• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Ю.Т. Шарабчиев

Авторское право в научно-исследовательской работе

Минск

 Многие результаты научно-исследова­тельской деятельности являются объектами интеллектуальной собственности. В настоящее время открытия уже не охраняют­ся законом. Технические решения, вещества, устройства, являющиеся предметом изобрете­ния, полезной модели или рационализатор­ского предложения, охраняются изобретатель­ским правом. Научные статьи и отчеты, моно­графии и учебники, программные средства и базы данных охраняются авторским правом.

Первый закон по авторскому праву был принят в Англии в 1710 г. Авторское право в России появилось лишь в XIX в. (1828 г.). Пер­выми советскими законодательными актами по авторскому праву стали декрет "О государ­ственном издательстве" от 29 декабря 1917 г. и закон "Об основах авторского права" от 30 января 1925 г. В Беларуси авторские права рег­ламентируются Законом Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" от 16 мая 1996 г. (опубликован 18.06.96г.) и новой редакцией этого закона с учетом изменений и дополнений от 11 августа 1998 г.

Авторское право охраняет произведения науки, литературы и искусства. Под произве­дением науки понимаются результаты твор­ческой деятельности, выраженные в опреде­ленной форме. Не следует смешивать автор­ское право с правом на материальные объек­ты, в которых фиксируется объект авторского права. Авторское право — это не право на ру­копись, экземпляр книги, картину и т.д., это право, связанное с авторством на определен­ное произведение.

В любом произведении следует различать содержание и форму. В научной, технической и учебной литературе к элементам содержа­ния относятся научные факты, гипотезы, те­ории. Форма такого произведения состоит в системе и последовательности изложения ма­териала. Авторское право охраняет только фор­му произведения, а элементы содержания яв­ляются "юридически безразличными". Таким образом, авторское право не распространяет­ся ни на сюжет романа, ни на тему рассказа, ни на научную гипотезу, а лишь на форму, в которой выражен роман, рассказ, научная ста­тья. Как пишет В. Катаев в своем произведе­нии "Алмазный мой венец", он подарил "сво­ему другу и своему брату" сюжет и план книги "12 стульев", но, поскольку он не участвовал в создании формы этой книги, он не стал со­автором И. Ильфа и Е. Петрова. В связи с тем что авторское право охраняет форму произведения, для установления случаев заимствования (пла­гиата) решающее значение имеют буквальные (словесные) совпадения; для этого составляются таблицы совпадений.

В соответствии с законом Республики Бела­русь авторское право распространяется на про­изведения науки, литературы и искусства, яв­ляющиеся результатом творческой деятельнос­ти, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Авторское право распространяется как на об­народованные, так и на необнародованные про­изведения, находящиеся в какой-либо объек­тивной форме (письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображении, объемно-пространственной и т. д.). Авторское право не распрост­раняется на идеи, принципы, методы, процес­сы, системы, способы, концепции, сообщения о событиях и фактах, лежащие в основе охра­няемых авторским правом произведений. Автор­ское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произве­дение выражено.

Объектами авторского права в науке явля­ются научные, научно-технические, учебные и публицистические произведения, программы для ЭВМ и базы данных, лекции, доклады, а также результат их творческой переработки, обобщения или подборки: переводы, аннота­ции, рефераты, резюме, обзоры, энциклопе­дии и т.д. Не являются объектами авторского права официальные документы, государствен­ные символы и знаки, произведения народно­го творчества, сообщения информационного характера о событиях и фактах.

Авторское право возникает в силу факта со­здания произведения и не требует соблюдения каких-либо формальностей, хотя и не исклю­чает возможность его официальной регистра­ции. После воплощения произведения в руко­писи у автора возникает и авторское право, и право собственности на рукопись. Направление рукописи в издательство свидетельствует о со­гласии автора передать свое авторское право на издание произведения. Обладатель исключитель­ных авторских прав вправе использовать знак охраны авторского права, который помещает­ся на каждом экземпляре произведения и обя­зательно состоит из трех элементов: латинской буквы "С" (начальная буква английского слова copyright — авторское право) в окружности ©; имени (наименования) обладателя исключительных автор­ских прав; года первого опубликования произведения.

Произведения, охраняемые авторским правом, делят­ся на две группы: самостоятельные и производные. В само­стоятельном произведении все элементы формы созданы автором, без заимствования из других произведений. Ав­торское право на них не зависит от авторских прав других лиц. Типичными примерами производных произведений являются переработки, переводы, составительство.

Автору сборника и других составных произведений (со­ставителю) принадлежит авторское право на осуществлен­ный им подбор или расположение материалов, представ­ляющее собой результат творческого труда (составительство). Составитель пользуется авторским правом при усло­вии соблюдения им прав авторов каждого из произведе­ний, включенных в составное произведение. Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуще­ствлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений. Переводчикам принадлежит авторское право на осуществ­ленный ими перевод, что не исключает право иных лиц переводить те же произведения.

Авторское право на произведение, созданное в поряд­ке выполнения служебного задания, принадлежит автору, а право его использования — лицу, по заданию которого оно создано. Поскольку за "служебное" произведение ав­тор получает заработную плату, авторский гонорар ему не выплачивается.

Автору принадлежат личные неимущественные и иму­щественные права в отношении его произведения. Лич­ные неимущественные права включают право признавать­ся автором произведения (право авторства); право исполь­зовать произведение под подлинным именем автора, псев­донимом или анонимно (право на имя); право на обна­родование; право на защиту репутации автора. Имуще­ственные права включают в себя право на воспроизведе­ние, распространение, импорт, публичный показ и пуб­личное исполнение, а также право на авторское возна­граждение.

Имущественные права на произведение могут быть переданы только по авторскому договору, который за­ключается в письменной форме. Авторский договор об использовании произведения в периодической печати мо­жет быть заключен в устной форме. Авторский договор должен предусматривать способы использования произ­ведения, срок, территорию, размер вознаграждения и срок его выплаты, а также другие необходимые условия.

Допускается без согласия автора и без выплаты автор­ского вознаграждения воспроизведение чужого правомер­но обнародованного произведения исключительно для удовлетворения личных потребностей или потребностей членов семьи (кроме полной репродукции книг), а биб­лиотекам и архивам допускается репрографическое вос­произведение произведения в единичном экземпляре без извлечения прибыли. Репродуцирование также может осу­ществляться свободно только в научных, учебных и про­светительных целях и без извлечения прибыли.

Допускается без согласия автора и без выплаты автор­ского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования цитирование в ориги­нале и в переводе в научных, исследовательских, полеми­ческих, критических и информационных целях отрывков из правомерно опубликованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведе­ние отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати. Поскольку воспроизведение в виде цитат допускается в пределах, обусловленных целью издания, формально объем цитат не ограничен.

Лицо, правомерно владеющее экземпляром программ для ЭВМ или базы данных, вправе без получения разре­шения и без выплаты дополнительного вознаграждения ввести в программу или базу данных требуемые пользо­вателю изменения, осуществлять исправление ошибок, копировать компьютерную программу или базу данных для архивных целей, декомпилировать программу для ЭВМ.

По законодательству Республики Беларусь авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти (исчисление начинается с 1 января сле­дующего года). Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняется бессрочно. Авторс­кие права могут быть переданы по наследству или по за­вещанию. По истечении срока действия авторского права произведение переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом без вып­латы авторского вознаграждения. Произведения, охрана которых на территории Республики Беларусь никогда не осуществлялась, также считаются перешедшими в обще­ственное достояние.

В соответствии с положениями Всемирной Конвен­ции об авторском праве все произведения делятся на две группы: произведения, которые к моменту вступления в силу Конвенции в определенном государстве не охраня­ются на его территории ("старые"), и "новые", охраняе­мые авторским правом с момента вступления государ­ства в число участников Конвенции. Советский Союз стал участником Всемирной Конвенции 27 мая 1973 г. Имен­но с этой даты для СССР и советских авторов произведе­ния поделились на "старые " и "новые". Таким образом, если книга иностранного автора впервые появилась за рубежом до 27 мая 1973 г., то она могла быть переведена и издана в СССР без специального разрешения. Всемир­ная Конвенция устанавливает, что выпущенные в свет произведения граждан любого Договаривающегося госу­дарства пользуются охраной в каждом другом Договари­вающемся государстве. Как самостоятельное государство Беларусь признает эти соглашения с 12 декабря 1997 г. Помимо Всемирной Конвенции авторские права регули­руются двухсторонними соглашениями между странами. Двухсторонние соглашения ряда стран предусматривают охрану не только "новых", но и "старых" произведений.

Многие научные сотрудники определяют авторство и соавторство на научные статьи не по нормам авторского права, а по сложившимся в научной среде морально-эти­ческим нормам. При этом исходят из того, что соавтором обязательно должен стать автор научной идеи, гипотезы и т. д. независимо от того, принимал ли он участие в под­готовке самой статьи. В связи с этим следует еще раз под­черкнуть, что авторское право возникает не на саму на­учную идею, гипотезу, а на форму изложения статьи. Что касается научных идей, то они могут охраняться в рамках закона об изобретательской деятельности.

В заключение отметим, что в процессе планирования, выполнения и оформления результатов научной деятель­ности научные сотрудники должны внимательно изучить основные законодательные документы, регламентирую­щие охрану интеллектуальной собственности, в том чис­ле авторских прав.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.                   Гаврилов Э.П. Авторское право. — М.: Юрид. лит-ра, 1988. — 176 с.

2.                   Гаврилов Э.П. Издательство и автор. — М.: Книга, 1991. — 272 с.

3.                   Гарибян A.M. Авторское право на произведения науки. — Ереван, 1975.

4.                   Чертков В.Л. Авторское право в периодической печати. — М., 1989.

Медицинские новости. – 1999. – №3. – С. 48-50. 

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer