• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

О.В. Чередниченко

Законодательство Республики Беларусь, регулирующее права пациентов в сфере оказания медицинской помощи

Барановичский государственный университет

Сравнительный анализ международных законодательных актов по правам пациента показал, что большинство применяющихся в РБ законов регулирует только отдельные аспекты правовых отношений в области прав пациентов. Так решается эта проблема и во Франции, Ирландии, Польше, Англии. Общее законодательство по правам пациента (специальные законодательные акты, регулирующие весь объем отношений в области прав пациента) принято в немногих странах, в частности в Финляндии (1993 г.), Нидерландах (1995 г.), Израиле (1996 г.), Литве (1996 г.), Исландии (1997 г.). Следовательно, можно считать, что система обеспечения прав пациента в разных государствах находится на стадии развития, переживает период становления.

В качестве одного из приоритетных направлений в нашей республике должно стать совершенствование отечественного здравоохранения, повышение уровня медицинского обслуживания населения до уровня цивилизованных стран. Чтобы его достичь, необходима радикальная реформа здравоохранения, которая в первую очередь должна сопровождаться качественными изменениями правового механизма [16].

Основной Закон нашего государства – Конституция — гарантирует гражданам Республики Беларусь право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия для получения всеми гражданами доступного медицинского обслуживания (ст. 45) [1]. В течение последних лет в РБ принят целый ряд законов и подзаконных актов в области медико-санитарного законодательства, в которых отражены права пациентов. К их числу относятся закон «О здравоохранении» [11], законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [13], «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [12], «О трансплантации органов и тканей человека» [15], «О донорстве крови и ее компонентов» [9] и др.

В законе «О здравоохранении» правам граждан и отдельных групп населения посвящены специальные главы (главы 1, 5, 6, 10) [11]. Впервые широко представлены права пациентов, включая право пациента на информацию о состоянии своего здоровья (ст. 30), право выбора врача (ст. 29), право на согласие и отказ от медицинского вмешательства (ст. 27, 28), право на допуск священнослужителя для отправления культовых обрядов в стационаре (ст. 29) и др. Закон «О здравоохранении» предусматривает, что все граждане Республики Беларусь независимо от пола, расы, языка, национальности, должностного и социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и иных обстоятельств имеют право на охрану здоровья. Это право включает бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения (ст. 5).

В части третьей статьи 5 указанного закона предусмотрено, что государственные организации здравоохранения могут оказывать платные медицинские услуги в соответствии с перечнем и порядком, определяемыми Советом Министров Республики Беларусь.

Вместе с тем прежняя практика оказания платной медицинской помощи и услуг свидетельствует о расширительном толковании некоторыми организациями здравоохранения возможностей взимания платы за лечебно-диагностические мероприятия, в том числе за те, которые входили в обязательный перечень бесплатной медицинской помощи и услуг [16].

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь предложила дать заключение о конституционности статьи 5 закона «О здравоохранении», указав, что введение платных видов медицинской помощи и услуг вызывает неоднозначную реакцию у населения и медицинских работников. 

Конституционный Суд РБ отмечает [16], что в статье 1 закона «О здравоохранении» раскрыто определение ряда понятий, применяемых в нем (здоровье, охрана здоровья, здравоохранение и др.), однако такие понятия, как лечение, медицинская услуга, не определены. Исходя из смысла и содержания статьи 5 закона Конституционный Суд считает, что оказание платных медицинских услуг допустимо сверх гарантированного объема медицинской помощи, установленного в качестве государственных социальных гарантий в области здравоохранения, поэтому положения статьи 5 закона «О здравоохранении» о возможности оказания государственными организациями здравоохранения платных медицинских услуг не противоречат Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам. Однако указанный закон нуждается в уточнении ряда используемых в нем терминов и понятий (лечение, медицинская услуга) в целях их однозначного понимания и применения.  

В статье 29 закона «О здравоохранении» указано, что при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет такие права, как право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, право на получение информации о состоянии своего здоровья и ряд других.

Право на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи в законе отсутствует, вместо этого гражданам предоставляется право обращения с жалобой к должностным лицам организации здравоохранения или государственных органов либо в суд в случае нарушения их прав.

Оценивая этот документ, необходимо отметить особую социальную значимость содержащихся в нем правовых норм, связанных с правами пациентов. Фактически такое полное и соответствующее международным подходам изложение прав пациентов в законодательстве РБ представлено впервые.

Вопросы страхования жизни и здоровья граждан Республики Беларусь нашли свое отражение в законе «О страховании» 1993 г. в редакции от 31 января 2000 г. [14]. Согласно статье 4 каждый гражданин имеет право на добровольное страхование. Объектами страхования признаются имущество, жизнь, риск и другие объекты, с которыми связаны страховые интересы: имущественные интересы юридических и физических лиц, а также личные неимущественные интересы физических лиц (ст. 5). Права и обязанности граждан по добровольному страхованию жизни и здоровья, а также права и обязанности страховых организаций реализуются в гражданско-правовых рамках закона «О страховании». Следует отметить такой правовой подход к организации деятельности, вводимой данным законом, как регулирование отношений между субъектами добровольного медицинского страхования на основе договоров, предписывающих права и обязанности каждой из сторон. При этом очень важно, что пациенту предоставляется возможность иметь независимого защитника своих интересов при получении медицинской помощи.

Хотя статья 57 закона «О здравоохранении» указывает, что медицинские работники и фармацевты имеют право на страхование профессиональной ошибки, случаев применения этой статьи чрезвычайно мало, так как нет правового регулирования проблемы. Остаются незащищенными законом ни пациенты, ни медицинские работники.

Обязательному страхованию подлежат жизнь и здоровье граждан РБ при выезде за рубеж. К сожалению, эти и многие другие аспекты страхования в медицинской сфере регулируются весьма недостаточно.

В нашей республике закреплен приоритет государственной медицины, обязательное медицинское страхование не применяется. Несмотря на некоторое усложнение вопросов, связанных с организацией и управлением здравоохранением при использовании обязательного медицинского страхования, появлением посредников между медицинским учреждением и пациентом, система обязательного медицинского страхования направлена на повышение качества оказания медицинской помощи за счет дополнительного финансирования здравоохранения, развития экономических механизмов оплаты труда в зависимости от объема и качества работы.    

Столь же социально значимым является закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», принятый в 1999 г. [12]. Известно, что отсутствие законодательного регулирования в этой важнейшей из областей медицины нередко приводило к использованию психиатрии в немедицинских целях. Это наносило ущерб здоровью, человеческому достоинству, нарушало права граждан, подрывало престиж государства в мире.

Характеризуя концептуальные подходы, лежащие в основе названного закона, необходимо отметить, что стержневой проблемой при оказании психиатрической помощи является неотложная психиатрическая помощь. Вплоть до середины ХХ в. принудительная госпитализация подавляющей части душевнобольных считалась социальной нормой.   С середины ХХ в. в развитых странах мира начал вводиться принцип добровольности оказания психиатрической помощи. Госпитализация больных в психиатрии стала такой же, как и в других областях медицины. Недобровольная госпитализация была обозначена рамками определенных медицинских, этических и юридических стандартов, основанных прежде всего на потенциальной угрозе больного для самого себя или окружающих [1].

Для отечественной психиатрии было важно создание таких юридических механизмов, которые не противоречили бы нормам медицинской этики и учитывали бы международный правовой опыт. Подобные подходы потребовали коренного пересмотра вопроса о том, распространять ли на душевнобольных те права, которыми обладают другие пациенты, прежде всего право на согласие или отказ от госпитализации.

В принятом законе РБ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» добровольность обращения за психиатрической помощью, согласие на лечение или отказ от него стали основополагающими принципами (ст. 29, 30, 38).

Учитывая неизбежность применения в некоторых случаях принуждения в лечебных целях или в целях безопасности, в законе четко оговорены основания для госпитализации больного в психиатрический стационар в недобровольном порядке (ст. 30). Специальные разделы закона определяют правовые нормы по контролю и прокурорскому надзору за деятельностью по оказанию психиатрической помощи, порядку обжалования этих действий (глава 5).

Анализ правовых норм закона показывает, что они включают гарантии соблюдения прав граждан при оказании психиатрической помощи (глава 6).

Оценивая позитивные стороны закона, необходимо подчеркнуть, что ряд его правовых норм, прежде всего право больного на отказ от лечения и право на достоверную информацию, повышающую активную роль пациента,   наполняются особым смыслом. Они требуют взвешенного анализа применения этих норм на практике и оценки их возможных последствий. Проблема определения методов лечения душевнобольных (и в более широком плане — постановки диагноза психического заболевания, готовности общества к взаимодействию с душевнобольными) остается чрезвычайно сложной. Принимаемые правовые нормы, регулирующие эти отношения, должны постоянно проверяться практикой и совершенствоваться.

В 1997 г. был принят закон РБ «О трансплантации органов и тканей человека» [15]. Отмечая значимость каждой статьи данного закона, необходимо отметить его несовершенство в целом. Под трансплантатом подразумевают те органы или ткани, которые используются для пересадки. В законе не указаны возможные трансплантаты. Перечень трансплантатов определяется республиканским органом государственного управления, ведающим вопросами здравоохранения. Закон не распространяет права человека на сферу эмбриональной трансплантологии (ст. 3).

Юридическое оформление трансплантации не нашло своего отражения и должной правовой регуляции в законе. Не отражено оно и в Гражданском кодексе РБ. В современной мировой практике трансплантация оформляется двумя договорами. Первый заключается между донором и медицинским учреждением об отчуждении (изъятии) органов или тканей; наиболее приемлемое для него название — договор донорства. Второй договор фиксирует отношения между медицинским учреждением и реципиентом по поводу пересадки последнему органов или тканей в целях спасения жизни и восстановления здоровья и может считаться разновидностью договора на оказание медицинской помощи [18].

Забор и заготовку органов и тканей могут осуществлять только государственные учреждения здравоохранения. Согласно статьям 5, 10 закона для трансплантации используются органы и ткани от живых и мертвых доноров. В законе установлены условия изъятия органов и тканей от лиц, умерших в учреждении здравоохранения: доказательство факта смерти, зафиксированное консилиумом врачей-специалистов; разрешение главного врача учреждения здравоохранения; отсутствие запрета умершего, его близких родственников. Определение момента смерти в законе «О трансплантации органов и тканей человека» стало прогрессивным шагом в развитии правового регулирования. Согласно ст. 10 закона забор органов и тканей у трупа человека разрешается с момента констатации биологической смерти в порядке, определенном республиканским органом государственного управления, ведающим вопросами здравоохранения. При необратимых потерях функции головного мозга (смерти мозга) забор органов и тканей разрешается после констатации смерти, зафиксированной консилиумом врачей.

Во избежание злоупотреблений в отношении предполагаемого донора (речь идет, в частности, о преждевременном, необоснованном диагнозе смерти, о неоказании помощи больному, о принятии мер, приводящих к смерти) закон запрещает участие в установлении факта смерти трансплантологов и членов бригад, обеспечивающих работу донорской службы (ст. 10).

Изъятие органов и тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и тканей после смерти (ст. 10). Такая редакция закона неудачна, поскольку дает возможность для широкого его толкования, что может повлечь за собой злоупотребления со стороны учреждения здравоохранения и дополнительные переживания для родственников умершего. В настоящее время не установлено, где (в нотариате, в больнице, в семье) и в какой форме (устно, письменно, нотариально) человек должен заявить о несогласии на использование его органов и тканей после смерти. Закон лишь определяет, кто относится к близким родственникам. Непонятно, кого в учреждении здравоохранения надо ставить в известность о воле умершего. Как следует из изложенного, действующий закон исходит из презумпции согласия человека на изъятие органов, тканей после его смерти. Однако было бы правильнее исходить из презумпции его н е с о г л а с и я.

Еще одна проблема, тесно связанная с трансплантацией органов и тканей, — коммерциализация в здравоохранении. В Руководящих принципах, регламентирующих трансплантацию органов человека, Всемирной организации здравоохранения (1987 г.) указано, что человеческое тело и его части не могут быть предметом коммерческих сделок; дача или принятие платы либо иной компенсации за органы не допускается [21].   Вместе с тем не отрицается возможность получения компенсации расходов, пособий по нетрудоспособности (ст. 8). В статье 3 содержится важное положение о том, что органы и ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Этот вид коммерции и реклама подобного рода действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РБ.

В законе не определен правовой статус трансплантата с момента отчуждения его от организма человека. В юридической науке предметом обсуждения стала кровь человека как наиболее часто используемая ткань для отчуждения в интересах реципиентов. Одни считают, что кровь является частью организма и поэтому не попадает под понятие вещи, не имеет рыночного эквивалента и не может быть предметом сделки [2]. По мнению других, кровь, будучи отделенной от организма, следует считать вещью, ограниченной в обороте, тем более что кровь уже давно стала использоваться не только для непосредственного переливания, но и как сырье для производства лекарственных средств [17].

Последняя точка зрения представляется правильной. Придание отделенным от организма органам и тканям статуса вещей имеет практическое значение: запускается механизм ответственности за незаконные действия с органами, тканями, телом умершего; у донора появляется возможность совершать разнообразные юридические действия по поводу использования и распоряжения своими органами и тканями.

Исходя из концепции, что органы и ткани человека, отделенные от организма, являются вещью и человек правомочен распоряжаться ими, было бы правильно разрешить как безвозмездное, так и возмездное донорство всех органов и тканей. С учетом этого предпочтительнее говорить не о вознаграждении за предоставленные органы (ткани), а о компенсации донору в связи с причиненными ему неудобствами, физическими и моральными страданиями, риском возможного ухудшения здоровья и считать возмездную сделку донорства не разновидностью договора купли-продажи, а самостоятельным видом договора. В законе также не оговорено, может ли быть приобретателем только физическое или юридическое лицо в соответствии с его уставом.

Необходимо подчеркнуть, что, согласно Конституции РБ, каждому гражданину принадлежит право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 25). Телесная (физическая) неприкосновенность — составная часть личной неприкосновенности. Следовательно, гражданин обладает правомочием по защите от незаконных действий третьих лиц, посягающих на его физическую целостность, а также правомочиями, связанными с пользованием и распоряжением своими органами, тканями и организмом в целом. Донор должен иметь возможность распорядиться своими органами и тканями как при жизни, так и на случай смерти (об анатомическом даре упоминается в ст. 39 закона «О здравоохранении»). Правомерным надо признать завещание донора о желании или запрете изъятия после смерти трансплантата или указание на конкретное лицо, правомочное распоряжаться его телом после смерти. При отсутствии распоряжения лица по поводу его органов и тканей на случай смерти согласие строго определенных родственников должно испрашиваться всегда и в обязательном порядке (это правило не относится только к процедуре вскрытия трупов), что обеспечивает охрану телесной неприкосновенности и после смерти человека. 

Закон «О трансплантации органов и тканей человека» учитывает опыт международного права в этой области, в том числе рекомендации ВОЗ. В то же время одна из его важнейших правовых норм — смерть мозга в качестве критерия смерти человека — не разделяется представителями многих религиозных конфессий.

Данным законом устанавливается правовая норма возможного выражения человеком своего несогласия на изъятие органов и тканей после его смерти. Однако норма информирования населения об этом праве не введена. Закон не дает ответа на вопросы, связанные с тактикой врачей в случае продолжительного «вегетативного состояния» больного. Не отражен вопрос обязательного страхования донора на случай любого неблагоприятного последствия, обусловленного изъятием органа или тканей.  При всем этом названные недоработки не снижают значимости закона, который направлен на правовую регламентацию сложнейших вопросов трансплантации органов и тканей человека.

Особым видом трансплантации является переливание крови. Принятый в 1995 г. (с изменениями и дополнениями от 12 ноября 2001 г.) закон РБ «О донорстве крови и ее компонентов» направлен на регулирование отношений, связанных с развитием донорства крови и ее компонентов [9]. Законом определяются права и обязанности доноров, государственных учреждений здравоохранения, порядок финансирования донорства крови и ее компонентов, организация и порядок осуществления контроля за качеством крови, ее компонентов, препаратов из донорской крови, консервирующих растворов. Значительное внимание уделяется пропаганде донорства в РБ, содействию донорам (ст. 7).

Следует подчеркнуть, что законом предусмотрены меры по защите государством прав донора и предоставляемые ему льготы (глава 2). В порядке, установленном законодательством РБ, донору возмещается ущерб, причиненный его здоровью в связи с выполнением донорской функции, включая расходы на лечение, проведение медико-социальной экспертизы, социально-трудовую и профессиональную реабилитацию (ст. 10). Однако закон умалчивает об обязательном страховании донора за счет средств службы крови на случай заражения его инфекционными заболеваниями.

В целях защиты реципиента важными являются правовые нормы, согласно которым взятие крови и ее компонентов проводится после медицинского обследования донора (ст. 4), а заготовка, переработка и хранение донорской крови и ее компонентов может осуществляться только государственными учреждениями здравоохранения (ст. 5). Статья 17 закона регулирует порядок обмена, вывоза и реализации за пределами Республики Беларусь донорской крови, ее компонентов и препаратов из донорской крови. С точки зрения защиты здоровья реципиента важно также и то, что в правовом порядке определены обязанности донора. В законе (ст. 11) отмечается, что гражданин, изъявивший согласие стать донором крови и ее компонентов, обязан сообщить известные ему сведения о перенесенных им в прошлом и имеющихся у него в настоящее время заболеваниях, а также об употреблении им наркотических средств. Гражданин, умышленно скрывший или исказивший сведения о состоянии своего здоровья, несет ответственность, установленную законодательством РБ.

Отмечая актуальность правовой проработки названных вопросов, следует подчеркнуть, что данный закон не вместил в себя решение всех проблем, связанных с организацией службы крови. Нет правовых норм, относящихся к вопросам организации заготовки крови, судебно-медицинской экспертизы, а также осложнений, возникающих в процессе или в результате переливания крови и т.д. В законе отсутствует правовая норма об обязательном медицинском освидетельствовании на ВИЧ-инфекцию доноров крови, биологических жидкостей, органов и тканей. Из смысла закона «О донорстве крови и ее компонентов» можно заключить, что кровь изымается лишь у живого человека. Но в медицинской практике ранее применялась и трупная кровь. Техника получения крови после смерти и методика приготовления из нее препаратов детально разработана в трудах отечественных ученых. В связи с этим необходимо более четко выразить волю законодателя: или запрет заготовки трупной крови (по этическим соображениям), или разрешение. Последний вариант предполагает установление того, кто дает согласие на изъятие крови у трупа [17].

23 мая 2000 г. утвержден закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который направлен на защиту окружающей среды, обеспечение здоровых условий жизнедеятельности людей и каждого гражданина, регулирование правовых норм, обеспечивающих контроль и надзор в области санитарно-эпидемиологической службы страны [13]. Настоящий закон устанавливает правовые и организационные основы предотвращения и устранения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания и регламентирует действия государственных органов, юридических и физических лиц по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения. В статье 1 дается определение основных терминов, применяемых в законе, в том числе определение здоровья населения. Статья 13 закрепляет право граждан Республики Беларусь на благоприятную среду обитания. Закон закрепляет право граждан РБ на возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу (ст. 14). Статья 15 гарантирует право граждан Республики   Беларусь на получение информации при обращении в государственные органы, общественные объединения, к должностным лицам для получения от них в пределах их компетенции достоверных сведений о состоянии среды   обитания человека, здоровья населения, санитарно-эпидемической обстановке, санитарных правилах; принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения и их результатах; качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения и товаров для личных (бытовых) нужд, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды. Статья 20 закона посвящена защите прав граждан РБ в области санитарно-эпидемического благополучия. В частности, качество продовольственного сырья и пищевых продуктов, пищевых добавок, материалов и изделий, контактирующих с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации населению, должно соответствовать санитарным правилам. Реализация населению продовольственного сырья и пищевых продуктов без документов, удостоверяющих их качество и безопасность, запрещается.

В целях охраны здоровья населения, предупреждения профессиональных отравлений и заболеваний, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде (ст. 36). Закон регламентирует деятельность органов санитарного контроля по предупреждению возникновения и распространения заболеваний (ст. 37), наделяет общественные объединения правом осуществлять общественный санитарный контроль за   выполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических   мероприятий, а при выявлении нарушений санитарных правил — информировать органы и учреждения, осуществляющие государственный или ведомственный санитарный надзор.

Права пациента регулируются и другими законодательными актами РБ. Так, в законе «О защите прав потребителей» 2002 г. (с изменениями и дополнениями от 4 января 2003 г.) пациент рассматривается как потребитель одного из видов услуг. Настоящий закон определяет общие правовые, экономические и организационные основы   защиты прав потребителей,   регулирует отношения, возникающие между гражданами, использующими товары и услуги исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, и организацией, оказывающей услуги потребителям при медицинском и ином обслуживании (торговле), устанавливает права потребителей   на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав [10].

Основные механизмы реализации прав граждан на оказание медицинской помощи как в РБ, так и за рубежом заложены в рамках гражданского и уголовного права.

В Гражданском кодексе РБ содержится ряд статей, определяющих порядок и условия возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, и другие правовые нормы, имеющие отношение к правам пациента [5]. В первую очередь следует сказать, что Гражданский кодекс РБ относит жизнь и здоровье к объектам гражданского права и, в частности, к нематериальным благам (ст. 151), которые не отчуждаемы. В то же время ст. 151 дает лишь примерный перечень нематериальных благ. Личные неимущественные блага, принадлежащие гражданину от рождения,   существуют независимо от их правовой регламентации и только в случае посягательства нуждаются в правовой защите. Особенностью ГК РБ 1999 г. является то, что в нем закреплены общие правила защиты личных неимущественных прав и других нематериальных благ. В последние годы правовая регламентация личных неимущественных отношений, а также перечень нематериальных благ, подлежащих защите гражданско-правовыми способами, расширены, так как в силу ст. 21 Конституции РБ государством гарантированы права и свободы граждан, не только закрепленные в Конституции и законах, но и предусмотренные международными обязательствами государства. Из ст.152 ГК РБ следует, что в случае нарушения личных неимущественных прав моральный вред возмещается независимо от того, предусмотрено ли такое возмещение специальным законом или нет.

В Уголовном кодексе РБ 1999 г. существенно изменились и расширились вопросы, касающиеся медико-правовой компетенции, что отражает общую тенденцию развития данной сферы правоотношений в республике [20]. Глава 14 посвящена принудительным мерам безопасности и лечения. В статье 100 четко определены цели применения принудительных мер безопасности и лечения. Определено четыре вида принудительных мер безопасности и лечения, применяемых к душевнобольным: принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра; принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с обычным, усиленным и строгим наблюдением. В Особенной части Уголовного кодекса преступления против здоровья населения объединены в главу 29 с таким же наименованием. Однако указанную главу можно считать лишь одним из разделов структурного комплекса медико-правовых вопросов уголовного законодательства. К медико-правовой компетенции относится часть статей главы 19 «Преступления против жизни и здоровья», главы 20 «Преступления против половой неприкосновенности или половой свободы», главы 21 «Преступления против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних», главы 22 «Преступления против личной свободы, чести и достоинства». Следует отметить, что в группе преступлений против здоровья уточнены признаки целого ряда преступлений, а также введены новые составы преступлений: заражение вирусом иммунодефицита человека (ст. 157), медицинским работником (ст. 162), принуждение к даче органов или тканей для трансплантации (ст. 163), нарушение порядка проведения трансплантации (ст. 164), ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению жизни и здоровья детей (ст. 165). Правовая регламентация данных статей тесно связана с вопросами медицинской этики и деонтологии и требует отдельного и тщательного правового регулирования.

Однако в новом УК существует ряд пробелов: отсутствует определение врачебной ошибки, законодательно не урегулирован вопрос о сохранении врачебной тайны после смерти пациента (законодатель употребляет именно термин «врачебная тайна», хотя ее субъектами являются все медицинские работники). Следует отметить, что некоторые деяния, направленные против здоровья граждан, декриминализированы. Например, частично упразднена уголовная ответственность за занятие незаконным врачеванием (ст. 335): незаконное врачевание, не повлекшее за собой последствий, указанных в законе, утратило характер преступления.

Анализ принятых законов и других законодательных документов показывает, что впервые в законодательной практике РБ проблеме прав человека в области здравоохранения уделяется существенное внимание. Соответствующие правовые нормы регламентируют права граждан в области охраны здоровья, права отдельных групп населения, права пациентов.

При сопоставлении достоинств и недостатков принятых документов становится очевидно, что они не всегда выдержаны в едином концептуальном подходе. Так, в законе «О здравоохранении» одним из основополагающих принципов является ответственность государства за создание здоровых условий жизни, способствующих полноценной жизнедеятельности человека, сохранению и укреплению его здоровья. В то же время нет правовых норм, определяющих государственные гарантии обеспечения этой деятельности, как и в целом охраны здоровья населения, создания здоровых условий жизнедеятельности. В законе «О здравоохранении» не определены уровни и формы ответственности учреждений здравоохранения в области охраны и укрепления здоровья.

В принятых законах имеются несогласования и по такой новой норме, как информирование пациентов и населения. Однако самым существенным недостатком принятых законодательных актов, в том числе закона «О здравоохранении», где вопросы о правах пациентов отражены наиболее подробно, является слабая разработанность механизмов обеспечения и защиты прав пациентов.

Необходимо отметить, что сложность реализации принятых законов определяется многими факторами экономического, правового, психологического и другого характера. Отрицательное влияние на действенность законодательной базы здравоохранения оказывает правовая неразработанность общих правовых норм. Очевидна неотлаженность системы судебного производства в защите прав граждан и др. [7].

Имеет значение и тот факт, что в настоящее время в обществе существует явное противоречие между законодательным обеспечением целого ряда общественных отношений, регулирующих медицинскую деятельность, и восприятием общественным сознанием их сути, новизны, значимости. Необходима непрерывная и постоянная работа в этом направлении, так же как и в дальнейшем совершенствовании правовой базы здравоохранения, медицинской науки, защиты прав пациентов и медицинских работников [1].

В медицине очень мало законов прямого действия, отсутствует такое понятие, как медицинское право. По проблеме прав пациентов необходим (в числе одних из приоритетных) закон о правах пациентов как закон прямого действия. Очевидно, что он не может решить все вопросы в области гарантий и защиты прав пациентов, так как эти гарантии зависят от состояния всей отрасли здравоохранения, ее финансирования, организации, управления и многих других факторов. Вместе с тем принятие законов «О правах пациента», «Об охране здоровья граждан» поможет восполнить многие пробелы и обеспечить исходную правовую базу для регулирования отношений граждан, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного управления, организаций здравоохранения государственной и частной форм собственности в области обеспечения и защиты их прав.

 

Литература 

1.      Володин Н.Н. // Экономика здравоохранения. — 1996. — № 9.— С. 21 — 25.

2.      Волож З.Л. //Вестник сов. юстиции. — 1928. — №7.— С. 216.

3.      Герасименко Н. Ф. // Экономика здравоохранения. — 1997. — № 1.— С. 5 — 7.

4.      Комаров Ю. М. // Экономика здравоохранения.— 1997. — №4/5/17. — С.8 — 11.

5.      Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. Ч. 1. — Мн.: Амалфея, 2000.

6.      Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп. 1996 г.).– Мн., 2002. – 48 с.

7.      Малеина М. Н. Человек и медицина в современном праве. — М.: БЕК, 1995.

8.      Маргацкая Н. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. —1980. — №2. — С. 84.

9.      «О донорстве крови и ее компонентов». Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. N 3559-XII в ред. от 12 ноября 2001 г. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1995 г., N 14, ст.13 // НРПА Республики Беларусь. – 2001. – №108.

10.     «О защите прав потребителей». Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З (с изм. и доп. от 4 января 2003 г. № 183-З) // НРПА. — 2003. — № 8. 

11.     «О здравоохранении». Закон Республики Беларусь от 11 января 2002 г. № 91-3 // НРПА. —   2002. — № 10.

12.     «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Закон Республики Беларусь от 1 июля 1999 г. № 274-3. Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. – 1999.— № 25. – Ст. 421.

13.     «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Закон Республики Беларусь от 23 мая 2000 г. № 397-3 (с изм. и доп. 29.06.2003) // НРПА. – 2000. – №52.

14.     «О страховании». Закон Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. N 2343-XII (в ред. от 31.01.2000 N 368 — З). Ведомости Верховного Совета РБ. — 1993. — № 22 // НРПА.— 2000. — № 13.

15.     «О трансплантации органов и тканей человека». Закон Республики Беларусь от 4 марта 1997 г. N 28-3. Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. — 1997. — № 9. — Ст.196.

16.     О соответствии Конституции Республики Беларусь ст. 5 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» и некоторых постановлений Кабинета Министров РБ. Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 26 мая 2003 г. № З-157/2003 // НРПА. — 2003. — № 61.

17.     Петровский Б.В., Белоусов О.С. Деонтология в медицине. Деонтологические и социально-правовые аспекты клинической трансплантации жизненно важных органов. – М., 1988.

18.     Попов В.А., Попова Н.П. Правовые основы медицинской деятельности. – СПб.: Деан, 1999.

19.     Тихомиров А. В. Медицинская услуга: правовые аспекты. — М.: Информ.-изд. дом «ФИЛИНЪ», 1996.

20.     Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 г. – Мн.: Амалфея, 2004.

21. Human organ transplantation. A report on developments under the auspices of WHO // International Digest of Health Legislation.— 1991.— V. 42, N 3.— P. 393 — 394.

Медицинские новости. – 2005. – №3. – С. 71-79.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer