• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

М.П. Потапнев, Т.А. Никанчик

Состояние и задачи службы переливания крови Республики Беларусь

Республиканский научно-практический центр гематологии и трансфузиологии, Минск

В 2007 г. служба переливания крови Республики Беларусь отметила свое 75-летие. Это обязывает отметить достигнутые успехи и наметить перспективы развития отрасли.

Итоги 2007 года подтвердили, что заготовка крови (ее компонентов) в стране в течение последних 10 лет находится на стабильном уровне. При этом в соответствии с рекомендациями ВОЗ достигнуто самообеспечение республики донорской кровью — ее не надо ввозить из-за рубежа. По суммарному уровню кроводач и плазмодач (39,4 на 1000 жителей) Беларусь стоит в одном ряду с США, Францией, Эстонией, Великобританией и значительно превышает аналогичные показатели Польши и России. В 2007 г. Беларусь полностью перешла на переливание компонентов крови (эритроцитной массы, плазмы, криопреципитата, концентрата тромбоцитов). Цельная кровь не переливалась.

Количество доноров крови и плазмы за последние 5—7 лет снижается ежегодно на 3—5%. Проведенные в РНПЦ гематологии и трансфузиологии исследования социального статуса доноров показали, что в 2007 г. среди них преобладали рабочие, доля которых, правда, сократилась с 60 до 49,7% (рис. 1). Число неработающих доноров уменьшилось с 12 до 6%. В то же время выросло количество служащих — с 3 до 9,9%. Доля частных предпринимателей составила 1,5%. Молодые люди до 25 лет составили среди доноров РНПЦ ГТ в 2005 г. 29,3%, в 2007 г. — 34,4%. Для сравнения: в Германии около 45% доноров — студенты и учащиеся [5], а в США наблюдается тенденцию к старению доноров крови [7].

 

Рис. 1. Социальный состав доноров РНПЦГТ (по результатам анкетирования 970 доноров в 2005 г. и 755 доноров в 2007 г.)

 

В этих условиях поддержание достаточного уровня обеспечения страны эритроцитной массой и плазмой достигается достаточно высокой численностью регулярных (или повторных) доноров (81%) и повышением кратности кроводач и плазмодач (рис. 2). Уровень кратности кроводач и плазмодач, регламентированных в Республике Беларусь «Инструкцией о порядке медицинского осмотра доноров, взятия у них крови и ее компонентов» [1], ниже 4 и 25 соответственно и ниже 4 и 33, регламентированных Европейским комитетом по переливанию крови [2]. Следует отметить, что в США разрешается до 104 плазмодач в год, в Германии — до 38 [6].

 

Рис. 2. Изменение количества кроводач и плазмодач в Республике Беларусь

 

Структура службы крови Республики Беларусь стабильна. Она представлена ГУ «Республиканский научно-практический центр гематологии и трансфузиологии», 19 станциями переливания крови (СПК), 37 отделениями переливания крови (ОПК). Сеть этих учреждений равномерно покрывает территорию страны, имеет обязательный запас компонентов крови, обеспечивает ими на регулярной основе лечебные организации. В случае необходимости в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 сентября 2007 г. № 744 «О порядке межрегионального обмена компонентами и препаратами крови» требуемые компоненты и препараты крови могут быть доставлены из СПК других регионов.

Основное направление службы переливания крови последних лет — повышение качества работы и конечной продукции. Практическая реализация данного направления базировалась и продолжает базироваться на введении новых технологий заготовки компонентов крови, лабораторного контроля качества, компьютеризации службы.

Важной вехой стала поставка в 2005 – 2006 гг. в Республику Беларусь 62 аппаратов для автоматического забора плазмы и тромбоцитов крови. Ими были оснащены РНПЦ гематологии и трансфузиологии, 6 областных СПК, ОПК 6-й клинической больницы г. Минска. За два года работы доля плазмы, заготовленной с использованием этих аппаратов, повысилась с 0 до 23,1% (для сравнения: в России – менее 10%). При этом общий объем заготовленной плазмы возрос с 96 408 л в 2005 г. до 97 497 л в 2007 г., а объем свежезамороженной плазмы — с 72 850 до 80 722 л. За это же время доля тромбоцитов, заготовленных аппаратным методом, достигла 32,8% при сохранении общего количества около 57 000 доз в год. Важно, что и плазма, и тромбоциты, заготовленные аппаратным методом, соответствуют самым высоким мировым требованиям качества. В то же время наряду с аппаратными методами широко, как и везде в мире, используется ручной метод заготовки эритроцитной массы, плазмы, тромбоцитов. В итоге в республике потребность в эритроцитной массе удовлетворена на 100%. Потребности в свежезамороженной плазме и концентрате тромбоцитов удовлетворены пока на 60—80% (внедрение в медицинскую практику новых интенсивных технологий лечения повышает потребность прежде всего в свежезамороженной плазме и концентрате тромбоцитов). Именно этому звену работы уделяется особенно пристальное внимание специалистов службы крови.

Повышение требований к лабораторному обследованию кроводач и реализуемой продукции (компонентов и препаратов крови) привело к некоторому росту уровня абсолютного брака продуктов крови в 2007 г. по сравнению с 2006 г. (1,8% против 1,2%). Тем не менее это меньше, чем в России (3,9% по данным за 2006 г.). 

В течение 2006—2007 гг. нами отработана система отбора доноров, в 4—6 раз снижающая вероятность брака при использовании аппаратных методов забора плазмы и тромбоцитов. К донорам автоматического плазмафереза и автоматического тромбоцитафереза предъявляются более жесткие критерии: 2—3 предшествующие кроводачи, показатели артериального давления не выше 140/90 мм рт. ст., нормальные клинические и биохимические показатели при предшествующих кроводачах, возраст от 20 до 50 лет, вес более 65 кг. Для доноров аппаратного плазма- и цитафереза обязательно наличие хорошо выраженных локтевых вен, нормальной ЭКГ, исходного количества тромбоцитов в периферической крови не менее 200,0х109/л. 

Чувствительность серологического тестирования донорской крови на маркеры инфекционных заболеваний (СПИД, гепатиты В и С, сифилис) повышена за счет внедрения иммунохемилюминесцентного метода их определения в РНПЦ ГТ. В 2007 г. в Минске завершена централизация обследования донорской крови на инфекционные агенты. Во все областные СПК поставлены автоматические бактериологические анализаторы BacT/ALERT для ускоренного и более чувствительного обследования компонентов крови на бактериальную контаминацию, которая в настоящее время становится новой проблемой трансфузиологии, связанной с реализацией компонентов крови (концентрата тромбоцитов, эритроцитной массы) с продолжительным сроком хранения [3].

В 2006—2008 гг. осуществляется переход всей службы крови на полную карантинизацию заготовленной плазмы донорской крови. Этому способствовали оснащение Министерством здравоохранения всех областных СПК и РНПЦ ГТ мощными морозильными камерами вместимостью 2,2 т, закупка 312 морозильников с температурой –30 — 40оС, в том числе отечественного производства (НПО «Атлант»). Внедрение карантинизации плазмы сопровождается переходом на компьютерные технологии отбора доноров для кроводачи, сбора данных о результатах его обследования, накопления данных о повторных дачах крови или плазмы за последние годы. Карантинизация плазмы также потребовала активного обследования донорской крови на вирусные маркеры (ВИЧ, возбудители гепатитов В и С) с применением молекулярно-генетических методов. С конца 2006 г. в РНПЦ гематологии и трансфузиологии для этих целей используется ПЦР-анализ.

Именно с генотестированием донорской крови на возбудители вирусных инфекций связан современный этап повышения безопасности донорской крови для реципиентов. Для этого планируется оснастить все области республики комплектом оборудования для лабораторий ПЦР-анализа донорской крови на возбудители СПИД, гепатитов В и С. Внедрение этих технологий обследования обеспечит переход на «двойное» тестирование (иммуноферментный метод определения антител + антигенов инфекционных агентов и молекулярно-генетический метод выявления вирусных РНК/ДНК) и общепринято в качестве стандарта инфекционной безопасности донорской крови во всем мире.

Повышению качества работы службы крови Республики Беларусь способствуют активные контакты с международными организациями Совета Европы и Всемирной организацией здравоохранения.

Как отмечалось выше, сокращение донорских кадров наряду с расширением противопоказаний к даче крови ограничивает возможности увеличения заготовки компонентов донорской крови (особенно свежезамороженной плазмы и концентрата тромбоцитов) для лечебных целей. Упорядочивание государственных льгот и улучшение благосостояния населения за последние 5—7 лет снизили материальную мотивацию доноров Республики Беларусь. Между тем во многих странах (Дания, Италия, Великобритания, Япония, Австралия, Бразилия и др.) доноры не имеют дополнительных льгот и компенсаций. Тем не менее денежная мотивация в таких государствах, как США, Германия, Австрия, Россия, сохраняется [4]. Поэтому, обращаясь к международному опыту, мы начали проводить агитацию с учетом других мотивов донорства, таких как польза дачи крови для здоровья донора; потребность в донорской крови для друзей и родственников, а также для самого донора; донорство — социальный долг граждан любой страны и т.п.

Таким образом, современное состояние службы крови в Республике Беларусь характеризуется стабильными показателями развития. В то же время внедрение новых современных технологий обследования («двойного» тестирования) донорской крови, заготовки компонентов крови с использованием аппаратных методов, вирус-инактивирующих технологий в производстве препаратов плазмы крови — необходимое условие дальнейшего успешного развития отрасли.

 

Литература 

1. «Об утверждении Инструкции о порядке медицинского осмотра доноров, взятия у них крови и ее компонентов». Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г., № 32.

2. Guide to the preparation, use and quality assurance of blood components. Recommendation No. R (95) 15, 14th ed. — Council of Europe, France, 2008.

3. Klein H., Anderson D., Bernardi M.-J. et al. // Transfusion.— 2007. — Vol. 47.—P. 2338 – 2347.

4. Paid vs Unpaid donors // Vox Sanguinus. —2006. — Vol. 90. —P.63—70.

5. Ringwald J., Lange N., Zimmermann R. et al. // Vox Sanguinus. — 2007. —Vol. 93. —P. 354 – 362.

6. Schulzki T., Seidel K., Storch H. et al. // Vox Sanguinus. —2006. —Vol. 91.—P. 162—173.

7. Zou Sh., Musavi F., Natari E.P. et al. // Transfusion. — 2008. —Vol. 48. —P. 251—257.

Медицинские новости. – 2008. – №9. – С. 47-49.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer