• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Ризаев Ж.А., Мусаев У.Ю.

Современные требования к организации содержания и мето- дологии интерактивных практических занятий по стоматологии в последипломном образовании

Самаркандский государственный медицинский институт, Узбекистан, Ассоциация стоматологов Узбекистана, Ташкент

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам

 

Rizaev Z.A.1, Musayev U.Y.1,2

1Samarkand State Medical Institute, Uzbekistan

2Association of Dentists of Uzbekistan, Tashkent

Modern requirements for organizing the content and methodology

of interactive practical lessons in dentistry in postgraduate education

Резюме. Представлены современные требования к организации содержания и методологии интерактивных практических занятий по стоматологии в процессе последипломного образования. Указаны учебная программа, цель работы, материалы и методы исследований, тематика практических занятий, а также результаты работы с заключением.

Ключевые слова: интерактивные практические занятия, содержание и методология, учебная программа, стоматология, последипломное образование.

Медицинские новости. – 2020. – №9. – С. 72–73.

Summary. The article presents modern requirements for the organization of the content and methodology of interactive practical classes in dentistry in postgraduate education. The curriculum, the purpose of the work, research material and methods, the topics of practical exercises, as well as the results of work with the conclusion are indicated.

Keywords: interactive practical classes, curriculum, content and methodology, dentistry, postgraduate education.

Meditsinskienovosti. – 2020. – N9. – P.  72–73.

 

В соответствии с Государственным образовательным Стандартом высшего профессионального образования проводятся практические занятия с врачами и студентами старших курсов медицинских ВУЗов в цикловом режиме, с максимальным задействованием возможностей клинической базы, учеба включает в себя непосредственную работу с пациентом. Все перечисленное является основной частью учебного плана и академической нагрузки преподавателя [1, 2].

Практическое занятие представляет собой непосредственное взаимодействие между преподавателем и учащимися, когда наставник дает точную, полную и непротиворечивую информацию, помогающую врачам восполнить имеющиеся у него пробелы в знаниях по соответствующей тематике и обрести новые умения и практические навыки на качественно превосходящем уровне. Практические занятия играют важнейшую роль в углубленном изучении дисциплины, в выработке у врачей навыков применения полученных знаний для решения поставленных задач [3, 4].

Несмотря на наличие единой программы проведения практических занятий, уровень освоения знаний обучающихся у разных преподавателей, к сожалению, иногда бывает низким. Существует необходимость проведения последипломного образования по стоматологии путем создания единой методики проведения практических занятий на всех кафедрах стоматологии и их единообразного методического обеспечения. Чтобы повысить у врачей интерес к процессу обучения и достижению необходимых результатов в процессе образования, следует учитывать и некоторые общие моменты организации и проведения занятия с применением интерактивных методов обучения [4, 5]. К сожалению, на текущий момент недостаточно публикаций, посвященных данной проблеме.

Цель исследования – определение современных требований к организации содержания и методологии интерактивных практических занятий по стоматологии в рамках последипломного образования.

Материалы и методы

Материалом работы является содержание учебной программы Цикла общего усовершенствования по специальности терапевтическая стоматология (4.04), разработанной на основе действующей нормативно-правовой базы системы последипломного медицинского образования Республики Узбекистан (2018) [5].

Программа составлена с учетом деятельности Российской, Белорусской, Казахской и других медицинских академий последипломного образования. Значительно расширен раздел методических рекомендаций по проведению занятий [5, 6].

В разработанной и ныне действующей учебной программе отражены цель занятия, основные этапы, содержание и продолжительность, методы контроля усвоения знаний, а для преподавателей учтено краткое содержание учебных элементов при соответствующих стоматологических патологиях, с активным использованием информационных технологий (тексты, таблицы, графики, диаграммы, видеофрагменты) и их сочетания [5, 12, 13].

Тематика практических занятий составлена согласно учебной программе терапевтической стоматологии [9, 10]. Так, во время первого занятия Цикла по теме «Клиническая анатомия лица и челюсти. Мимические и жевательные мышцы. Кровоснабжение и иннервация челюстно-лицевой области. Лимфатическая система» наряду с обсуждением теоретического материала требуется запомнить множество новых терминов. Здесь уместно проведение мастер-класса, а работа врачей и курсантов организуется в малых группах [5].

При составлении хронометража на организационную часть занятия обычно отводится не более 15 минут, а для непосредственного выполнения задания рекомендуется отводить порядка 30–40 минут учебного времени. Хотя, безусловно, объем и сложность задания определяют время, необходимое для его выполнения.

Все этапы практического занятия следует проводить с применением целого ряда интерактивных методов обучения, которые используются в течение последних нескольких лет. Могут применять исследовательский метод, метод проектов, метод проблемного обучения, анализ конкретных ситуаций. При этом могут быть предъявлены следующие виды заданий: разбор определенной ситуации, групповое обсуждение, групповые проекты, интерактивы [4–6, 8].

К сожалению, интерактивные учебные циклы пока не получили должной популярности среди преподавательского состава, хотя применение новых технологий позволяет оптимально расширить изучаемый материал, то есть реализовать творческий подход к проведению занятия [3, 4].

Кроме того, в материалах учебной программы имеются наборы тестов соответствующих уровней: для исходного и итогового контроля знаний с эталонными ответами, комплекты ситуационных задач, заданий по самоподготовке к практическим занятиям с соответствующим контролем, вспомогательные материалы и рекомендуемая литература [5–7].

Формами контроля и оценочными материалами является промежуточный контроль после окончания каждого блока. Формой итогового контроля выступает экзамен, который проводят для выявления теоретической и практической подготовки врача по ОСКЕ [объективный cтруктурированный клинический экзамен – ECOS (фр.), OSCE (англ.)] на реальном пациенте [10].

Итоговый контроль врачей проводится путем собеседования, контроль освоения клинических навыков осуществляется в форме экзамена, который соответствует квалификационным требованиям и должен помочь выявить уровень теоретической и практической подготовки врача. Обучающийся допускается к итоговому контролю после изучения дисциплин в объеме, предусмотренном учебным планом и с заполнением Портфолио (перечень индивидуальных учебных достижений) [4, 5, 11].

Результаты и обсуждение

В процессе занятий происходит общение с врачами и курсантами, оценивается уровень знаний, как слушателей, так и преподавателей, – с демонстрацией знаний, умений и навыков, – хорошие навыки межличностного общения (МЛО) могут сделать продуктивными любые занятия. Согласно результатам проведенного анкетирования слушателей (86,2%), общение лицом к лицу является наиболее эффективным вербальным и невербальным путем обмена информацией, мнением или чувствами с аудиторией, что, в свою очередь, увеличивает значимость использования тщательно разработанных и подготовленных педагогом материалов.

Это создает условия, способствующие лучшему восприятию и запоминанию учебного материала с включением подсознательных реакций. Создаются предпосылки, побуждающие обучающихся к самостоятельному освоению содержания обучения, стимулирующие их познавательную активность через постановку проблемных задач на занятиях. Развивается самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности, происходит постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей.

Заключение

При проведении занятий нельзя абсолютизировать исключительно один из подходов интерактивного обучения. Их необходимо реализовывать в оптимальном сочетании, на основе взаимной интеграции технологий.

Практические занятия эффективно углубляют, расширяют и закрепляют знания врачей и студентов, что способствует формированию умения и навыков, развитию клинического и научного мышления. Сопутствующее развитие речи и расширение лексикона позволяет должным образом проверить и оценить уровень полученных знаний.

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

1. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. – М., 2011. – 432 с.

2. Гадаев А.Г., Гулямова Ш.С. Современные педагогические технологии в организации учебного процесса на клинических кафедрах медицинских вузов: Рук-во для преподавателей высших медицинских учебных заведений и студентов медико-педагогического факультета. – Ташкент, 2011. – 192 с.

3. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие. – Саратов, 2009. – 52 с.

4. Артюхина А.И., Чумаков В.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе: Учебное пособие. – Волгоград, 2012. – 212 с.

5. Хасанова Л.Э. Учебная программа Цикла общего усовершенствования по специальности терапевтическая стоматология (4.04). – Ташкент, 2018. – 29 с.

6. Хасанова Л.Э. Сборник ситуационных задач для курсантов кафедры повышения квалификации и переподготовки врачей-стоматологов: Учебно-методическое пособие. – Ташкент, 2018.

7. Хасанова Л.Э. Малака ошириш факультетининг тингловчилари учун мулжалланган маъруза туплами: Укув-услубий кулланма. – Ташкент, 2018.

8. Мусаев У.Ю. // Биомедицина ва амалиёт журнали. – 2020. – №SI-2.

9. Терапевтическая стоматология / Под редакцией Боровского Е.В. – М., 2004. – 840 с.

10. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология: Учебное пособие. – М., 2014. – 928 с.

11. Musaev U.Y. // International Journal of Advanced Science and Technology. – 2020. – Vol.29, N7. – Р.2176–2182.

12. Andrews V.H., Hall H.R. // Psychosom. Med. – 1990. – Vol.52, №5. – P.526.

13.Ogawa H., Kazuyama Y., Nashiguchi K. // Nippon Jibiinkoka Gakkai Kaiho. – 1990. – Vol.93, N6. – P.920–924.

 

Медицинские новости. – 2020. – №9. – С. 72-73.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer