• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

В.И. Ключенович

Оценка качества и эффективности санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий — актуальная задача санэпидслужбы

Республиканский научно-практический центр гигиены

На пороге XXI века человечество столкнулось с одной из самых главных проблем цивилизации — усиливающимися противоречиями между обществом и природой [1, 3]. Среди проявлений такого противоречия — нарастающие техногенные и социально индуцируемые нагрузки на человеческий организм, а следовательно, на здоровье человека, популяции в целом, что отрицательно сказывается на уровне общественного здоровья [2, 3, 6]. Поэтому защита населения от неблагоприятных факторов внешней среды становится одной из составных частей эффективной социальной политики государства [4, 7].

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года ставит своими целями в социальной сфере «достижение научно-обоснованных параметров уровня и качества жизни населения, увеличение средней продолжительности жизни населения, улучшение среды обитания человека, развитие его социальной активности, планирование семьи, рационализацию масштабов и структуры личного потребления, обеспечение равных возможностей для получения образования, медицинской помощи и восстановления здоровья; социальную защиту престарелых, инвалидов и других социально уязвимых групп населения» [5]. В документе центральное место отводится укреплению здоровья через создание условий для здоровой, продолжительной жизни человека; обеспечение достойного уровня жизни населения, обеспечение полноценным питанием и доступа к чистой питьевой воде; осуществление мер, обеспечивающих снижение заболеваемости и эпидемическое благополучие населения, совершенствование системы охраны материнства и детства; улучшение качества среды обитания, развитие системы мониторинга стандартов ее качества и состояния здоровья населения и др.

Огромное значение приобретают те сектора государства, которые способны через свои общественные функции противодействовать потенциальным угрозам, а также повысить уровень и качество жизни населения [2, 5]. Один из таких секторов — санитарно-эпидемиологическая служба [4]. Поэтому качество и эффективность проводимых санэпидслужбой мероприятий рассматривается как один из параметров устойчивости развития территории, а разработка методологии оценки такого качества и эффективности — как одна из актуальнейших задач организаторов государственного санитарного надзора в стране.

Нами предложен вариант соответствующей методической схемы, которая может быть основой для дальнейших исследований по этой проблеме.

Как известно, Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» определяет задачи государственного санитарного надзора как в области санитарно-гигиенических мероприятий, так и в вопросах противоэпидемического обеспечения населения. Однако при разработке методологических схем они, на наш взгляд, могут быть объединены одним термином — «гигиеническое мероприятие», под которым мы предлагаем понимать весь спектр профилактических мер в отношении объектов или среды жизнедеятельности человека, организационные и юридические решения государственного санитарного надзора, установление гигиенических, эпидемиологических, медико-экологических и медико-социальных критериев, нормативов, параметров, профилактические мероприятия системы здравоохранения.

Методическая схема должна обеспечивать решение двух главных задач:

·        прогнозные оценки качества и эффективности планируемого гигиенического мероприятия в процессе его разработки или подготовки до принятия решений о его введении;

·        мониторинг улучшения состояния объектов или среды (сферы) жизнедеятельности населения, в отношении которых назначалось и реализовывалось гигиеническое мероприятие, с выдачей заключений о достижении социально-экономического эффекта в результате его выполнения, а также мониторинг изменений в связи с этим качества жизни населения и влияния проведенного гигиенического мероприятия на устойчивость социально-экономического развития территории.

Прогнозные оценки качества и эффективности планируемого гигиенического мероприятия мы предлагаем начинать с системного анализа объекта или среды (сферы и т. д.) жизнедеятельности населения (далее объект), в отношении которых предполагается данное гигиеническое мероприятие.

Целью такого анализа в первую очередь должна стать экспертно-экспериментальная оценка общественной социально-экономической управляемости объекта, поскольку при отсутствии таковой проведение гигиенического мероприятия нецелесообразно, нерационально, преждевременно, бессмысленно или нереально.

Проведение системного анализа нам видится по следующей схеме. Вначале необходима аргументация теоретических данных о возможности изменений гигиенических параметров объекта с целью улучшения его рейтинга среди других объектов, влияющих на качество жизни населения, пределов улучшения гигиенических характеристик объекта, а также социально-экономическая целесообразность достижения их абсолютных показателей. Это подразумевает обоснование технологий гигиенического улучшения объекта по проблемам, вызвавшим необходимость назначения гигиенического мероприятия, с обязательным анализом зарубежных аналогов их решения и возможности адаптации к нашим условиям.

Следующим этапом должна быть оценка качества общественной информации об объекте и в целом о социально-гигиенических проблемах, с ним связанных. В первую очередь это касается анализа заболеваемости, обусловленной нынешним состоянием объекта, и прогноза заболеваемости в случае изменения объекта в связи с выполнением назначаемого гигиенического мероприятия. Необходима ретроспективная и ситуационная оценка состояния объекта с точки зрения отражения его гигиенических проблем в социальной политике. Следует изучить государственную политику в отношении объекта, проанализировать трудности в ее реализации (объективные и субъективные) и предпосылки по усилению государственного регулирования качества объекта для приведения его в соответствие с назначаемым гигиеническим мероприятием. Здесь же потребуются рисковые оценки объекта.

Важным звеном анализа должна стать оценка степени обеспеченности объекта законодательными актами и их уровня (отдельный закон, постановление правительства или др.) для выполнения назначаемого гигиенического мероприятия. Необходимо изучить наличие единой системы организационно-хозяйственных и финансовых механизмов управления гигиеническим состоянием объекта и наличие у него средств на исполнение назначаемого гигиенического мероприятия (из каких источников: бюджетные, внебюджетные, другие). Нужно выяснить, существует ли в структуре управления объектом отдельная служба, подразделение или структурная единица для внутриобъектового регулирования вопросов улучшения санитарно-гигиенической и эпидемиологической надежности. Для системного анализа важна экспертиза возможностей местных органов управления для приведения объекта в соответствие с назначаемым гигиеническим мероприятием (анализ бюджета района и его дотационности в отношении объекта, оценка масштабности для территории решения гигиенических проблем объекта и соотношение их решения на муниципальном, региональном и республиканском уровнях), в том числе в условиях свободной конкуренции производителей. Наличие и уровень планирования (проектирования) перспективы развития объекта по гигиеническим аспектам, состояние внутриведомственного методического обеспечения, компетентность персонала объекта по выполнению назначаемых гигиенических мероприятий также являются важными составными частями анализа.

Системный анализ можно завершить оценкой степени организованного контроля гигиенических параметров объекта, состояния прогноза по их достижению, а также степени защищенности объекта от неблагоприятных факторов среды, которые могут снизить эффективность назначаемого гигиенического мероприятия.

Следующим этапом становятся прогнозные экспертные оценки качества и эффективности гигиенических мероприятий с точки зрения их влияния на качество жизни населения. Мы предлагаем проводить такие исследования по четырем алгоритмам: качество, уровень, стиль и уклад жизни [4].

Экспертные исследования по алгоритму «Качество жизни» должны обеспечить оценки удовлетворенности населения качеством объекта по гигиеническим критериям и ее роста при выполнении в полном объеме назначаемого гигиенического мероприятия, в том числе доли объекта (его продукции и др.) в структуре потребления, защиты от дефицита и т. д. Здесь же будут необходимы оценки изменений налогов (платежей) населения при переходе объекта на новые гигиенические качества.

Экспертные исследования по алгоритму «Уровень жизни» важны для оценок степени жизненной необходимости объекта и изменения рейтинга таковой среди других жизненных ценностей в результате выполнения предлагаемого гигиенического мероприятия. Следует оценить значимость назначаемого гигиенического мероприятия для семейного бюджета, удельный вес (размер) высвобождаемых средств в семейном бюджете за счет снижения риска ухудшения среды или организма при выборе объекта, где будет проведено назначаемое гигиеническое мероприятие. Не менее важен будет ответ на вопрос: позволят ли потребительские возможности населения использовать объект, обеспечится ли регулируемость его потребления после проведения гигиенического мероприятия.

Экспертные исследования по алгоритму «Стиль жизни» должны коснуться прежде всего оценки такого важного аспекта, как состояние информированности населения о необходимости использования объекта с новыми гигиеническими характеристиками, которые появятся после проведения назначаемого гигиенического мероприятия. Здесь же уместно будет оценить и состояние консультирования населения по данному вопросу. В целом по этому алгоритму можно будет судить о том, повысится ли комфортность человека (населения) в связи с проведением гигиенического мероприятия.

И, наконец, экспертные исследования по алгоритму «Уклад жизни» должны быть сосредоточены на оценке уровня образования населения для восприятия необходимости улучшения гигиенического состояния объекта, а также на выяснении наличия условий и затрат на такое образование.

Системный анализ объекта должен стать основой интегральных исследований влияния назначаемого гигиенического мероприятия на качество жизни населения. Они могут быть построены на применении методики экспертных оценок (при необходимости используются стандартные методы статистической обработки материала) через балльные характеристики. Обработанные результаты должны быть проранжированы, на основании чего назначаемое гигиеническое мероприятие получает прогнозные рейтинговые оценки степени его влияния на качество жизни.

Второй (главной) задачей методологической схемы оценки качества и эффективности санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий должен стать мониторинг прямого влияния назначаемого гигиенического мероприятия на социально-экономическую устойчивость территории. Мы предлагаем устанавливать такой мониторинг по трем компонентам: экономический, социальный и экологический.

Экономический компонент установит систему анализа дополнительных налоговых платежей в бюджет от юридических лиц и оценку изменений себестоимости и цены объекта при проведении назначаемого гигиенического мероприятия, а также определит систему критериев динамики расходов на объективный и административный контроль за объектом в связи с назначаемым гигиеническим мероприятием.

По социальному компоненту необходимо установить мониторинг изменений гигиенических параметров объекта, которые планируется достичь в результате проведения в отношении объекта назначаемого гигиенического мероприятия по принципу «затраты — социальные выгоды».

Через экологический компонент устанавливается система оценок экологического влияния (экологической нагрузки) назначаемого гигиенического мероприятия на человека, а также назначаемого гигиенического мероприятия на экологию (антропогенной нагрузки) с разработкой схемы слежения за экологическим равновесием в районе, регионе, республике, на трансграничном уровне.

Назначаемое гигиеническое мероприятие должно предусматривать разработку стратегии и тактики работы службы с объектом для достижения его новых гигиенических качеств. Стратегия и тактика оформляются в систему дифференцированного государственного санитарного надзора за объектом. При этом устанавливаются объективные показатели изменений санитарно-гигиенических и противоэпидемических параметров, которые должны быть достигнуты в результате проведения гигиенического мероприятия, разрабатываются программы, графики совместных с другими службами плановых мероприятий для обеспечения эффективного межведомственного контроля выполнения назначаемого гигиенического мероприятия (совместный контроль, скрининг, мониторинг и др.).

Непременным условием достижения эффективности гигиенического мероприятия должно стать включение его в совместный с лечебно-профилактическим звеном здравоохранения сводный план медицинских и профилактических задач по повышению уровня общественного здоровья территории. Такое медико-экологическое планирование предполагает подготовку предложений по коррекции социально-гигиенического мониторинга на территории в связи с новыми гигиеническими параметрами объекта, а также рекомендации и предложения в территориальные программы медицинского обслуживания населения (в случае прогнозируемого влияния на заболеваемость населения) и необходимость коррекции схем медицинского контроля за состоянием здоровья и медицинской помощи населению, проживающему на территории.

Дальнейшая организационно-методическая работа службы должна быть направлена на включение тактики работы с объектом по достижению его новых гигиенических характеристик, а также мероприятий по повышению уровня общественного здоровья в общую стратегию устойчивого социально-экономического развития административной территории. С этой целью результаты экспертных оценок влияния назначаемого гигиенического мероприятия на качество жизни населения, направления деятельности санэпидслужбы, определяемые системой дифференцированного государственного санитарного надзора за объектом, а также мероприятия медико-экологического плана по повышению уровня общественного здоровья необходимо реализовать через управленческие решения органов территориального административного управления, для чего формируется пакет соответствующих проектных разработок, проектов отраслевых, территориальных или государственных программ, бизнес-планов, решений коллегиальных органов и т. д.

Заключительный этап предлагаемой методической схемы должен базироваться на выявлении изменений параметров объекта, признанных проблемными при его системном анализе и экспертных исследованиях влияния планировавшегося гигиенического мероприятия на качество жизни, а также регистрации реального улучшения санитарно-гигиенической и противоэпидемической надежности объекта в результате проведенного гигиенического мероприятия по параметрам, назначенным схемой дифференцированного государственного санитарного надзора. Особое внимание должно быть уделено слежению за изменениями показателей заболеваемости и других параметров, свидетельствующих о повышении уровня общественного здоровья. При этом должен постоянно вестись анализ результатов мониторинга прямого влияния проведенного гигиенического мероприятия на социально-экономическую устойчивость территории по критериям экономического, социального и экологического компонентов, а также расчет экономических затрат на выполнение гигиенического мероприятия и полученных экономических выгод с применением математических методов, поправочных коэффициентов (математических и экспертных) и выдачей количественно-качественных оценок экономической эффективности. По результатам готовится заключение о достижении социально-экономического эффекта от гигиенического мероприятия, изменений в связи с этим качества жизни населения и влиянии мероприятия на устойчивость социально-экономического развития территории.

Результаты оценки должны быть основой для коррекции вновь назначаемых и проводимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических защитных мероприятий.

 

 
Литература
 

1.      Агаджанян Н.А., Ступаков Г.Н. и др. // Экология, здоровье, качество жизни (очерки системного анализа). — М.; Астрахань: Изд-во АГМА, 1996. — С. 7—41.

2.      Застенская И.А. // Стратегия устойчивого развития Республики Беларусь: преемственность и обновление. Аналитический отчет. Разд. 3.8. — Мн.: Юнипак, 2003. — С. 122—129.

3.      Здоровье и окружающая среда: Сб. науч. трудов к 75-летию НИИ санитарии и гигиены / Под ред. С.М. Соколова. — Т. 1, 2. — Мн., 2002.

4.      Ключенович В.И. // Актуальные проблемы управления общественным здоровьем. — Мн.: Тонпик, 2005. — С. 12—14.

5.      Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; Редкол.: Я.М. Александрович и др. — Мн.: Юнипак, 2002. — С. 11—19.

6.      Окружающая среда и здоровье населения Беларуси. Аналитический обзор РНПЦ гигиены. — Мн., 2003.

7.      Шарабчиев Ю.Т. // Мед. новости. — 2005. — N 3. — С. 11—22.

Медицинские новости. – 2006. – №4. – С. 69-72.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer