• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Э.К. Капитонова

Медико-социальные основы здоровья

Гомельский филиал НИКИ радиационной медицины и эндокринологии

Важнейшим критерием социального благополучия общества является здо­ровье населения. Сохранение здоровья — ос­новная цель социальной работы, хотя в об­щественном сознании сохранение здоровья считается прерогативой медицины. Однако совершенно очевидно, что любые соци­альные услуги населению так или иначе за­трагивают вопросы здоровья — касается ли это предоставления ночлега бездомным, распределения гуманитарной помощи ма­лоимущим, оказания помощи престарелым и др. Все это помогает человеку выжить в тех условиях, в которых он оказался, а зна­чит, положительно воздействует на здоро­вье. Именно поэтому разделение понятий "социальные услуги" и "медицинская ра­бота" может быть только условным.

В эпоху существования СССР значитель­ная часть социальных функций вменялась в обязанности врачебному и среднему медпер­соналу участковой службы. Участковый врач и особенно участковая медицинская сестра не только занимались лечебно-профилакти­ческой работой, но и часто решали соци­альные проблемы своих пациентов. Причем акценты в работе участковой терапевтичес­кой и акушерско-педиатрической службы были смещены в сторону контингентов вы­сокого социального риска. Целым рядом нор­мативных актов, указаний и инструкций рег­ламентировалась частота посещений пациен­тов на дому, неуклонно соблюдаемый прин­цип преемственности не позволял больному "ускользнуть" из поля зрения медицинских работников, врач считал себя обязанным по­мочь "своему" пациенту с устройством в боль­ницу, санаторий, дом престарелых и т.д.

Распад Союза ознаменовался деструктив­ными процессами во многих сферах эконо­мики. Растущий дефицит бюджета обусловил нехватку финансовых средств и обострение ситуации в первую очередь в здравоохране­нии, финансировавшемся по остаточному принципу, а слабая моральная и материаль­ная мотивация медицинского персонала при­вела к снижению качества лечебно-профи­лактической помощи, "инфляции" звания врача и клятвы Гиппократа.

Система государственного здравоохранения уже не в состоянии выполнять в полном объеме свои функции. Социальный компонент не­заметно исчез из работы врача, а сама меди­цина стала постепенно приобретать все более и более "пожарный" характер. В последнее вре­мя в амбулаторном звене здравоохранения зна­чительно уменьшился объем профилактичес­ких программ. Отмечается повсеместное ухуд­шение материально-технической базы для за­нятий физкультурой, спортом, оздоровления в летний период. Негативное влияние оказы­вают промышленное загрязнение окружающей среды, ухудшение качества питания, стрессо­вые ситуации в повседневной жизни и несо­вершенство психологической поддержки. Все это привело к резкому ухудшению медико-де­мографической ситуации в стране: заметному "постарению" населения; снижению уровня рождаемости, который не обеспечивает даже простого воспроизводства населения; росту числа хронических заболеваний, инвалиднос­ти, психических расстройств. Увеличивается ко­личество больных "старыми" болезнями (ту­беркулез, венерические заболевания и др.), по­явились новые (СПИД, наркомания и т.д.).

Вышеописанные негативные явления со­здают большие возможности для социаль­ной работы. В то же время учреждения здра­воохранения сейчас дистанцируются от нее, а служба социального обеспечения не в со­стоянии охватить столь широкий фронт ра­бот. Образовавшуюся "дыру" пытаются "за­латать" многочисленные общественные объединения социальной и медицинской на­правленности, но в их работе нет системы. Совершенно очевидно, что "мостиком" между медицинской и социальной служба­ми являются социально-медицинские услу­ги. В них в первую очередь нуждаются люди, входящие в так называемые группы высо­кого социального риска:

·              пенсионеры и престарелые;

·              безработные;

·              больные с инвалидизирующими хро­ническими заболеваниями;

·              инвалиды;

·              наркоманы;

·              больные хроническим алкоголизмом;

·              одинокие граждане;

·              многодетные, неполные, опекунс­кие семьи; семьи, воспитывающие ребен­ка-инвалида;

·              сироты;

·              люди в кризисной ситуации медицинского, эко­номического или социального характера.

При всем многообразии форм оказания поддержки лицам из групп высокого социального риска можно вы­делить услуги по следующим видам деятельности:

-   медицинская заключается в выявлении групп риска повышенной заболеваемости; оказании первич­ной медико-санитарной помощи; реабилитации боль­ных с хроническими заболеваниями и инвалидов; ока­зании медицинских услуг по уходу за престарелыми или хронически больными; профилактике травматиз­ма; просветительской работе по гигиеническому вос­питанию детей и подростков; обучении само- и взаи­мопомощи; обучении семей навыкам ухода за хрони­чески больными и инвалидами;

-   психологическая предполагает оказание психоло­гической помощи людям в кризисной ситуации; предот­вращение психологических срывов, конфликтов; выяв­ление и восстановление утраченных социальных контак­тов; помощь в поисках своего места в жизни; формирова­ние устойчивой мотивации на здоровый образ жизни;

-   социальная заключается в изучении условий жиз­ни курируемого населения; выявлении групп социаль­ного риска; обеспечении здорового досуга, семейного отдыха; поддержке усилий социального плана, направ­ленных на улучшение качества жизни; содействии в ме­дицинском страховании, обеспечении нуждающихся лекарствами, предметами ухода, протезами и др.;

-   юридическая предполагает организацию правовой защиты курируемого населения, контроль над пенсион­ным и материальным обеспечением;

-   политическая включает участие в политической жизни района; постановку перед органами власти воп­росов медицинского и социального характера; выступ­ления в средствах массовой информации.

Другими словами, медико-социальная работа носит комплексный характер, когда трудно отграничить один вид деятельности от другого, когда нет более важных и менее важных аспектов работы, когда все взаимосвяза­но и направлено к одной цели — охране здоровья.

В экономически развитых странах многие десяти­летия существует звено специалистов медико-социаль­ного профиля — социальных работников (social worker). Работа, которую они проводят, — это реальное во­площение принципов медико-социальной защиты на­селения, направленной на оказание конкретной по­мощи нуждающимся людям.

В Республике Беларусь социально-медицинская ра­бота еще только начинает занимать свою нишу. Идет подготовка первых специалистов: социальных педаго­гов, социальных психологов и просто социальных ра­ботников. Их готовят Гродненский медицинский уни­верситет, Минский педагогический университет им. М. Танка, негосударственный женский институт "Энвила". Планируется дальнейшее развитие службы меди­ко-социальной помощи, утверждение соответствую­щих должностей социальных работников с медицинс­кой ориентацией в лечебно-профилактических учреждениях, их квалификационная характеристика, отлаживание системы подготовки кадров для работы в практическом здравоохранении.

При подготовке кадров социально-медицинских работ­ников необходима трехуровневая система: специалисты с высшим, средним специальным образованием и персо­нал, добровольно помогающий ухаживать за престарелы­ми, одинокими, инвалидами. Для оказания полноценной медико-социальной помощи населению требуется одно­временное участие специалистов всех трех уровней.

Специалист высшего уровня (социальный работник с высшим образованием, социально ориентированный врач) проводит оценку социально-экономической обста­новки в регионе: уровень преступности, заболеваемость социально опасными болезнями (венерические заболева­ния, туберкулез. СПИЛ, наркомания, алкоголизм); со­бирает полную информацию о социальном положении населения с целью создания банка данных социальной карты региона; выделяет группы социального риска. На основании полученных данных специалист разрабатывает и внедряет программы медико-социальной помощи насе­лению обслуживаемой территории; координирует деятель­ность медико-социальной службы со смежными органи­зациями (педагоги, психологи, юристы и др.); контроли­рует проведение социальных мероприятий работниками среднего звена и добровольцами, участвующими в общей работе; решает другие организационные вопросы.

Медико-социальный работник среднего звена патро­нирует семьи и оказывает первичную медико-санитарную помощь инвалидам, хроническим больным; содействует в обеспечении медикаментами, предметами ухода, пере­вязочными и гигиеническими средствами; при необходи­мости организует консультации юриста, психолога, педа­гога; оказывает социально-бытовую помощь одиноким, престарелым и инвалидам; проводит санитарно-просвети­тельскую работу, формирует устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни у детей и подростков и др.

Третий уровень социально-медицинской работы, как правило, обеспечивается за счет добровольцев (волонте­ров) — студентов, верующих, представителей Общества Красного Креста, Ордена матери Терезы и других обще­ственных объединений. Возрождение религиозных и бла­готворительных организаций, фондов милосердия и здо­ровья с их добровольческой инициативой в оказании помощи социально незащищенным контингентам — один из немногих позитивных факторов нашего времени.

В 1998 г. вступило в силу постановление об организа­ции региональных Центров социальной поддержки се­мьи в рамках реализации президентской программы "Дети Беларуси". Это важный шаг по формированию службы медико-социальной помощи в республике.

В странах с развитой системой медико-социальной службы отделения медико-социальной помощи, как правило, создаются на базе амбулаторных лечебно-про­филактических учреждений (поликлиник). Такой прин­цип формирования медико-социальных структур целе­сообразен по многим причинам и обусловлен прежде всего тем, что общественное здоровье зависит от реше­ния как медицинских, так и социальных проблем.

Медицинский социальный работник, находящий­ся в структуре медицинского учреждения, высвобож­дает лечащего врача от непрофильной работы: приема больных, обращающихся для решения медико-соци­альных вопросов (оформление справок, медицинских карт, выписывание рецептов лекарственных препара­тов по социальным показаниям и т.д.). Он может быть занят также в работе дневных стационаров при поли­клинике, в отделениях для долечивания, реабилита­ционных центрах, медицинских учреждениях медико-социального обеспечения и др.

Таким образом, социальная работа включает широ­кий круг задач социальной защиты населения. Однако было бы ошибочным полагать, что весь смысл этой ра­боты сводится к максимальному удовлетворению потреб­ностей подопечных, решению за них и вместо них боль­шинства их проблем, предоставлению возможно боль­шего количества услуг. В основе любой социальной про­граммы должны лежать вопросы здоровья. Несоблюде­ние этого принципа неизбежно приведет к ущербности социальной программы и снижению ее эффективности. Социальная работа не может быть полноценной, если социальные работники не будут иметь ясного представ­ления о сущности здоровья и здорового образа жизни.

По определению ВОЗ здоровье — состояние физи­ческого, психического и социального благополучия ин­дивида. Но что понимать под словом "благополучие"? Можно ли считать состоянием физического благопо­лучия нормальное самочувствие человека с крайней степенью ожирения? Или психическое спокойствие че­ловека, принявшего решение покончить с собой? И кого вообще в нашем обществе можно назвать здоро­вым? Для ответа на эти вопросы необходимо ввести еще одно понятие — адаптация (приспособляемость). Вся наша жизнь, как в историческом плане, так и в каждом конкретном случае, представляет собой не­прерывный процесс приспособления к природной и социальной среде. По теории видов Дарвина, в про­цессе эволюции выживали те индивиды, которые наи­более успешно приспосабливались к среде обитания, развивали те качества организма, которые позволяли сохранить жизнь и способность к размножению в из­менившихся условиях.

Итак, физическое благополучие человека — это от­сутствие болезненных (патологических) изменений в деятельности всех органов и систем при наличии хо­рошей адаптации к изменяющимся условиям внутрен­ней и внешней среды.

Под психическим благополучием понимают отсут­ствие у человека психических заболеваний при доста­точной психо-эмоциональной устойчивости в стрессо­вых ситуациях (адаптация к стрессу).

Социальное благополучие — умение человека адап­тироваться к окружающей его социальной среде с кон­структивным (созидательным) результатом.

Объединив все эти три понятия в одно, становится ясно, кого можно назвать истинно здоровым человеком. Причем человек может как наращивать резервы здоровья, так и уменьшать их — сознательно или не ведая того. Поддерживать уровень здоровья и увеличивать его резерв можно при соблюдении здорового образа жизни.

Для поддержания физического благополучия необхо­димо правильное, максимально разнообразное питание; соблюдение гигиенических правил для обеспечения чис­тоты тела; физическая активность для хорошего кровооб­ращения и тренировки мышц; частое пребывание на све­жем воздухе для обогащения организма кислородом.

Для сохранения психического благополучия следу­ет с раннего возраста учиться самостоятельности; при­обретать навыки межличностного общения; уметь до­ставлять себе удовольствие разнообразными, но здо­ровыми формами проведения досуга. На 5—7 отрица­тельных эмоций должна обязательно приходиться одна яркая положительная. Если этого не происходит, че­ловек начинает подсознательно искать и использовать суррогаты положительных эмоций — наркотики, ал­коголь, необузданный секс. Умение получать положи­тельные эмоции, сохранять состояние психо-эмоционального комфорта — основа здорового образа жиз­ни, так как физическое здоровье самым тесным обра­зом связано с состоянием психики человека.

Уметь создать для себя социальное благополучие — важнейшая способность человеческой личности. Основ­ной закон психологии поведения гласит: "Не можешь изменить ситуацию — измени свое отношение к ней".

На рубеже XXI века в Беларуси создались объектив­ные и субъективные предпосылки для развития медико-социальной службы: дефицит профилактического над­зора, ослабление контроля над образом жизни в детских и трудовых коллективах и т. д. В этой ситуации на помощь должны прийти социальные работники, тем более что при всеобщем обнищании многие элементарные атри­буты, способствующие поддержанию здорового образа жизни, становятся малодоступными. Но это не снижает актуальности и необходимости развития медико-соци­альной службы в нашей стране.

 

Литература 

1.           Гаранло В.Д. Факторы риска, образ жизни населения и профилактика в системе охраны его здоровья: системный ана­лиз понятий и их связи / Чернов, гос. мед. ин-т. — Черновцы, 1996.-9 с.

2.           Задачи по достижению здоровья для всех: Европейская политика здравоохранения. — Копенгаген: Евр. регион, бюро ВОЗ, 1993.-322 с.

3.           Лисицын Ю.П. Социальная гигиена и организация здра­воохранения: Учеб. пособие. — М.: Медицина, 1993. — 512 с.

4.           Отчет о состоянии здоровья в мире, 1995 год. Ликвида­ция разрывов. Отчет Генерального директора. — Женева, ВОЗ, 1995. - 140 с.

5.           Пальцев М., Ярыгин В., Стародубов В. и др. // Врач. — 1996. - № 10. - С. 27-29.

6.           Соколов А.Ю. // Вопр. организации и информатизации здравоохранения. — 1996. — № 1. — С. 17—19.

7.           Соколов А.Ю., Мовчан К.А., Городецкая С Г. // Вопр. орга­низации и информатизации здравоохранения. — 1996. — № 2. — С. 3-5.

8.           Социальное медицинское страхование (анализ эконо­мической и политической ситуации) // Вопр. организации и информатизации здравоохранения. — 1997. — № 4. — С. 58—67.

 

Медицинские новости. – 2000. – №8. – С.41-43.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.     

 

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer