• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Шайхова Г.И., Хайитов Ж.Б.

Гигиеническая оценка фактического питания детей-спортсменов, занимающихся шахматами

Ташкентская медицинская академия, Узбекистан

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам

 

Shaikhova G.I., Khaitov J.B.

Tashkent Medical Academy, Uzbekistan

Hygienic evaluation of actual nutrition for children-athletes careing in chess

 

Резюме. В Республике Узбекистан разработаны возрастные нормы, а также среднесуточные наборы продуктов питания и величины суточной потребности в энергии и основных пищевых веществах для учащихся-спортсменов, однако для детей и подростков, занимающихся шахматами, указанные нормы не существуют, что делает актуальной проблему разработки таких норм с учетом фактического питания шахматистов. Проведена гигиеническая оценка фактического питания детей-спортсменов, занимающихся шахматами, с целью разработки мероприятий по оптимизации питания таких детей. Исследования проводили в Республиканской специализированной шахматной школе и в 9 общеобразовательных школьных учреждениях Ташкента и Ташкентской области, где дети и подростки занимаются в кружках по шахматам и шашкам. Под наблюдением находились 713 детей и подростков в возрасте от 7 до 16 лет. В условиях экспедиции 2 раза в год (в зимне-весеннем и летне-осеннем периодах) в течение 7 дней в учетном листке регистрировали продукты питания, потребляемые детьми-спортсменами, а затем рассчитывали среднесуточные показатели. Установлено, что питание учащихся осуществляется без учета вида спорта и является несбалансированным, не выполняются суточные нормы питания. Даны рекомендации по улучшению питания изучаемой группы населения.

Ключевые слова: фактическое питание детей и подростков, шахматисты, совершенствование питания спортсменов.

Медицинские новости. – 2020. – №5. – С. 75–78.

Summary. In the Republic of Uzbekistan, age norms have been developed, as well as daily average food sets and daily requirements for energy and basic nutrients for student athletes, however, for children and adolescents involved in chess, these norms have not been developed, which makes the urgent problem of developing such norms with taking into account the actual nutrition of students-athletes involved in chess. A hygienic assessment of the actual nutrition of children athletes involved in chess was carried out in order to develop measures to optimize the nutrition of such children. The studies were conducted at the Republican Specialized Chess School and at 9 secondary schools in Tashkent and the Tashkent region, where children and adolescents study in chess and drafts clubs. Under the supervision were 713 children and adolescents aged 7 to 16 years. During the expedition, 2 times a year (in the winter-spring and summer-autumn periods), for 7 days the foodstuff consumed by children-athletes was recorded on the record sheet, and then the daily average values were calculated. It has been established that the nutrition of students is carried out without taking into account the sport, and is unbalanced, the daily diet is not met. Recommendations are given on improving the nutrition of the studied population.

Keywords: actual nutrition of children and teenagers involved in chess, improving their nutrition.

Meditsinskie novosti. – 2020. – N5. – P. 75–78.

 

Питание – жизненная потребность человека. Основные задачи питания состоят в обеспечении организма человека энергией, пластическими веществами и биологически активными компонентами. Любые отклонения от адекватного потребностям снабжения организма пищевыми веществами могут нанести существенный ущерб здоровью, привести к снижению сопротивляемости неблагоприятным факторам среды, ухудшению умственной и физической работоспособности [1, 2]. В наиболее значительной мере это касается детей и подростков.

Существует достаточно большое количество данных, указывающих на то, что фактическое питание спортсменов в период тренировок и соревнований не всегда отвечает элементарным требованиям рационального питания [3, 4]. При оптимизации питания спортсменов наиболее целесообразной представляется его поэтапная организация. На первом этапе следует упорядочить питание спортсменов в рамках формулы сбалансированного питания для здорового человека с учетом имеющихся данных о потребности спортсменов в энергии и основных пищевых веществах [8, 9, 14].

Невысокая культура питания, характерная для многих подростков, не должна присутствовать у детей и подростков, занимающихся спортом. Для юных спортсменов и их родителей, для профессионалов, желающих достичь высоких результатов в спорте и сохранить при этом здоровье, а также для других людей, ответственных за процесс подготовки атлетов (врачи, тренеры), вопрос организации рационального питания спортсменов, несомненно, является весьма актуальным [5–7].

Материалы и методы

Исследования проведены в Республиканской специализированной шахматной школе и в 9 школьных общеобразовательных учреждениях Юнусабадского, Шайхантахурского, Учтепинского и Олмазарского районов Ташкента, а также Ташкентской области (города Чирчик, Паркент, Зангиота и Ангрен), где дети и подростки занимаются в кружках по шахматам и шашкам. Под наблюдением находились 713 детей и подростков в возрасте от 7 до 16 лет (424 мальчика, 289 девочек). По возрастным показателям выбраны оптимальные возрастные интервалы, специфические для наиболее распространенных видов спорта (шахматы и шашки): 7–10, 11–14 и 15–16 лет [11]. Семидневное питание каждого учащегося в возрасте от 7 до 16 лет исследовано в течение шести месяцев.

В условиях экспедиции 2 раза в год (в зимне-весеннем и летне-осеннем периодах) в течение 7 дней в карте-анкете регистрировали продукты питания, употребляемые детьми-спортсменами, а затем рассчитывали среднесуточные показатели.

При проведении опроса была использована карта-анкета для изучения фактического питания (вопросник), разработанная сотрудниками кафедры гигиены питания и гигиены детей и подростков Ташкентской медицинской академии (ТМА). С целью уточнения вида продукта и размера съеденных порций использовались пищевые модели, представляющие собой муляжи предварительно взвешенных и готовых к употреблению продуктов питания, специальная мерная столовая посуда и приборы (тарелки, чашки, стаканы, ложки и др.) с известным объемом, упаковки и этикетки имеющихся в продаже продуктов питания, на которых указаны наименование, вес и жирность продукта. Были изучены также первичные данные о питании детей и подростков на дому и использовании ими дополнительных продуктов во время спортивных соревнований и тренировок. В дневном рационе количество основных пищевых веществ и энергетическая ценность рационов рассчитаны по таблицам химического состава пищевых продуктов [10, 12]. Полученные результаты сравнивались с среднесуточными рациональными нормами потребления пищевых продуктов в организованных детских и подростковых учреждениях Республики Узбекистан (СанПиН 0250-08) [13]. Для статистической обработки результатов опроса использовали программное обеспечение STATISTICA для Windows 7.0.

Результаты и обсуждение

При проведении опроса обращалось внимание на то, что дети, особенно младшего возраста, очень плохо ориентируются в вопросах значения и рациональности питания. Надо отметить, что с увеличением возраста у детей и подростков знания по потреблению основных продуктов становятся более полными.

Анкетирование детей и подростков, занимающихся шахматами, выявило нарушение режима питания у 79% опрошенных. В школьных учреждениях столовые не работают, чаще всего функционируют буфеты, где в основном продаются углеводсодержащие продукты (печенье, вафли, шоколад, газированные напитки, соки и др.).

При устном опросе было выявлено, что 55% опрошенных детей в возрасте от 7 до 10 лет питаются 3 раза в день, в возрасте от 7 до 10 лет – 2–3 раза, от 11 до 13 и 14–16 лет – 3–4 раза в день; 6% детей питаются 5 раз в день. Утром завтракают 95% детей и подростков, обедают в основном в буфете бутербродами, булочками, пирожками, старшие школьники – фаст-фудом и чаем черным с сахаром; вечером все дети ужинают дома. Из общего количества обследованных горячую пищу принимают 1 раз в день 11% детей, 2 раза в день – 70% и 3 раза в день – 17% учащихся. При сравнительной оценке кратности приема пищи выявлено отсутствие отличий между девочками и мальчиками.

Анализ обеспеченности обследуемых детей основными продуктами питания показал, что фактическое питание школьников-спортсменов в возрасте 7–10, 11–13 и 14–16 лет не сбалансировано и носит дефицитный характер по некоторым продуктам питания, обусловленный нерациональной иерархией продуктовых наборов. По данным анкетного опроса, рационы характеризуются преобладанием хлебобулочных, мукомольно-крупяных и кондитерских изделий. В ежедневном рационе на фоне невыполнения норм питания по свежим овощам и фруктам дефицит пищевых волокон в рационе составлял 90%.

При изучении потребления хлебобулочных изделий было выявлено, что дети и подростки в возрасте от 7 до 10 лет в зимне-весеннем периоде на 40%, а в летне-осеннем периоде на 29% потребляли их больше нормы. Аналогичные повышенные показатели получены у детей в возрасте от 11–14 и 15–16 лет (42,5% и 28,3% соответственно). Отмечено широкое потребление мальчиками-подростками 15–16 лет различного фаст-фуда (гамбургеры, хот-доги, картошка фри и др.). Девочки в этом возрасте избыточно употребляли кондитерские изделия и мороженое.

В рационах детей и подростков, занимающихся шахматами, выявлено недостаточное количество мяса и мясных продуктов. В рационах детей в возрасте 7–10 лет дефицит мяса и мясопродуктов составлял в зимне-весенний период 22,4%, а в летне-осенний период – 28,8%; в возрасте 11–14 лет – 16% и 13%; 15–16 лет – 22,4% и 28,8%. Из молочных продуктов содержание молока, каймака, сметаны, сыра, творожных и др. молочных изделий также оказалось ниже нормы: у детей 7–10 лет в зимне-весенний период дефицит этих продуктов составлял 28,5%, в летне-осенний период – 33,3%; в возрасте 11–14 лет, соответственно, 21,6% и 36,0% и 15–16 лет – 30,9% и 40,4%.

Получены также данные о том, что дети очень мало потребляют овощей, бахчевых, фруктов и ягод. Дефицит этих продуктов в возрасте от 7 до 10 лет в зимне-весенний период составил 56%, а в летне-осенний период – 35%; в прочих возрастных группах эти показатели составляли, соответственно, 44% и 28%.

Таким образом, при изучении обеспеченности основными продуктами питания детей-спортсменов, занимающихся шахматами, выявлено:

– высокое содержание в рационе хлебобулочных и кондитерских изделий, а также сахара;

– в рационе отмечено недостаточное содержание и однообразный характер мяса и мясных продуктов. Рыбные продукты, кролики потребляются очень редко, а мясо птицы – один или два раза в месяц;

– в рационе спортсменов, занимающихся шахматами, очень низкое содержание молока и молочных продуктов;

– низкое количество потребляемых детьми овощей и фруктов недостаточно для обеспечения нормального уровня минералов и витаминов в питании.

В Республиканской специализированной шахматной школе во время соревнования школьники, которые находились под нашим наблюдением, получали бесплатно в течение 10 дней дополнительные продукты питания в соответствии с существующими гигие-ническими нормативами, но это мало отразилось на общих показателях фактического питания детей и подростков.

На следующем этапе изучена биологическая ценность рационов питания исследуемых детей и подростков. Недостаточное количество получаемых продуктов в ежедневном рационе привело к низкому содержанию в нем белков, жира, минеральных элементов и витаминов.

Выявлено, что дефицит белка в рационах питания детей в возрасте 7–10 лет в зимне-весенний период составил 16,3%, а в летне-осенний период – 9,6%; детей в возрасте 11–14 и 15–16 лет 9,9% и 24,5% соответственно. В наибольшей степени этот дефицит касается белков животного происхождения, что связано с низким употреблением мяса и мясных продуктов, рыбы, молочных продуктов.

В рационах питания всех детей выявлены низкие показатели жиров, дефицит которых в питании детей 7–10 лет в зимне-весенний период составил 36,1%, а в летне-осенний период – 41,6%; в возрасте 11–13 и 14–16 лет содержание жиров в питании соответственно было на 9,9 и 20,2% ниже нормы.

Несмотря на то, что исследуемыми детьми и подростками употребляется большое количество хлебобулочных изделий и сахара, общее количество потребляемых углеводов оказалось также ниже возрастных норм. У детей в возрасте 7–10 лет в зимне-весенний период потребление углеводов было на 11,1% ниже нормы, в летне-осенний период – на 41,6%; в возрасте 11–14 лет – на 32,4% и 47,2%, 15–16 лет – на 1,2% и 7,6%.

Из-за недостаточного количества овощей и фруктов выявлен низкий уровень минералов и витаминов в рационах питания детей. Шахматисты не получают в нужном объеме ряд эссенциальных ингредиентов (пищевые волокна, незаменимые микроэлементы и фосфолипиды).

В зимне-весенний период дефицит минералов в рационе исследованных детей и подростков выглядит следующим образом: в рационе детей 7–10 лет кальция меньше нормы на 28,9%, фосфора – на 28,3%, магния – на 5,7%, железа – на 21,3%. В летне-осенний период кальция меньше нормы на 35,5%, фосфора – на 35,7%, магния – на 1%, железа – на 16,7%. В питании детей в возрасте 11–13 лет в зимне-весенний период дефицит кальция составил 28,9%, фосфора – 28,9%, магния – 5,7%, железа – 8%; в питании детей 14–16 лет в этот период недостаток кальция составил 32,8%, фосфора – 25,0%, магния – 2%, железа – 6,7%.

Недостаток витаминов в питании исследуемых детей и подростков в зимне-весенний период составил: вит. С – до 17,3%, вит. А – до 69,6%, вит. В–до 9,2%, В–до 5%, РР – до 12%; в летне-осенний период: вит. С – 17,3%, вит. А – 69,6%, вит. В– 9,2%, В2 – 5%, РР – 12%.

Рядовая шахматная игра не требует значительных затрат энергии, поэтому энергетическая ценность рационов питания детей-шахматистов практически не отличается от возрастных норм. Энергетическая ценность рационов питания исследованных детей в возрасте 7–10 лет в зимне-весенний период была на 18,15% ниже нормы, в летне-осенний период – на 23,3% ниже нормы; у детей в возрасте 11–13 лет эти показатели составили 17,6% и 25,9% соответственно; в возрасте 14–16 лет – 32,4% и 47,2%.

Таким образом, фактическое питание детей и подростков Узбекистана, занимающихся шахматным спортом, является нерациональным, дефицитным практически по всем показателям; питание плохо организовано, имеет место нарушение режима питания.

Для обеспечения гармоничного развития детей-шахматистов, повышения их умственной и физической работоспособности сделан ряд предложений, учитывающий как выявленные недостатки, так и пищевую и биологическую ценность рекомендованных продуктов.

Белок является особо важным компонентом в питании шахматиста, так как он активирует выброс адреналина, включающий мозг и увеличивающий скорость реакции. В этой связи рекомендуется расширенное использование белковых продуктов как животного (мясо и мясопродукты, яйца, рыбные продукты, курица, кролик и др.), так и растительного происхождения (бобовые продукты).

Шахматистам – людям, занимающимся напряженным умственным трудом, целесообразно употреблять в пищу мясо, рыбу, творог, ржаной хлеб, горох и картофель. Эти продукты содержат благоприятно действующие на нервную систему витамины группы В (В1, В2, В6 и В12).

В пищу шахматистов целесообразно включать медленно распадающиеся сахара, в частности, содержащие крахмал, увеличивающий работоспособность мозга; такой крахмал содержится в черном хлебе, горохе, фасоли и картофеле. Для снятия стресса и снижения нервозности в период соревнований в рацион целесообразно включать черный кофе и порционные плитки шоколада (30 г) [4, 5, 7].

В рационе питания шахматистов должно содержаться много овощей и фруктов – источников антиоксидантов, витаминов и минеральных элементов. При этом создаются наилучшие условия для обмена веществ, повышения устойчивости организма к инфекционным заболеваниям, замедления развития атеросклероза, нормализации деятельности нервной системы, повышения умственной работоспособности.

При организации повседневного питания спортсменов-шахматистов рекомендуется следующий режим и характер питания: завтрак – горячее блюдо, бутерброд, стакан чая или кофе; второй завтрак (во время большого перерыва на учебе или в 12 часов на дому); обед должен быть после учебного дня и состоять не менее, чем из трех блюд; в 15–16 часов целесообразен полдник (плитка черного шоколада 30 г, печенье, чашка кофе или чая с сахаром); ужин должен быть не позже 19–20 часов и состоять из трех блюд.

Во время соревнований шахматисту следует потреблять больше сахаров (лучше в виде натурального меда) и витаминов. На 3–4-м часах игры полезно выпить чашку черного кофе, стакан крепкого чая с сахаром или черный шоколад (30 г).

Заключение

Проведенные исследования показали, что питание детей и подростков, обучающихся шахматам, осуществляется без учета вида спорта, которым они занимаются. Фактическое питание этих детей и подростков является несбалансированным, не соответствующим их физиологическим потребностям, что в значительной мере обусловлено невыполнением суточных норм питания – потребление продуктов в целом ниже нормы на 12–13%. В результате содержание в рационах питания обследуемых детей и подростков белка, жира, минеральных веществ и витаминов не соответствует возрастным физиологическим нормам, что требует проведения системы мер по оптимизации питания этой группы учащихся.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

1. Овкатланишгигиенаси. Спортчилар-нингов?атланиши // Овкатланишгигиенаси. Под ред. проф. Шайховой Г.И. – Ташкент, 2011. – 464 с.

2. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность. – Киев, 2007. – 324 с.

3. Вершинин М.А., Ильченко Н.А. // Фундаментальные исследования. – 2015. – №2. – С.1474–1477.

4. Гринченко В.С., Касьянов Г.И. Новый подход к разработке продуктов питания для шахматистов: Научные труды Куб.ГТУ. – №12. – 2016. – С.141–155.

5. Топанова А.А. Оценка пищевого статуса и индивидуальная коррекция питания юных спортсменов: Автореф. канд. дисс. – СПб, 2009. – 324 с.

6. Хайитов Ж.Б., Шайхова Г.И. Гигиеническая оценка фактического питания детей школьного возраста, занимающихся шахматами: Сб. трудов научно-практической конференции «Современные достижения и перспективы развития охраны здоровья и населения». – Ташкент, 2019. – С.84–85.

7. Тутельян В.А., Никитюк Д.Б., Поздняков А.Л. // Вопросы питания. – 2010. – Т.79, №3. – С.78–82.

8. Азизбекян Г.А. // Вопросы питания. – 2010. – Т.79, №4. – С.67–71.

9. Пшендин А.И., Дондуковская Р.Р. // Теория и практика физической культураы. – 2003. – №3. – С.21–25.

10. Химический состав пищевых продуктов. Кн.1: Справочные таблицы содержания основных пищевых веществ и энергетичкой ценности пищевых продуктов / Под ред. И.М. Скурина, И.М. Волгарева. – М., 1987. – 360 с.

11. Гигиенические требования к организации питания учащихся спортивных школ Республики Узбекистан. – СанПин РУз №0333-16.

12. Химический состав российских пищевых продуктов / Под ред. И.М. Скурихина и В.А. Тутельяна. – М., 2002.

13. Среднесуточные рациональные нормы потреб-ления пищевых продуктов по половозрастным, профессиональным группам населения Узбекистан, СанПин №0250-08.

14. Aulin K.P. Minerals: Calcium. Nutrition in Sport / Maughan R.M. (Ed). – Blackwell Science Ltd., 2000. – P.318–325.

 

Медицинские новости. – 2020. – №5. – С. 75-78.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer