• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Шарова Т.Н., Антонова А.А.

Прогнозирование эмоционального состояния пациентов на стоматологическом приеме

Дальневосточный государственный медицинский университет, Россия

Sharova T.N., Antonova A.A.

Far Eastern State Medical University, Khabarovsk, Russia

Patients’ emotional condition prognosis at the dental visit

Резюме. Психологический комфорт на стоматологическом приеме важен для осуществления профилактических мероприятий, повышения качества оказания помощи. Проведено комплексное обследование 219 пациентов. Выявлена высокая (63%) распространенность негативного стоматологического опыта, связанного у 50% респондентов с сильным страхом, 40% – с резкой болью, испытанных при первых посещениях стоматолога. Все пациенты на приеме находились в состоянии сильного возбуждения, особенно выраженного при обращении с острым болевым синдромом. Средние значения кожно-гальванической реакции до лечения составили 83,16±0,56 усл. ед., после приема – 74,68±0,47 усл. ед. По результатам анализа типов поведенческих реакций выявлено, что 35% мужчин с острой болью испытывали страх, чего не наблюдали среди женщин. Боязнь зафиксирована у 63,4% «экстренных» и 19,5% «плановых» пациентов. Люди, обратившиеся по поводу плановой санации, в большинстве случаев (78,2%) испытывали волнение и эпизодическую тревогу.

Ключевые слова: стоматологическое лечение, эмоциональное напряжение, негативный стоматологический опыт.

Современная стоматология. – 2014. – №1. – С. 94–96.

Summary. Psychological comfort during a visit to a dentist is important for preventive measures that may increase the quality of a medical service rendered. We have examined thoroughly 219 patients. A high incidence (63%) of a negative dental experience associated with fear was observed in 50% of the patients. The second cause (40%) of discomfort was connected with a severe pain that patients experienced during a first dental treatment. All the patients during their visits were strongly anxious. It was especially marked in men and in patients with an acute pain syndrome. An average value of galvanic skin response before treatment was 83.16±0.56 relative units, after the treatment – 74.68±0.47. The analysis of behavioral patterns revealed: 35% of men with acute pain experienced strong fear, that was absent in women. A mild fear was registered in 63.4% of “emergency” patients and 19.5% of the so-called “scheduled for a dental visit” patients. Patients who visited a dentist for a regular check up, in the majority of cases (78.2%) had emotional discomfort and tension as well as an episodic anxiety.

Keywords: dental treatment, emotional tension, negative dental experience.

Sovremennaya stomatologiya. – 2014. – N1. – P. 94–96.

 

Значительное внимание в настоящее время уделяется взаимоотношениям врача-стоматолога с пациентами, установлению положительной коммуникации, без которых невозможно реализовать профилактические мероприятия [1, 3, 10]. Особенно актуальна проблема создания доверительных отношений между врачом и пациентом в детском возрасте [3, 4]. С трех лет отмечается стойкая память на болевые ощущения, органы и системы ребенка находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому чувство страха и боль оказывают особенно выраженное воздействие на психику маленького пациента. Доминирующее значение в мотивации к последующим посещениям врача имеет эмоциональная окраска первых визитов в стоматологическую клинику [1, 3, 8].

Исследования среди взрослого населения показывают, что тревогу и эмоциональное напряжение на стоматологическом приеме испытывают до 90% респондентов [1, 5, 6, 9]. В структуре стоматологических посещений 50–60% составляют пациенты, обратившиеся к стоматологу с осложненными формами кариеса зубов, острыми воспалительными процессами челюстно-лицевой области одонтогенного происхождения [1, 5, 7]. Позднее обращение определяет необходимость лечения данной группы больных в 60% случаев хирургическими методами [4, 10]. Анализ и прогнозирование эмоционального состояния человека на стоматологическом приеме является важным фактором установления позитивных взаимоотношений между врачом и пациентом, снижения риска развития осложнений, повышения качества оказания стоматологической помощи населению.

Цель исследования – изучение и оценка эмоционального состояния пациентов на амбулаторном стоматологическом приеме.

Материалы и методы

Обследовано 219 человек в возрасте 25–30 лет, обратившихся в стоматологическую клинику Дальневосточного государственного медицинского университета «Уни-стом» (Хабаровск, Россия) по поводу лечения кариеса зубов и его осложнений, соматически здоровые. Проведено углуб-ленное исследование с определением стоматологического статуса, физиологических показателей: артериального давления, частоты сердечных сокращений, кожно-гальванической реакции (КГР) (прибор типа 2003-М, включенный в государственный реестр средств измерений, отражающий непроизвольную активность вегетативной нервной системы человека). Выполнено социологическое исследование для выявления уровня эмоционального напряжения по специально разработанной анкете, содержащей 10 вопросов, характеризующих состояние пациента до- и сразу после стоматологического приема. Предыдущий стоматологический опыт оценивали путем скрининг-опроса по разработанной анкете из 8 вопросов. Проанкетировано 202 пациента в возрасте от 15 до 65 лет, половина респондентов опрошена вне клиники, на предприятиях и в учебных заведениях Хабаровска.

Обследованные распределены пропорционально по возрастным группам, отражающим изменения в социальном и психологическом статусе людей, а также этапы и уровень развития стоматологии в регионе. Основной блок анкеты выявляет эмоциональную окраску первых визитов к стоматологу, отношение к посещениям врача в настоящее время, обстоятельства, вызывающие наибольший страх, негативные воспоминания о стоматологическом приеме.

Результаты и обсуждение

Первое посещение врача-стоматолога имеет важное диагностическое значение. Помимо медицинских мероприятий, необходимо установить контакт с ребенком, создать положительную мотивацию, заложить основу отношения к стоматологичес-кому лечению. Рекомендуется начинать знакомство со стоматологическим кабинетом в возрасте до 5 лет, когда у ребенка оптимально сочетаются любознательность, инициативность, коммуникабельность, маленький пациент может сотрудничать с врачом [3, 4].

По данным опроса, в рекомендуемом возрасте впервые посетили стоматолога только 12,4% респондентов, выявлено 7,5% людей, познакомившихся с дантистом в возрасте старше 20 лет. Полученные результаты говорят о низком уровне знаний и просвещения населения, заботы о своем здоровье, сохранении и улучшении состоя-ния полости рта.

Эмоциональная окраска первых визитов в стоматологическую клинику важна для приобретения позитивного опыта лечения. В ходе исследования (рис. 1) выявлено, что только 8,4% пациентов имеют положительные и 4,2% – очень хорошие впечатления от первых посещений врача, 37,6% отмечают негативные воспоминания, 25,4% – резко негативные, 24,4% – нейтральные. Таким образом, большинство принимавших участие в исследовании имеют отрицательное впечатление от первых визитов к врачу, что затрудняет создание положительного настроя.

Анализ причин негативных воспоминаний о первых посещениях стоматологического кабинета выявил, что у 50% респондентов они связаны с сильным страхом, у 40% – с резкой болью. Важно, что у половины опрошенных лиц моложе 25 лет первое знакомство с врачом произошло, когда стало доступно эффективное и безопасное обезболивание.

При анализе эмоционального состояния пациентов на стоматологическом приеме в процессе опроса и обследования, по алгоритму распознания психоэмоциональных реакций выявлены следующие формы физического дискомфорта (эпизодическая тревога, волнение, мобилизация, боязнь, страх), имеющие различный характер распределения в зависимости порядка обращения [2].

Боязнь испытывали около 63% мужчин и женщин, обратившихся в «экстренном» порядке (рис. 2). Страх отмечали у 35% мужчин с острым болевым синдромом, среди женщин такой реакции не выявлено. Примерно 19% женщин испытывали волнение и столько же – мобилизацию, данные формы физического дискомфорта у мужчин не диагностированы. Эпизодической тревоги у пациентов с острым болевым синдромом не наблюдалось. В целом, у мужчин определялись более тяжелые формы физического дискомфорта. Данный факт можно объяснить физиологическими отличиями, доминированием различных отделов головного мозга у мужчин и женщин. Последние научные исследования показывают, что у женщин межполушарные связи многочисленные и особенно развитые, у мужчин сильнее развито правое полушарие [1, 2, 10]. При боязни «работает» левое полушарие – вербальное, логико-аналитическое, при страхе – правое, связанное с телесной схемой, эмоциями. Поэтому мужчины больше склонны к стоматофобии.

Иное распределение психоэмоциональных реакций у пациентов, обратившихся в плановом порядке. В большинстве случаев они испытывали волнение (78,2%) и эпизодическую тревогу, чувство страха у них не зафиксировано. Боязнь зарегистрирована только у 21% мужчин и 17% женщин. Эпизодическая тревога наблюдалась у женщин в 2 раза чаще, чем у мужчин. Мобилизация, являющаяся более выраженной и тяжелой реакцией, в сравнении с эпизодической тревогой, зарегистрирована у 14% мужчин, у женщин – не выявлена.

Анализ степени возбуждения нервной системы по данным кожно-гальванической реакции выявил: среднее значение КГР у пациентов до приема оставило 83,16±0,56 усл.ед. (чрезвычайное возбуждение), после приема – 74,68±0,47 усл.ед. (сильное возбуждение) (p<0,05). Сравнительный анализ значений в группах пациентов имеет особенности (рис. 3). Показатели КГР зависят только от времени измерения: до приема составляют около 85 усл.ед. (чрезвычайное возбуждение), после – 76 усл.ед. (сильное возбуждение). У женщин, обратившихся в плановом порядке, статистически значимо значения КГР ниже, чем у остальных пациентов, во всех измерениях, и составляют 77 усл.ед. до приема (сильное возбуждение) и 70 усл.ед. после лечения (умеренное возбуждение) (p<0,05).

Таким образом, у мужчин более выражено возбуждение вегетативной нервной системы до- и после стоматологического лечения, связанное с большей лабильностью и особенностями физиологических реакций, не наблюдается различий в зависимости от порядка обращения. У женщин, обратившихся с острым болевым синдромом, значения КГР достоверно выше, чем у «плановых» пациенток. Показатели КГР у женщин без боли статистически значимо ниже, чем в остальных группах.

Выводы:

1. Во время стоматологического приема пациенты находились в состоянии выраженного возбуждения. Среднее значение КГР у пациентов до приема оставило 83,16±0,56 усл.ед. (чрезвычайное возбуждение), после приема – 74,68±0,47 усл.ед. (сильное возбуждение) (p<0,05). В группе мужчин и у пациентов с острым болевым синдромом значения КГР достоверно выше.

2. В ходе исследования зарегистрированы все проявления физического дискомфорта, сильнее выраженные у пациентов, обратившихся с острым болевым синдромом, и у мужчин (35% человек с острой болью испытывали страх), у женщин не выявлены. Боязнь зафиксирована у 63% «экстренных» и 19,5% «плановых» больных (р<0,05). При плановом обращении 78% пациентов испытывали волнение и эпизодическую тревогу. Мобилизация выявлена у 14% мужчин, у женщин не зарегистрирована. Пациенты с острым болевым синдромом и мужчины демонстрировали большее возбуждение нервной системы и выраженные формы физического дискомфорта.

3. Полученные результаты являются следствием негативного стоматологичес-кого опыта, выявленного у 63% пациентов; отрицательной эмоциональной окраски первых визитов, связанных у 50% опрошенных с сильным страхом, у 40% – с резкой болью, испытанной при первых посещениях стоматологического кабинета.

4. Данная ситуация создает сложности адаптации, удлиняет время стоматологического приема, повышает риск развития осложнений. Необходимо акцентировать внимание на создание положительной мотивации у всех пациентов, обратившихся за стоматологической помощью, особенно в детском возрасте. Оценка степени эмоционального напряжения позволит провести необходимые корректирующие мероприятия, повысит качество оказания стоматологической помощи населению.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

1. Айер, У. Психология в стоматологической практике. – СПб.: Питер, 2008. – 234 с.

2. Бойко, В.В. Физический дискомфорт на стоматологическом приеме: формы, выявление, преодоление. – СПб.: Сударыня, 2003. – 80 с.

3. Иванова, Г.Г. Оценка психоэмоциональных состояний детей / Г.Г. Иванова, М.А. Иванова // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2001. – № 1. – С. 53–54.

4. Киселева, Е.Г. Профилактика страха лечения зубов у детей / Е.Г. Киселева, Д.А. Кузьмина, А.А. Васянина // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2006. – № 1–2. – С. 54–61.

5. Фармакологические методы коррекции стресса на стоматологическом приеме / Е.Н. Анисимова, А.С. Молчанов, З.М. Гасанова [и др.] // Эндодонтия today. – 2012. – № 2. – С. 19–22.

6. Шарова Т.Н., Антонова А.А., Бойко В.В., Иванова Г.Г. Способ прогнозирования психоэмоционального состояния пациентов на стоматологическом приеме и возможности коррекции // Патент России № 2452366, 2012. Бюл. № 16.

7. Beshara E., Speculand B. Compliance out of fear // Br. Dent. J. – 2011. – N 211(8). – P. 345–354.

8. Carrillo-Diaz M., Crego A., Armfield J.M. Assessing the relative efficacy of cognitive and non-cognitive factors as predictors of dental anxiety // Eur. J. Oral. Sci. – 2012. – N 120 (1). – P. 82–88.

9. Jerjes W., Hopper C., Kumar M. Psychological intervention in acute dental pain // Br. Dent. J. – 2007. – N 202(6). – P. 337–343.

10. Ogle O.E., Hertz М.B. Anxiety control in the dental patient // Dent. Clin. NorthAm. – 2012. – N 56(1). – P. 1–16.

Современная стоматология. – 2014. – №1. – С. 94-96

 

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer