­пы не было ни одного больного сте­нокардией ФК III).

Признаки иммунодепрессии от­мечались у пациентов с радиацион­ным анамнезом и через год наблю­дения. Они проявлялись значитель­ным снижением количества низко­молекулярных циркулирующих ИК по сравнению с исходными данны­ми и показателями контрольной груп­пы. В то же время у 17% ликвидаторов появились "иммунокомплексные" изменения в сыворотке крови, одна­ко в 2 раза реже, чем у пациентов контрольной группы. Уровень ХС как в крупно-, так и в низкомолеку­лярных ИК через год наблюдения не претерпел существенной динамики ни в одной из исследованных групп.

Таким образом, отдаленным пос­ледствием воздействия радиации яв­ляется вторичный иммунодефицит, который выражается в снижении ко­личества крупно- и низкомолекуляр­ных ИК в сыворотке крови и умень­шении содержания ХС в последних. Уровень ХС в крупномолекулярных ИК остается повышенным, что согла­суется с литературными данными о стабильной дислипопротеидемии атерогенного типа у лиц с радиационным анамнезом [4]. Выявленный иммуно­дефицит может выражаться в виде формирования аутоиммунопатологических реакций к тканям, в том числе миокарда и эндокринных органов. У УЛА, больных стенокардией, часты случаи нарушений сердечного ритма и сопутствующих заболеваний, в част­ности эндокринных, которые могут отягощать течение основного заболе­вания, что необходимо учитывать при лечении стенокардии у этой категории больных.

 

Литература

1.    Беляков И. М., Ярилин А. А., Кузъменок О. И. и др. // Радиобиология. — 1992. - Т. 32, вып. 3. - С. 341 - 348.

2.    Борткевич Л. Г., Матусевич Л. И., Латышева В. Я. и др. // Периферическая нервная система. — Мн., 1995. — Вып. 18. - С. 143 - 147.

3.    Каленич О. С, Тертое В. В., Новиков И. Ф. и др. // Кардиология. — 1991. — № 2. - С. 42 - 44.

4.   Савкова М. И., Доманцевич Е. М., Савич О. И. и др. // Материалы междуна­родного научного симпозиума. — Гомель, 1994. - С. 71.

5.   Симонова Л. И., Филиппова С. М., Митряева Н. А. и др. // Материалы 3-й республиканской конференции, посвя­щенной Чернобыльской аварии. — Мн., 1992. - Ч. 3. - С. 36 - 37.

6.   Чаяло П. П., Чаботько Г. М. // Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной Чернобыль­ской аварии. - Киев, 1993. -Ч. II. -С. 311.

7.   Чумак А. А., Базыка Д. А., Талько В. В. и др. Перспективы исследования иммунологической системы лиц, подверг­шихся воздействию малых доз ионизи­рующей радиации // Республиканский межведомственный сборник. — Киев, 1989. - С. 49 - 53.

 

Медицинские новости. – 1996. – №10. – С. 60-62. 

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer