• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Камышников В.С.

Лабораторная медицина за рубежом: подготовка и клинико- лабораторная деятельность специалистов с медицинским и немедицинским образованием

Белорусская медицинская академия последипломного образования

Kamyshnikov V.S.

Laboratory medicine abroad: training and clinicolaboratory activity of professionals with medical and non-medical education

Клиническая лабораторная диагностика (лабораторная медицина) – это научная медицинская дисциплина, которая возникла на стыке точных наук (химии и физики) и медико-биологических специальностей (биологии и медицины). Характерной особенностью этой клинической специальности является то, что она базируется на анализировании invitro биологического материала пациентов. Основная задача клинической лабораторной диагностики (КЛД) состоит в том, чтобы помочь лечащему врачу в постановке диагноза заболевания, лечении больных, осуществлении профилактических мероприятий.

Лабораторно-диагностическое исследование биологических жидкостей и тканей человека осуществляется с использованием специальных видов анализа, применению которых во многом способствовало изобретение микроскопа, колориметра, открытие строения клетки.

В настоящее время большинство клинико-лабораторных процедур базируется на применении современных методов химического, физико-химического и молекулярно-биологического исследования, состоящего в использовании оптического, ионометрического, иммуноферментного, иммунофлуоресцентного, радиоиммунного, генетического, электрофоретического, хроматографического и других видов анализа, а также методов «сухой» химии, технологий автоматизированного выполнения биохимических, гематологических, иммунологических исследований.

В последние годы в лечебно-профилактических учреждениях широко используется современное автоматизированное лабораторное оборудование, позволяющее за короткий промежуток времени выполнять необходимые лабораторно-диагностические исследования. Для выполнения срочных, экспрессных анализов у постели больного применяются методы «сухой» химии.

Таким образом, используемые в клинико-лабораторной практике методы аналитических исследований основываются на новейших достижениях не только в области биологии и медицины, но также химического, физико-химического и молекулярно-биологического анализа, достижений информатики и инженерной техники.

Существующая программа обучения студентов в системе вузов медицинского профиля все еще недостаточна для специалистов широкого аналитического профиля с современным уровнем знаний в области различных отраслей прикладных физики химии, биохимии, биофизики, иммунологии, микробиологии, программного обеспечения и т.д., необходимых современной лабораторной диагностике для выполнения молекулярно-биологических, генетических, цитохимических и других высокотехнологичных методов исследования разнообразного биологического материала.

Основные объекты клинико-лабораторного исследования: содержимое сосудов и полостей (кровь и ее морфологические элементы, плазма, сыворотка, цереброспинальная жидкость, транссудаты, экссудаты, внутрисуставная жидкость, содержимое желудочно-кишечного тракта), выделения человеческого организма (моча, кал, слюна, сперма, конденсат выдыхаемой влаги), ткань паренхиматозных органов, дериваты кожи (ногти, волосы) и др. В последние годы все большее внимание биохимиков привлекают эритроциты и лимфоциты, которые принято рассматривать как своеобразный биопунктат паренхиматозных органов.

Полученная при анализировании биологического материала информация используется лечащим врачом для принятия правильного клинического решения и контроля (мониторинга) эффективности проводимого лечения. Заслуживает внимания то обстоятельство, что до 80% объективной аналитической информации о состоянии пациента поступает из клинико-диагностических лабораторий лечебно-профилактических организаций.

Клинико-диагностические (клинические) лаборатории и профиль их деятельности. Выполнение клинико-лабораторных исследований осуществляется в клинико-диагностических лабораториях (КДЛ), созданных на основании приказа МЗ СССР № 63 от 25.01.1968 г. «О мерах по дальнейшему развитию и совершенст-вованию лабораторной клинико-диагностической службы в СССР» и функционирующих в составе больниц, поликлиник, диспансеров и других учреждениях здравоохранения на правах их отделения.

КДЛ представляют собой структурно-функциональное звено лечебно-профилактических учреждений, осуществляющее широкий спектр лабораторных исследований, необходимых для по-становки диагноза заболевания, оценки тяжести состояния пациента, эффективности проводимой терапии и прогноза заболевания.

В зависимости от структуры, профиля и мощности организаций здравоохранения в их составе функционируют КДЛ общего типа, централизованные и специализированные.

В ряде городов республики открыты лаборатории медицинских диагностиче-ских центров, сочетающие в себе функции централизованных и специализированных лабораторий.

КДЛ общего типа используются для выполнения рутинных (ординарных) лабораторных исследований – гематологических, биохимических, общеклинических и некоторых других с целью постановки диагноза заболевания, оценки тяжести его течения, прогноза и эффективности проводимой терапии.

Централизованные КДЛ предназначены для централизованного выполнения исследований с использованием совершенной автоматизированной аппаратуры, что расширяет возможности лабораторно-диагностического исследования пациентов и создает условия для наиболее рационального, экономного и эффективного использования лабораторной техники, дорогостоящих реактивов и кадров специалистов.

Специализированные КДЛ, как правило, входят в состав специализированных учреждений: эндокринологических, кардиологических, онкологических диспансеров, аллергологических центров и др.

Структура клинической лабораторной службы Министерства здравоохранения Республики Беларусь включает в себя широко разветвленную сеть КДЛ различных учреждений здравоохранения – от республиканских и региональных (областных и городских больниц) организаций здравоохранения до сельских участковых больниц и врачебных амбулаторий, а также ряд специализированных (узкопрофильных) лабораторий (республиканских, областных и городских).

В Республике Беларусь насчитывается свыше 1300 КДЛ, из них около 800 – лаборатории городских, районных, поселковых, сельских участковых больниц и врачебных амбулаторий. В лабораториях сельских участковых больниц и врачебных амбулаторий выполнятся минимальный спектр лабораторно-диагностических исследований; в лабораториях республиканских, областных, городских, центральных районных больниц и поликлиник осуществляется значительно более широкий спектр биохимических, гематологических и общеклинических исследований.

Созданы специальные лаборатории для осуществления радиоиммунных, молекулярно-биологических, иммуноферментных, серологических, бактериологических, гормональных, цитологических, генетических и других видов исследований, лаборатории трансплантологии, токсикологии и др., многие из которых располагаются на базе крупных лечебно-профилактиче-ских организаций и диагностических центров республики.

Исследования, относящиеся к категории неотложного анализа, выполняются в лечебно-профилактических организациях, располагающих отделениями реанимации (больницы скорой медицинской помощи и др.).

В целом в медицинских учреждениях Республики Беларусь осуществляется 170–200 млн исследований в год, в том числе общеклинических – около 80–90 млн, гематологических – 70–80 млн, биохимических – 35–40 млн, иммунологических – 11–14 млн, цитологических – 5–6 млн, бактериологических – 5–6 млн.

Новые молекулярно-биологические технологии лабораторного исследования, разработанные в Республике Беларусь в ходе выполнения финансируемых целевым назначением тем НИР, все более широко внедряются в деятельность КДЛ лечебно-профилактических учреждений.

Специфический характер деятельности специалистов КЛД, состоящий в использовании ими многих новых, в том числе высоких технологий молекулярно-биологического и инструментального исследования, оказывает влияние и на формирование штата КДЛ в экономически развитых странах мира.

Состояние штатно-кадровой структуры и подготовка специалистов высшего и среднего звена в области лабораторной медицины в странах дальнего и ближнего зарубежья

В странах дальнего и ближнего зарубежья контингент работников, составляющих высшее звено штатно-кадровой структуры клинико-лабораторной службы, представлен в основном специалистами медицинского, биологического или фармакологического направления, тогда как специалисты среднего звена – медицинскими лабораторными техниками и медицинскими технологами, а также флеботомистами, лабораторными ассистентами и регистраторами. Кроме того, во многих крупных лабораториях в штате КДЛ состоят инженеры, программисты (специалисты по компьютерным технологиям), администраторы, финансовые менеджеры. Но, как правило, медицинским консультированием (и часто руководством лабораториями) занимаются специали-сты в области лабораторных исследований, имеющие высшее медицинское образование, – медицинские патологи.

Медицинская (клиническая) патология и другие аналоги этой диагностической дисциплины – клиническая патология (в США), клиническая/медицинская биология (во Франции, Бельгии, Нидерландах, Австрии и некоторых других странах), лабораторная медицина (в Германии), биопатология (в Греции), так же, как и анатомическая патология (патологическая анатомия), тесно связаны с выполнением лабораторных исследований состава и свойств биологических жидкостей с последующей трактовкой полученных результатов. Ее основными разделами являются клиническая химия, гематология, трансфузиология и коагулология, микробиология, иммунопатология, молекулярная патология, цитогенетика.

В клинической (медицинской) патологии (лабораторной медицине, медицинской патологии) используются химические (энзиматические, хроматографические, масс-спектрометрические), культуральные, иммунологические, серологические, молекулярно-биологические, гематологические методы исследования, а также проточная цитометрия и другие виды инструментального исследования.

Клинические (медицинские) патологи выступают в роли консультантов других врачей, используя свои знания для оказания помощи в диагностике заболеваний и лечении пациентов. Одновременно патологи работают в тесном контакте со специалистами среднего звена – медицинскими технологами. Многие из патологов выполняют в лаборатории и обязанности менеджеров (медицинского директора и др.), а также участвуют в развитии и совершенствовании лабораторных информационных систем.

Специалисты в области научных исследований (research pathologist) изучают клинические случаи и экспериментальные модели заболеваний, работая с клеточными культурами и тканевыми препаратами.

Таким образом, медицинская патология за рубежом как медицинская дисциплина объединяет морфологическую и лабораторную диагностику. Она подразделяется на анатомическую, клиническую и, в ряде случаев, научно-исследовательскую патологию, каждая из которых включает ряд «узких» субдисциплин. Сами же медицинские патологи представляют собой специалистов, которые по данным лабораторных исследований способны оценить состояние пациента, установить причины заболевания, осуществить правильную лабораторную диагностику и лабораторный контроль (мониторинг) лечения больных. Они отвечают за получение и интерпретацию всей клинико-лабораторной информации, консультируют лечащих врачей по всем входящим в их компетенцию вопросам.

В США подготовка специалистов лаборатории с высшим медицинским образованием предусматривает четырехлетнее освоение общенаучных дисциплин (биологии, химии, анатомии) с последующим четырехлетним изучением медицинских дисциплин в сочетании с практикой. В дополнение к этому осуществляется прохождение четырех- или трехгодичной специализации (резидентуры) в аккредитованном медицинском образовательном учреждении – колледже, университетской клинике, госпитале – либо по общей патологии, либо по избранному ее виду, а также получение степени доктора медицины (MD).

При устройстве на работу в лечебно-профилактическое учреждение большое значение имеет сертификат, свидетельствующий об успешном освоении стратегии и тактики лабораторной диагностики при каждой патологии. Повторная сертификация проводится через 10 лет. Дополнительная стажировка по одной из субспециальностей занимает еще один год. Таким образом, общий срок подготовки высококвалифицированного специалиста в области лабораторной медицины составляет 11–12 лет.

В Великобритании общая продолжительность подготовки медицинских патологов также составляет 11–12 лет (5 лет приходится на усвоение общенаучных дисциплин, 1–2 года – на общемедицинскую подготовку, 5 лет – на резидентуру по патологии). По окончании обучения сдается экзамен.

В Японии для будущих медицинских патологов с 2001 г. стала обязательной предварительная двухгодичная «общеклиническая» подготовка. Далее следует трехгодичная резидентура по лабораторным исследованиям.

В странах Евросоюза требования к базовому образованию лабораторных специалистов различаются: оно может быть медицинским, биологическим, химическим или фармацевтическим. Соответствующие должности обозначаются как медицинский/клинический патолог, исследователь, биопатолог, фармацевт-биолог, клинический исследователь.

Состояние штатно-кадровой структуры и подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием в области лабораторной медицины в странах Евросоюза

В странах Евросоюза обучение специалистов проводится в соответ-ствии с требованиями Европейского Соглашения.

Во Франции основная часть специалистов клинических лабораторий имеет университетское фармацевтическое образование. Фармацевты-биологи составляют 75% специалистов клинических лабораторий, остальная часть – медицинские биологи(врачи-патологи – 25%). Подготовка врачей занимает 10–12 лет. Медицинские биологи могут пройти дополнительную двухгодичную подготовку в области проявлений отдельных форм патологии.

В Германии подготовка патолога (специалиста в области лабораторной медицины) занимает минимум 10 лет: первые 5 лет отводятся на получение базового медицинского образования, последующие 5 лет – последипломного. Для получения ученой степени предусмотрена трехгодичная научная стажировка.

Как уже было отмечено, вместе с патологами в клинической лаборатории работают исследователи – биологи, биохимики, – которые занимающиеся как рутинными исследованиями, так и научными разработками на экспериментальном и клиническом и материале. После получения университетского образования (на что отводится 4 года) они проходят последипломную подготовку.

Должность руководителей лаборатории и их отделов в клиниках университетов занимают, как правило, медицинские патологи, в виде исключения – исследователи, имеющие большой опыт и ученую степень.

Последипломное образование специалистов высшего звена лабораторной медицины носит непрерывный характер и включает участие в семинарах и научных симпозиумах, а также обучение на учебных курсах продолжительностью от половины дня до 5–6 дней, аудио- и телеконференции, «электронные» курсы с разбором клинических случаев и препаратов и т.д. Все образовательные мероприятия предварительно аккредитуются в соответствующих инстанциях. Краткосрочные курсы обычно проводятся непосредственно в госпиталях и клиниках. В результате специалист должен набрать обязательное количество образовательных кредитных единиц.

Кроме патологов, биологов и исследователей в лабораториях работает большое количество специалистов среднего звена (медицинских технологов), которые составляют основную часть лабораторной службы. Их обязанности намного шире, чем у аналогичных специалистов в нашей стране.

Медицинские (клинические) лабораторные технологи выполняют достаточно сложные химические, биологические, гематологические, иммунологические и бактериологические исследования. Они микроскопируют препараты крови, других биологических жидкостей, проводят культуральные исследования по поиску и идентификации бактерий, грибков, паразитов и других микроорганизмов, выполняют изосерологические тесты, осуществляют автоматизированные исследования. В задачи технологов входит оценка результатов тестов, развитие и совершенствование аналитических процедур, освоение и мониторинг программ обеспечения точности выполнения лабораторных исследований.

В небольших лабораториях технологи выполняют широкий спектр лабораторных тестов, в больших – обычно специализируются на каких-либо отдельных их видах: биохимических, гормональных, трансфузиологических, иммуногематологических, микробиологических, иммунологических, молекулярно-биологических или цитологических (цитотехнологи).

Медицинские (клинические) лабораторные техники выполняют менее сложные лабораторные процедуры (в соответствии с инструкциями и под наблюдением медицинских технологов.

В США и других экономически развитых странах утверждено более 470 программ подготовки медицинских технологов и техников в различных областях лабораторной медицины и более 60 программ подготовки флеботомистов и лабораторных ассистентов. Продолжительность их обучения составляет 2–3 года: оно проводится в медицинских колледжах или на медицинских факультетах университетов. В порядке исключения лабораторные техники могут готовиться на рабочем месте. Последипломная подготовка специалистов среднего звена организуется и проводится менеджерами лабораторий и не носит систематического характера.

В США и других странах Европы, Азии и Америки благодаря бурному прогрессу фундаментальных, биологиче-ских и медицинских наук медицинская патология развивается быстрее, чем другие медицинские специальности и считается весьма перспективным направлением.

Таким образом, в разных странах мира используются две модели подготовки специалистов в области лабораторной медицины: врач-патолог (обладающий достаточно большими знаниями в области аналитических исследований) и биолог-аналитик (или химик-аналитик).

В подавляющем большинстве стран мира лабораторные специалисты среднего и высшего звена представлены тремя градациями – специально обученного вспомогательного персонала («техника» за рубежом, у нас – «фельдшера-лаборанта»), врача лабораторной диагностики с медицинским образованием (организована специальная подготовка в Гомельском и Гродненском государственных медицинских университетах, а также в БелМАПО) и специалистов с высшим образованием: аналитиков, биологов, химиков, физиков, программистов, обеспечивающих работу сложного современного клинико-лабораторного оборудования. В развитых европейских странах и в России эта категория сотрудников КДЛ в последние годы направленно расширяется вслед за внедрением новых технологий исследования и видов клинико-лабораторного оборудования.

Состояние штатно-кадровой структуры и подготовка специалистов высшего и среднего звена в области лабораторной медицины в ближнем зарубежье, России и Беларуси

Согласно одному из вариантов европейской модели штатного обеспечения КДЛ, их кадровый состав включает следующую номенклатуру должностей: 1) заведующий КДЛ; 2) врач КДЛ; 3) старший аналитик; 4) аналитик; 5) старший фельдшер-лаборант; 6) фельдшер-лаборант; 7) инженер и/или инженер-программист; 8) лаборант; 9) санитарка.

В этой модели должности заведующего лабораторией и врача КДЛ занимают специалисты с высшим медицинским образованием, а во врачебных амбулаториях, сельских участковых больницах – специалисты со средним медицинским образованием. Для лиц с высшим немедицинским образованием вводится должность «аналитик клинико-диагностической лаборатории». При этом должность старшего аналитика используется в крупных лабораториях, и замещающий ее специалист может быть заместителем заведующего лабораторией по организации аналитического процесса и осуществлению внутреннего контроля качества клинико-лабораторных исследований. Должность инженера (инженера-программиста) вводится в штатную структуру крупных КДЛ.

В российской модели штатного обеспечения КДЛ, основывающейся на приказе № 380 Министерства здравоохранения Российской федерации от 25.12.1997 г., определен другой перечень должностей медицинского персонала: 1) заведующий КДЛ; 2) врач клинической лабораторной диагностики; 3) биолог КДЛ; 4) медицинский технолог; 5) медицинский лабораторный техник; 6) лаборант КДЛ.

В соответствии с утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации Положением о перечисленных должностях специалистов, на должность руководителя структурного подразделения назначается врач клинической лабораторной диагностики, имеющий сертификат специалиста и стаж практической работы не менее 5 лет. В соответствии с российским «Положением о заведующем клинико-диагностической лаборатории» он не только обеспечивает своевременное и качественное проведение клинических лабораторных исследований (непосредственно выполняя часть из них), но и консультирует врачей других специальностей по вопросам диагностики заболеваний.

Врач клинической лабораторной диагностики – специалист с высшим медицинским образованием, освоивший программу подготовки по КЛД и получивший сертификат специалиста. Проводит лабораторные исследования в соответствии с возложенными на него обязанностями (согласно мощности и профилю ЛПУ), обеспечивает использование аналитически и диагностически надежных методов, участвует в освоении и внедрении новых методов исследований и оборудования, консультирует врачей других специальностей по вопросам лабораторной диагностики, составляет рекомендации для персонала лечебных отделений ЛПУ по правилам взятия и доставки биологического материала в КДЛ, контролирует работу специалистов со средним медицинским образованием, участвует в интерпретации результатов лабораторных исследований, осуществляет мероприятия по проведению внутрилабораторного и внешнего контроля качества.

Биолог КДЛ – специалист с высшим образованием, допущенный нормативными документами к осуществлению деятельности в области КЛД и получивший сертификат специалиста. Он проводит лабораторные исследования по определенному разделу работы, участвует в освоении и внедрении новых методов, контролирует работу специалистов со средним медицинским образованием, осуществляет мероприятия по проведению внутрилабораторного контроля качества.

Медицинский технолог – сотрудник лаборатории, имеющий среднее медицинское образование по специальности «Лабораторная диагностика» (квалификация по диплому «медицинский технолог») и сертификат специалиста. Его функцио-нальные обязанности: подготовка реактивов, химической посуды, аппаратуры, дезинфицирующих растворов, регистрация поступающего в лабораторию биологического материала для исследования, в том числе с использованием персонального компьютера, обработка и подготовка материала к исследованию, взятие крови из пальца, освоение нового оборудования и новых методик исследований, контроль качества выполняемых исследований и обеспечение мероприятий по повышению их надежности, ведение документации (регистрация, записи в журналах и бланках результатов анализа, составление заявок на реактивы, учет своей работы, составление отчетов и т.д.), выполнение поручений заведующего КДЛ по материально-техническому обеспечению лаборатории.

Медицинский лабораторный техник – специалист, имеющий среднее медицинское образование по специальности «Лабораторная диагностика», квалификацию «медицинский лабораторный техник» («фельдшер-лаборант») и сертификат специалиста. Его обязанности: подготовка реактивов, химической посуды, аппаратуры, дезинфицирующих растворов, регистрация поступающего в лабораторию биологического материала для исследований, в том числе с использованием персонального компьютера, обработка биологического материала и подготовка его к исследованию, стерилизация лабораторного инструментария в соответствии с действующими инструкциями, ведение необходимой документации, выполнение поручений заведующего КДЛ по материально-техническому обеспечению лаборатории.

На должность лаборанта КДЛ назначаются специалисты, имеющие среднее медицинское образование, или другие специалисты, прошедшие переподготовку по утвержденной программе и получившие сертификат лаборанта. Обязанности этих специалистов: выполнение лабораторных исследований по разделу, определяемому заведующим лабораторией в соответствии с квалификационными требованиями и установленными нормами нагрузки; подготовка реактивов, химической посуды, аппаратуры, дезинфицирующих растворов; регистрация поступающего биологического материала, его обработка и подготовка к исследованию; взятие крови из пальца; соблюдение правил эксплуатации оборудования; стерилизация лабораторного инструментария в соответствии с дей-ствующими инструкциями; ведение необходимой документации.

Обе модели штатного расписания клинико-диагностических лабораторий отражают реализуемую в мировой практике стратегию многоуровневой подготовки специалистов КЛД, в том числе и среднего звена. В данном отношении особенно интересен опыт России, где с 1991 г. на факультете лабораторной диагностики 1-го Московского медицинского колледжа была введена новая для Российской Федерации структура подготовки кадров по двум квалификационным уровням. В течение первых двух лет студенты получают квалификацию «медицинский лабораторный техник» (согласно номенклатуре специалистов, принятой в России), что соответствует принятой в Белоруссии квалификации «фельдшер-лаборант». В последующие два года обучения они приобретают квалификацию «медицин-ский технолог» и становятся специалистами в области медицинской генетики, лабораторной диагностики наследственных заболеваний, клинической микробиологии, клинической иммунологии, вычислительной техники и автоматизированных систем в лабораторной диагностике.

Существующая в настоящее время в системе Министерства здравоохранения Республики Беларусь штатная структура клинической лабораторной службы включает следующую номенклатуру должностей: 1) заведующий КДЛ; 2) врач лабораторной диагностики; 3) старший фельдшер-лаборант; 4) фельдшер-лаборант; 5) лаборант; 6) препаратор (санитарка).

Вопрос о включении должности биолога в штатное расписание КДЛ обсуждался на VI и VII съездах Республикан-ского научного общества специалистов клинической лабораторной диагностики (2002 и 2007 гг.). С учетом сделанных на этих форумах рекомендаций в классификатор специальностей дополнительно были внесены наименование должностей «биолог клинико-диагностической лаборатории» и «химик-аналитик».

Согласно квалификационной характеристике биолога КДЛ, на эту должность назначается специалист с высшим образованием, допущенный нормативными документами к осуществлению деятельности в области КЛД. Его обязанности: Проведение лабораторных исследований по видам деятельности, соответствующим профилю его профессиональной (базовой и дополнительной) подготовки; участие в освоении и внедрении новых методов исследования – коагулологических, общеклинических, молекулярно-биологических, медико-генетических, паразитологических, морфологических (по оценке морфологической структуре клеток крови и тканей); осуществление мероприятий по проведению контроля качества лабораторных исследований – внутрилабораторного (оценка сходимости и воспроизводимости изо дня в день), межлабораторного, республиканского, международного; контроль работы сотрудников лаборатории со средним специальным образованием. Биолог имеет право: вносить предложения заведующему клинико-диагностических лабораторий по вопросам улучшения организации и условий труда, проходить аттестацию на получение квалификационной категории, участвовать в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с работой подразделения, получать служебную информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей, участвовать в работе заседаний научных обществ, конференций и съездов. Биолог несет ответственность за выполнение своих обязанностей, предусмотренных положением о биологах и правилами внутреннего трудового распорядка.

На должность химика КДЛ назначается специалист с высшим образованием, допущенный нормативными документами к осуществлению деятельности в области клинико-диагностических лабораторий. Его обязанности: освоение и внедрение в практику работы лабораторий технологий химического и физико-химического исследования, выполнение аппаратных (инструментальных) методов исследования: всех спектральных, хроматографических, электрофоретиче-ских, масс-спектрометрических, ионометрических и др.

Химик-аналитик выполняет химико-токсикологические исследования (мониторинг лекарственных препаратов, обнаружение наркотиков и их производных и др.), готовит стандартные калибровочные растворы, осуществляет качественное и количественное определение различных эндогенных веществ (гормонов и др.) и ксенобиотиков, проводит внутренний и внешний контроль качества лабораторных исследований, адаптирует автоматизированное оборудование к отечественным и импортным наборам реагентов

Квалификационная характеристика «химик-аналитик» в полной мере соответствует основным направлениям работы химико-токсикологической лаборатории лечебно-профилактических организаций, деятельность которой связана с анализом биологических объектов организма (кровь, моча, слюна, волосы, ногти, потовые выделения), а также смывов с поверхности кожи на наличие алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, вызывающих одурманивание, для чего используются сложное аналитическое оборудования (для выполнения хромато-графического анализа, поляризационной флуориметрии и т.д.).

На наш взгляд, при решении вопросов о штатной структуре национальной клинической лабораторной службы следует исходить из сложившихся в ней традиций, сформировавшейся в республике системы подготовки кадров высшего (специалисты преимущественно с медицинским образованием) и среднего (фельдшеры-лаборанты) звена, получающих достаточно серьезную подготовку в области аналитики и осуществления контроля качества. Следует учитывать и наметившуюся перспективу существенного обновления штата лабораторий кадрами специалистов КЛД с медицинским образованием (что особенно важно для этой отрасли медицины), а также то, что введение в штатную структуру должностей старшего аналитика, аналитика, инженера и др. не предусмотрено существующими программами подготовки врачей лабораторной диагностики и фельдшеров-лаборантов.

Как было отмечено на Коллегии Министерства здравоохранения Республики Беларусь 25 ноября 2009 г., в системе Министерства здравоохранения страны на начало 2009 г. имелось около 3300 штатных должностей врачей, осуществляющих свою деятельность в различных сферах лабораторной диагностики (как в лечебно-профилактических организациях, так и в учреждениях санитарно-гигиенического профиля): врачей лабораторной диагностики, врачей-лаборантов, врачей-бактериологов, врачей-вирусологов. Эти должности были заняты примерно 2500 физическими лицами. Причем около 1500 таких должностей было занято 1200 специалистами, не имеющими высшего медицинского образования, что составляет более 45% от всех лиц, работающих на должностях врачей – специалистов лабораторной службы.

Вместе с тем отмечено, что на данные должности возможен прием лиц с высшим медицинским образованием по специальностям «Медико-диагностическое дело» и «Медико-профилактическое дело», по которым в ближайшие годы будет наблюдаться значительный рост выпускников медицинских университетов (с 2010 г. по 2015 г. в среднем более 300 выпускников ежегодно), что позволит в будущем более полно удовлетворять потребность практического здравоохранения не только во врачах-профилактиках (врачи-гигиенисты, врачи-эпидемиологи), но и во врачах-лаборантах.

Одновременно с этим имеется возможность приема лиц с высшим немедицинским образованием на должности лаборанта, бактериолога, вирусолога и т.д. в соответствии с присвоенной квалификацией. Для этого необходимо внесение изменений в штатное расписание и замена штатной врачебной должности на неврачебную, должностные обязанности которых частично совпадают. В связи с этим ограничивается прием лиц без высшего медицинского образования на врачебные должности лабораторных служб организаций здравоохранения.

Ориентировочное количество выпускников высших медицинских учреждений образования в 2010–2014 гг. по специальности «медико-диагностическое дело» должно составить: в 2010 г. – 63 специалиста, в 2011 г. – 57, в 2012 г. – 74, в 2013 г. – 95, в 2014 г. – 292 человека.

С целью выполнения поставленных задач по совершенствованию кадровой политики в отрасли здравоохранения, введения новых и более эффективных подходов к подготовке и использованию медицинских и фармацевтических кадров Коллегия Министерства здравоохранения Республики Беларусь постановила:

– обеспечить укомплектование как минимум одной штатной должности врача-специалиста сельских участковых больниц и врачебных амбулаторий. Принимать оперативные меры по укомплектованию организаций здравоохранения в сельской местности с учетом прогноза увольнения молодых специалистов;

– исключить случаи отсутствия «узкого» специалиста в районе и при необходимости обеспечить своевременное направление на переподготовку по соответствующим специальностям;

– продолжить практику персонального участия при распределении выпускников учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего медицинского (фармацевтического) образования, с целью рационального использования кадрового потенциала молодых специалистов и устранения кадрового дефицита в регионах;

– принимать меры по укомплектованию штатных врачебных должностей лабораторий организаций здравоохранения лицами с высшим медицинским образованием, допущенными в установленном законодательством порядке к занятию таких должностей;

– в случае отсутствия возможности укомплектования штатных должностей врачей лабораторной диагностики (врачей-бактериологов, врачей-вирусологов, врачей-лаборантов) лицом с высшим медицинским образованием вводить в штатное расписание в пределах общей штатной численности организаций здравоохранения штатные должности «микробиолог», «бактериолог», «биолог», «биохимик», «лаборант» и др. в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих Республики Беларусь, должностные обязанности которых частично совпадают с должно-стными обязанностями отдельных врачей-специалистов (выполнение лабораторных анализов, испытаний, измерений; слежение за исправным состоянием лабораторного оборудования, осуществление его наладки и калибровки; подготовка оборудования к проведению исследований; проведение метрологической оценки результатов анализов; выполнение работ с микроорганизмами и продуктами их жизнедеятельности; организация и контроль хранения исходных штаммов микроорганизмов, поддержка их на питательных средах и животных и т.д.) с установлением тарифных разрядов (коэффициентов) на уровне тарифных разрядов (коэффициентов), предусмотренных для врачей-специалистов;

– только в отдельных исключительных случаях при острой нехватке соответст-вующих врачей-специалистов по разрешению Министерства здравоохранения Республики Беларусь трудоустраивать в лаборатории организаций здравоохранения, преимущественно расположенных в сельской местности, малых городах, на территориях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, на штатные должности врачей лабораторной диагностики (врачей-бактериологов, врачей- вирусологов, врачей-лаборантов) лиц с высшим биологическим (медико-биологическим) и средним медицинским образованием;

– ходатайствовать перед Министер-ством здравоохранения Республики Бела-русь о разрешении приема на должности врачей лабораторной диагностики (врачей-бактериологов, врачей-вирусологов, врачей-лаборантов) лиц, указанных в подпункте 12.3 п. 12 постановления Коллегии, только при наличии «хороших» и «отличных» (не ниже 6 баллов) результатов академической успеваемости по каждой из изученных дисциплин, со средним баллом академической успеваемости, как правило, не ниже 7,5.

Система подготовки профессиональных и научных кадров в области клинической лабораторной диагностики в Беларуси и других странах СНГ,

ее отличительные особенности

С вопросами о штатной структуре и кадровом обеспечении клинической лабораторной службы Республики Беларусь тесно связано решение проблемы унификации программ подготовки специалистов КЛД высшего и среднего звена на додипломном и последипломном уровнях.

Подготовка врачей лабораторной диагностики в Республике Беларусь на «додипломном уровне» в последние годы осуществляется в Гомельском, Гроднен-ском и Витебском государственных медицинских университетах. Следует обратить внимание на то, что в ведущем медицинском университете страны – БГМУ – кафедра/курс клинической лабораторной диагностики отсутствует.

Крупным вкладом в становление лабораторной службы на высокопрофессиональные и научные рельсы, а также в систему подготовки кадров было создание в 18 институтах усовершенствования врачей бывшего Союза кафедр клинической лабораторной диагностики (на основании приказа МЗ СССР № 63 от 25.01.1968 г. «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию лабораторной клинико-диагностической службы в СССР»), в том числе организация в апреле 1970 г. кафедры клинической лабораторной диагностики в БелГИУВ (в настоящее время – БелМАПО). БелМАПО является головным учреждением образования в системе непрерывного повышения квалификации и переподготовки кадров для специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь (в том числе медиков, биологов, экономистов и др.).

Если на протяжении первых 30 лет основной «кузницей» кадров – специалистов КЛД была соответствующая кафедра БелМАПО, то в течение нескольких последних лет созданы профильные курсы и кафедры при Витебском, Гродненском и Гомельском государственных медицинских университетах, а также Международном экологическом университете им. А.Д. Сахарова.

На кафедре клинической лабораторной диагностики БелМАПО постоянно проводятся курсы повышения квалификации и переподготовки по различным направления КЛД продолжительностью от 0,5 до 4 мес.

С участием сотрудников кафедры осуществляется аттестация специалистов КЛД на вторую, первую и высшую категории. При кафедре функционирует клиническая ординатура по специальности «клиническая лабораторная диагностика» (в ней прошли обучение более 40 отечественных специалистов и более 10 – иностранных), а с 1999 г. при кафедре открыта очная и заочная аспирантура по специальности 14.00.46 (14.03.10) – клиническая лабораторная диагностика. Для сдачи кандидатского экзамена используется программа-минимум по специальности «клиническая лабораторная диагностика».

Применение современных лабораторно-диагностических технологий создало объективные предпосылки и для выполнения научных исследований в области лабораторной медицины, то есть для подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации(кандидатов и докторов наук) по специальности 14.00.46 (14.03.10) – клиническая лабораторная диагностика (медицинские науки) и 14.00.46 (14.03.10) – клиническая лабораторная диагностика (биологические науки).

В БелМАПО на протяжении 10 лет осуществляется подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации по специальности 14.00.46 (14.03.10) – клиническая лабораторная диагностика. Президиумом ВАК Республики Беларусь утверждены постоянные паспорта специальности 14.0.46 (14.03.10) – клиническая лабораторная диагностика (по отраслям «медицинские науки» и «биологические науки»), а в БелМАПО с начала 2001 г. функционирует совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности «клиническая лабораторная диагностика».

Таким образом, в области в системе Министерства здравоохранения Республики Беларусь реализуется комплексный подход в решении проблемы подготовки кадров врачей лабораторной диагностики, в котором отводится важное место вопросам базового и дополнительного образования, аттестации специалистов (более 60% специалистов имеют высшую, первую и вторую категории) и подготовке специалистов высшей научной квалификации в области клинической лабораторной диагностики. Такой системной подготовки специалистов КЛД в медицинских академиях (институтах) последипломного образования нет в странах дальнего зарубежья, что и привлекает внимание к обучению в нашей стране специалистов из многих регионов мира.

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Долгов В.В. // Лаборатория. – 2003. – № 1. – C. 3–22.

2. Камышников В.С. // Здравоохранение. – 1995. – № 9. – С. 42–44.

3. Камышников В.С. // Медицина. – 2002. – № 3. – С. 37–40.

4.Камышников В.С. // Медицина. – 2003. – № 1. – С. 17–19.

5. Камышников В.С. // Медицина. – 2004. – № 1. – С. 6–8.

6. Камышников В.С., Сергейчик Н.Л., Зубов-ская Е.Т. Организация клинической лабораторной службы: метод. указания. – Минск, 2008. – 121 с.

Медицинские новости. – 2011. – №2. – С. 55-61.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав. 

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer