• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Попов А.И., Попова Т.А.

Роль препарата Канефрон Н в потенцировании антимикробных свойств нитрофуранов при лечении хронического рецидивирующего цистита у женщин в постменопаузе

19-я городская поликлиника, Минск, Беларусь, 4-я городская клиническая больница им. Н.Е. Савченко, Минск, Беларусь

Popov A.I.1, Popova T.A.2

119th Minsk City Policlinic, Belarus

24th N.E. Savchenko City Clinical Hospital, Minsk, Belarus

The role of the medicine Kanefron H in potentiating

of the antimicrobial properties of nitrofurans in treatment

of chronic recurrent cystitis in postmenopause of women

Резюме. Наблюдали 65 пациенток с хроническим циститом в возрасте 55–69 лет. В течение 10 дней 32 пациентки получали фитопрепарат Канефрон Н и препарат Фурамаг, другие 33 пациентки получали только препарат Фурамаг. Анализировали лечебный эффект препарата Канефрон Н, который выражался в синергическом действии препаратов Канефрон Н и Фурамаг.

Ключевые слова: хронический цистит, фитопрепарат Канефрон Н, препарат Фурамаг.

Медицинские новости. – 2015. – №9. – С. 68–69.

Summary. 65 patients with chronic cystitis aged 55–69 years were observed. During 10 days 32 patients received the phytomedicine Kanefron H and the medicine Furamag, other 33 patients received only Furamag. The therapeutic effect of Kanefron H was analyzed, expressed in a synergistic effect of Kanefron H and Furamag.

Keywords: chronic cystitis, phytomedicine Kanefron H, medicine Furamag.

Meditsinskie novosti. – 2015. – N9. – P. 68–69.

Диагностика и терапия неосложненных инфекций нижних мочевых путей (НИНМП) представляет собой одну из крайне важных клинических проблем [1]. НИНМП встречаются у женщин чаще, чем у мужчин. Более половины женщин хотя бы один раз в жизни перенесли НИНМП [2]. Лечение пациенток с НИНМП представляет собой трудную клиническую задачу [3]. При этом актуальными остаются вопросы диагностики и методов лечения НИНМП с целью не только избавить пациенток от симптомов, но и добиться улучшения качества жизни и повышения их социальной активности [4]. Частота НИНМП у женщин резко возрастает после начала половой жизни и менопаузы. Это объясняется анатомо-физиологическими особенностями мочеполовых органов женского организма (короткий и широкий мочеиспускательный канал, близость к нему влагалища и анального отверстия), из-за чего инфекция легко проникает в мочевой пузырь [5]. Турбулентный (вихревой) поток мочи, возникающий во время мочеиспускания, также способствует инфицированию [6]. Пути проникновения инфекции различны: восходящий – по уретре; нисходящий – из почек, а также через лимфатическую систему при воспалительных заболеваниях органов малого таза [7]. У женщин в постменопаузе бактериальная инфекция нижних мочевых путей развивается на фоне возрастного снижения тонуса тканей, гормональной перестройки организма, атрофии уротелия [8].

По данным международного исследования ARESC [9], ведущим возбудителем НИНМП являлась кишечная палочка – 76,3% случаев, S. saprophyticus выделялся в 3,6%, Klebsiella pneumonia – 3,5%, P. Mirabilis – 3,1%, Enterococcus faecalis – 3% случаев.

Применение антибактериальных препаратов – основной и обязательный компонент лечения НИНМП. Однако, учитывая высокий уровень устойчивости возбудителей к антибиотикам, в последние годы клиницисты обратили внимание на нитрофураны, которые имеют активность в отношении уропатогенов, превышающую 90% [10]. При сравнении антимикробной активности различных нитрофуранов наиболее высокий ее уровень в отношении E. coli и других энтеробактерий отмечен у препарата Фурамаг.

Фурамаг – антибактериальный препарат нитрофуранового ряда, отвечает всем требованиям к антибактериальным препаратам, применяемым для терапии НИНМП [11, 12]. Фурамаг является комплексным соединением фуразидина растворимого и магния карбоната основного в соотношении 1:1, по фармакокинетическим свойствам отличающееся от фурагина улучшенной растворимостью и оптимизированными фармакокинетическими и токсикологическими свойствами.

Проведение курса антибактериальной терапии НИНМП не избавляет от рецидива инфекции, который наблюдается у 30% пациенток. С целью профилактики рецидивов НИНМП после прекращения антибактериальной терапии применяют растительные препараты. Одним из них является Канефрон Н, содержащий экстракты травы золототысячника, корня любистка и листьев розмарина, обладающий противовоспалительным, спазмолитическим, диуретическим и антибактериальным действием [13].

Цель настоящего исследования – оценить безопасность и эффективность комбинированной фармакотерапии препаратами Канефрон Н и Фурамаг у пациенток в постменопаузе с рецидивирующей НИНМП.

Материалы и методы. В исследование были включены 65 пациенток в возрасте 55–69 лет (средний возраст 55±5,1 года; табл. 1) с хроническим циститом. Критерии включения пациенток в исследование и назначения лечения: возраст (от 55 до 70 лет), инфекция нижних мочевых путей (хронический цистит) без нарушения функции почек. Не включались в исследование пациентки с наличием осложненной инфекции нижних мочевых путей. Диагноз установлен на основании совокупности анамнестических и объективных клинических данных, результатов лабораторно-инструментальных методов исследования.

Таблица 1. Распределение пациенток по возрасту

Возраст, лет

1-я группа

(n = 32)

2-я группа

(n = 33)

55-60

13 (40,6%)

12 (36,4%)

61-65

10 (31,2%)

13 (39,4%)

66-70

9 (28,1%)

8 (24,2%)

 

Длительность заболевания хроническим циститом у пациенток составила в среднем 6,3±1,8 года (табл. 2), частота рецидивов – 2,9±0,1 в год. При первом обращении у каждой пациентки выявляли особенности анамнеза жизни и заболевания, при сборе жалоб оценивали интенсивность и выраженность болевого синдрома, частоту мочеиспускания, наличие чувства неполного опорожнения мочевого пузыря. Анамнез заболевания включал длительность заболевания, предшествующие возникновению заболевания факторы, виды проведенного ранее лечения, а также их эффективность и длительность безрецидивного периода. Всем женщинам до и после курса терапии проведен клинический анализ крови по общепринятой методике, общий анализ мочи для выявления наличия лейкоцитурии, бактериурии, гематурии; бактериологический анализ мочи. Каждая пациентка была консультирована гинекологом; значимой патологии не выявлено.

Таблица 2. Длительность хронического цистита

Время заболевания

1-я группа (n = 32)

2-я группа (n = 33)

От 3 до 5 лет

5 (15,6%)

4 (12,1%)

От 5 до 10 лет

13 (40,6 %)

16 (48,5%)

От 10 лет и выше

14 (43,8%)

13 (39,4%)

 

Для выполнения поставленной цели пациентки были разделены на две группы методом случайной выборки: в 1-ю группу включены 32 пациентки, которые получали комбинированную фармакотерапию (Канефрон Н плюс Фурамаг), 2-ю группу составили 33 пациентки, которым проводилось лечение только препаратом Фурамаг. Повторное бактериологическое исследование мочи у пациенток обеих групп проводилось сразу после лечения, затем через 3,6 и 9 месяцев на протяжении года. Все пациентки были осведомлены об условиях исследования и дали добровольное согласие на участие в нем.

Статистическую обработку данных осуществляли с помощью программы Statistica 6.0. На основании исходных данных вычисляли основные параметры – среднее (М), ошибку среднего (m), стандартное отклонение. Статистическую значимость различий между показателями сравниваемых величин оценивали по критериям Стьюдента. Различия признавали статистически достоверными при p<0,05.

Результаты и обсуждение. При первичном осмотре наиболее частыми жалобами были боли в надлобковой области, частое мочеиспускание малыми порциями, рези при мочеиспускании (табл. 3). В анализах мочи у пациенток обеих групп лейкоцитурия составила в среднем 15,1±3,6 лейкоцитов в поле зрения, реакция мочи – 5,6±0,1, суточный диурез – 1445,6±127,9 мл. В бакпосевах проб мочи E.coli >105 КОЕ/мл выделена у 85% пациенток 1-й группы и у 87% пациенток 2-й группы, Еnterococcus faecalis – у 15% пациенток 1-й группы и у 13% пациенток 2-й группы. В обеих группах пациенток выделенная микрофлора была чувствительна к нитрофуранам. Пациентки 1-й группы принимали препарат Фурамаг по 50 мг 3 раза в день в течение 10 дней и препарат Канефрон Н по 2 драже 3 раза в день на протяжении месяца, а пациентки 2-й группы принимали только препарат Фурамаг по 50 мг 3 раза в день в течение 10 дней.

Таблица 3. Жалобы пациенток при первичном осмотре

Симптом

1-я группа

(n = 32)

2-я группа

(n = 33)

Поллакиурия

31 (96,8%)

30 (90,9%)

Рези при мочеиспускании

29 (90,6%)

27 (81,8%)

Боли в надлобковой области

26 (81,2%)

28 (84,8%)

Жжение в уретре

15 (46,8%)

17 (51,5%)

Чувство неполного опорожнения мочевого пузыря

11 (34,3%)

8 (24,2%)

 

При осмотре по завершении курса лечения: симптомы дизурии купированы у пациенток обеих групп в 100% случаев. У всех пациенток в общем анализе крови нормализовались показатели лейкоцитов и СОЭ. В общих анализах мочи число лейкоцитов у всех пациенток снизилось до 3–5 в поле зрения, бактериологический анализ мочи роста микрофлоры не выявил.

При контрольном исследовании мочи на флору, проведенном через 3 месяца после лечения: у пациенток 1-й группы рост микрофлоры отсутствовал; у 2 (6,06%) пациенток 2-й группы выделена E. coli 105 КОЕ/мл. При последующих контрольных бактериологических исследованиях средней порции мочи через 6 месяцев после лечения рост микрофлоры у пациенток 1-й группы отсутствовал, а во 2-й группе E. coli 105 КОЕ/мл определялась у 8 (24,2%) пациенток. При исследовании микрофлоры мочи через 9 месяцев после курса лечения у 2 (6,25%) пациенток 1-й группы выявлена Е. coli 104 КОЕ/мл. Во 2-й группе у 11 (33,3%) пациенток определена Е. соli 105 КОЕ/мл и у 2 (6,06%) – E. faecalis 106 КОЕ/мл. Женщинам обеих групп в связи с рецидивированием НИНМП был проведен повторный курс лечения препаратами Канефрон Н и Фурамагом, получены хорошие отдаленные результаты.

Таким образом, комбинированная фармакотерапия препаратами Канефрон Н и Фурамаг у 32 пациенток в постменопаузе с рецидивирующей НИНМП обусловила у большинства из них (93,75%) отсутствие рецидива заболевания в течение 9 месяцев. Полученные результаты стали свидетельством синергического фармакокинетического действия препаратов Канефрон Н и Фурамаг. Подобная комбинированная терапия требует дальнейшего изучения.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

1. Перепанова Т.С., Хазан П.Л., Волкова Е.М. и др. Эффективная фармакотерапия в урологии. – 2011. – №3. – С.1–5.

2. Синякова Л.А., Косова И.В. // Эффективная фармакотерапия в урологии. – 2007. – №3. – С.18–22.

3. Лоран О.Б., Синякова Л.А., Косова И.В. // Consilium medicum. – 2004. – №7. – С.31–35.

4. Верткин А.Л., Носова А.В. // Эффективная фармакотерапия (урология). – 2012. – №1. – С.38–42.

5. Стрельцова О.С., Крупин В.И. // Лечащий врач. – 2008. – №7. – С.18–24.

6. Урология. Национальное руководство. Под ред. Н.А.Лопаткина. – ГЭОТАР Медиа, 2011.

7. Lindsay E.N. // Womens Healtb. – 2005. – N1. – P.39–50.

8. Naber K., Bjerklund-Johansen T., Bishop M. Eau guidelines for the managementof urinary and male genital tract infections: Eur. Ass. Urol., 2006.

9. Schito G.C., Naber K.G., Botto H. et al. // Int. J. Antimicrob. Agents. – 2009. – N34. – 407–413.

10. Рафальский И.И. // Врачебное сословие. – 2006. – №8. – С.41–47.

11. Голуб А.В. // Эффективная фармакотерапия в урологии. – 2010. – №3. – С.30–34.

12. Падейская Е.Н. // Инфекции и антимикробная терапия. – 2004. – №6. – С.24–31.

13. Аверьянова Н.И., Козлова В.В., Косарева П.В. и др. // Здоровье мужчины. – 2008. – №3. – С.1–5.

 

Медицинские новости. – 2015. – №9. – С. 68-69.

 

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer