• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Индиаминов С.И., Шойимов Ш.У.

Характер автомобильного травматизма у детей-пешеходов

Самаркандский государственный медицинский институт, Узбекистан

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам

 

IndiaminovS.I., ShoyimovSh.U.

Samarkand State Medical Institute, Uzbekistan

The nature of injuries in children-pedestrians when they collide

with moving utility vehicles

Резюме. Изучены и проанализированы результаты судебно-медицинской экспертизы 33 смертельных случаев детей, связанных со столкновениями с движущимися грузопассажирскими автомобилями – Daewoo Damas (15), автобусами (5) и грузовыми автомобилями (13). Среди пострадавших мальчики – 18, девочек – 15. Возраст пострадавших: 4–6 лет – 9 человек, 7–10 лет – 16, 11–14 лет – 6, 15–17 лет –1. Установлено, что характер и локализация повреждений при столкновениях детей-пешеходов с движущимися грузопассажирскими автомобилями отличаются от таковых при участии в ДТП легковых автомобилей. При столкновениях с грузопассажирскими автомобилями у пострадавших детей-пешеходов формируются ЧМТ и сочетанная ЧМТ с травмой двух и более частей тела. Однако при столкновениях детей-пешеходов с движущимися автомобилям Daewoo Damas в основном наблюдается тяжелая ЧМТ, а также сочетанная ЧМТ с травмой груди и живота, сравнительно реже – наблюдается позвоночно-спинномозговая травма (ПСМТ) и переломы костей нижних конечностей, что, по-видимому, обусловлено особенностью внешней конструкции кузова этих автомобилей. В то же время, при столкновениях детей-пешеходов с грузовыми автомобилями и автобусами помимо повреждений головы формируются в одинаковой степени СТ грудной клетки и органов грудной полости, а также органов брюшной полости и ПСМТ, в том числе и переломы костей конечностей.

Характер и локализация выше приведенных повреждений могут быть учтены в процессе судебно-медицинской экспертизы повреждений, связанных со столкновениями с движущимися грузопассажирскими автомобилями и в клинической практике – для организации и оказания квалифицированной медицинской помощи пострадавшим детям на догоспитальном и госпитальном этапах.

Ключевые слова: грузопассажирские автомобили, дети-пешеходы, столкновения, повреждения, судебно-медицинская экспертиза.

Медицинские новости. – 2020. – №11. – С. 71–73.

Summary. Studied and analyzed the results of the SME of 33 deaths of children associated with collisions with moving utility vehicles – Daewoo Damas (15), buses (5) and trucks (13). Among the injured boys – 18, girls – 15. The age of the victims: 4–6 years – 9, 7–10 years – 16, 11–14 years – 6, 15–17 years – 1.

It has been established that the formation of injuries and their nature in collisions of children-pedestrians with moving utility vehicles, in comparison with collisions of children with passenger cars, have their own characteristics. In collisions with utility vehicles, injured children-pedestrians develop TBI and concomitant TBI with trauma to two or more parts of the body. However, when children-pedestrians collide with moving Daewoo Damas cars, severe TBI is mainly observed, as well as combined TBI with chest and abdominal trauma; the external body structure of these vehicles. At the same time, when children-pedestrians collide with trucks and buses, in addition to head injuries, chest CT and organs of the chest cavity, as well as abdominal organs and SCI, including limb fractures, are formed to the same extent. The nature and localization of the above injuries can be taken into account in the process of forensic medical examination of injuries in children associated with collisions with moving utility vehicles and in clinical practice – for the organization and provision of qualified medical care to injured children at the prehospital and hospital stages.

Keywords: utility vehicles, children-pedestrians, collisions, damages, forensic medical examination.

Meditsinskie novosti. – 2020. – N11. – P. 71–73.

 

В структуре дорожно-транспортного происшествия (ДТП) по всему миру автомобильная травма (АТ) продолжает оставаться на лидирующем месте и является наиболее острой медико-социальной проблемой [1, 7].

Несмотря на возрастание случаев столкновений движущихся современных автомобилей с пешеходами, существенное изменение конструкций и внешних деталей автомобилей, характер и механизм повреждений у детей при АТ для решения задач судебно-медицинской экспертизы (СМЭ) изучены недостаточно [2–6]. Практически отсутствуют данные об особенностях повреждений у детей при ДТП в зависимости от типа и марок автомобилей (установление типа транспортного средства является непосредственной задачей СМЭ).

Цель исследования – изучить характер и особенности формирования повреждений у детей-пешеходов при их столкновении с движущимися грузопассажирскими автомобилями.

Материалы и методы

Изучены и проанализированы результаты СМЭ 33 смертельных случаев детей, связанных со столкновениями с движущимися грузопассажирскими автомобилями – DaewooDamas (15), автобусами (5) и грузовыми автомобилями (13). Среди пострадавших 18 мальчиков и 15 девочек. Возраст пострадавших: 4–6 лет – 9 человек, 7–10 лет – 16, 11–14 лет – 6, 15–17 лет – 1 (табл. 1). Столкновения детей-пешеходов с движущимися грузопассажирскими автомобилями почти во всех случаях совершались передними и переднебоковыми частями транспортных средств.

 

Таблица 1. Распределение наблюдений по полу, возрасту детей и по типу автомобилей

Тип автомобиля

Кол-во случаев

Пол

Возраст детей-пешеходов

мальчики

девочки

4–6 лет

7–10 лет

11–14 лет

15–17 лет

Daewoo Damas

15

8

7

4

7

2

1

Грузовые автомобили

и автобусы

18

10

8

5

9

4

0

Всего

33

18

15

9

16

6

1

 

Результаты и обсуждение

Результаты исследования показали, что при данном виде АТ мальчики и девочки пострадали почти в одинаковой степени. Наиболее часто в ДТП пострадали дети в возрасте 7–10 лет – 16 человек, 4–6 лет – 9 и 11–14 лет – 6. Судя по материалам предварительного следствия (дознания), столкновения автомобилей с детьми-пешеходами произошли в большинстве случаях на сельских, поселковых (внутрирайонных) дорогах – 26, остальные случаи наблюдались на дорогах городов – 4 и на магистральных трассах – 3 случая. Эти данные указывают на то, что в селах и поселках АТ совершаются часто, что, по-видимому, связано с отсутствием светофоров, постов ГАИ, обозначенных пешеходных переходов, при этом в основном страдают дети-учащиеся младших классов.

Характер и локализация повреждений у детей-пешеходов в зависимости от типа автомобилей приведены в таблице 2.

 

Таблица 2. Характер и локализация повреждений у детей-пешеходов в зависимости от типа автомобилей

№n\n

Характер и локализация повреждений

Daewoo Damas

Грузовые автомобили

и автобусы

1

Черепно-мозговая травма (ЧМТ)

3

2

2

Сочетанная травма (СТ) головы и живота

1

5

3

СТ головы, груди и живота

4

3

4

СТ головы, живота и конечностей

3

2

5

СТ головы и груди

3

-

6

СТ головы и конечностей

1

2

7

СТ головы, груди, живота, таза и конечностей

1

8

СТ головы, позвоночника и груди

1

9

СТ головы, груди, живота, таза и конечностей

1

10

СТ головы, позвоночника, груди, живота

и конечностей

1

 

При столкновениях с грузопассажирскими автомобилями у пострадавших детей-пешеходов формируется ЧМТ и сочетанная ЧМТ с травмой двух и более частей тела. Однако при столкновениях детей-пешеходов с движущимися автомобилями DaewooDamas в основном наблюдается тяжелая ЧМТ, а также сочетанная ЧМТ с травмой груди и живота, сравнительно реже – наблюдается позвоночно-спинномозговая травма (ПСМТ) и переломы костей конечностей, что, по-видимому, обусловлено особенностью внешней конструкции траспорта. Габаритные размеры DaewooDamas 3230х1400х1920 мм, а масса – от 750 до 810 кг, наружные части кузова по всем поверхностям имеют равномерные косо-продольные наклоны.

При столкновениях детей-пешеходов с другими грузовыми автомобилями и автобусами, помимо повреждений головы, формируются в одинаковой степени СТ грудной клетки и органов грудной полости, а также органов брюшной полости, в том числе ПСМТ и переломы костей конечностей. В процессе изучения и анализа повреждений у детей-пешеходов при их столкновениях с легковыми автомобилями ПСМТ выявлены в 36 случаях из 140 (25,7%). Изолированная ПСМТ выявлена в 1 случае, в остальных 35 случаях ПСМТ сочеталась с травмой других частей тела. В составе ПСМТ повреждения шейного отдела позвоночника и спинного мозга отмечены в 27 случаях, грудного – в 19, поясничного отдела – в 1 и в 12 случаях отметили сочетанную ПСМТ шейного и грудного отделов. В структуре ПСМТ преобладали травма верхнего шейного отдела – шейно-затылочная травма (ШЗТ), которая наблюдалась в 21 из 27 случаев и травма нижних шейных отделов отмечена в 6 случаях.

В грудном отделе также наиболее часто выявлялись переломы верхних грудных позвонков (Т-1, Т-2, Т-3, Т-4) и соответственно этих частей спинного мозга (Т-7), переломы ниже грудных позвонков (Т-10, Т-11) отмечены только в 2 случаях. Переломы позвонков по характеру были дистракционными и ротационными. В большинстве случаях (24 из 36) при ПСМТ отметили полный отрыв спинного мозга в области переломов. При столкновениях детей-пешеходов с легковыми автомобилями также наиболее часто наблюдались переломы бедренных костей и костей голени, значительно реже – переломы плечевых костей, в основном в верхней и средней их трети, редко переломы костей предплечья. Переломы бедренных костей и костей голени в основном отмечались в средней их трети, которые чаще имели оскольчатый характер, в ряде случаев – в виде бампер-перелома. При этом формирования переломов костей верхних и нижних конечностей не имели связи с возрастом детей и их ростом. В структуре СТ повреждения структуры таза при столкновениях детей-пешеходов с легковыми автомобилями отметили в 6 случаях, в которых были выявлены переломы крыльев седалищных костей, разрывы симфиза и ушибы мочевого пузыря с кровоизлияниями в мягкие ткани полости таза.

Судебно-медицинским аспектам повреждений, возникающих у детей при некоторых видах АТ, посвящены отдельные работы. Так, например, Е.Н. Савенкова и соавт. (2018) на основании анализа медицинских документов 170 детей, получивших травмы в условиях ДТП в результате удара легковым автомобилем, установили, что повреждения головы и нижних конечностей являются самыми частыми во всех возрастных группах, при этом у детей 6–10 лет преобладает тяжелая ЧМТ. Авторы подчеркивают, что возрастные особенности повреждений нижних конечностей связаны с уровнем переломов костей – с возрастом наб-людается «перемещение» переломов в нижние отделы конечностей, в то же время переломы костей верхних конечностей также характеризуются «смещением» с возрастом в дистальные отделы. В наблюдениях авторов травма туловища у 3–6-летних детей не отмечалась, у 6–16-летних преобладали повреждения внутренних органов, у 10–15-летних – переломы конечностей [6]. В наших наблюдениях у детей-пешеходов при столкновениях с грузопассажирскими автомобилями сравнительно чаще выявлены переломы костей конечностей, чем при их столкновениях с DaewooDamas.

И.Г. Шинкарик (2006), обобщая клинический (104) и судебно-медицинский материал (110), связанный с ДТП с участием детей (внутрисалонная травма и столкновения с движущимися автомобилями), установил, что в 95,5% случаев у детей имело место СТ, в составе которой преобладали повреждения головы – тяжелая ЧМТ (75,2%), травма живота с повреждением органов брюшной полости, преимущественно селезенки, печени (63,5%), и повреждения груди зачастую с травмой легких (55,6%) [8]. Результаты наших исследований в целом совпадают с данными автора.

По данным В.А. Породенко и С.А. Ануприенко (2014), при ДТП у детей-пешеходов чаще наблюдаются переломы костей верхних конечностей по сравнению с нижними (39,7 и 11,8 соответственно). Также у детей-пешеходов преобладают в 2–3 раза по сравнению с детьми-пассажирами наружные повреждения в виде ушибов мягких тканей, кровоподтеков и ссадин. В наблюдениях авторов в структуре скелетной травмы у детей-пешеходов отмечались переломы костей предплечья (44%), переломы костей черепа (18%), плеча (16%), голени (9%), бедра и стопы – по 5%, кисти и позвоночники – по 1,5%. Следовательно, авторами у детей-пешеходов наиболее часто отмечены переломы костей предплечья [4]. В нашем материале преобладали переломы костей конечностей только при столкновениях детей-пешеходов с грузовыми автомобилями и автобусами.

Заключение

Формирование повреждений и их характер при столкновениях детей-пешеходов с движущимися грузопассажирскими автомобилями по сравнению с легковыми автомобилями. При столкновениях с грузопассажирскими автомобилями у пострадавших детей-пешеходов формируются ЧМТ и сочетанная ЧМТ с травмой двух и более частей тела. Однако при столкновениях детей-пешеходов с движущимися автомобилями DaewooDamas в основном наблюдается тяжелая ЧМТ, а также сочетанная ЧМТ с травмой груди и живота, сравнительно реже наблюдается ПСМТ и переломы костей конечностей, что, по-видимому, обусловлено особенностью внешней конструкции кузова этих автомобилей. В то же время при столкновениях детей-пешеходов с грузовыми автомобилями и автобусами, помимо повреждений головы, формируются в одинаковой степени СТ грудной клетки и органов грудной полости, а также органов брюшной полости и позвоночно-спинномозговая травма, в том числе и переломы костей конечностей.

Характер и локализация повреждений могут быть учтены в процессе судебно-медицинской экспертизы повреждений у детей, связанных со столкновениями с движущимися грузопассажирскими автомобилями, и в клинической практике – для организации и оказания квалифицированной медицинской помощи пострадавшим детям на догоспитальном и госпитальном этапах.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

1. Леонов С.В., Пинчук П.В. // Судебно-медицинская экспертиза. – 2016. – №4. – С.21–24.

2. Назаренко И.И., Иванов В.И., Рощин Г.Г., Дорош В.М. // Травма. – 2016. – №17(4). – С.7–15.

3. Плевинскис П.В. Комплексная судебно-медицинской характеристика автомобильной травмы и особенности подхода к решение экспертных задач: Автореф. … канд. мед. наук. – Киев, 2019. – 39 с.

4. Породенко В.А., Ануприенко С.А. // Кубанский научный медицинский вестник. – 2014. – №7 (149). – С.61–64.

5. Савенкова Е.Н., Ефимов А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. – 2017. – №6. – С.13–17.

6. Савенкова Е.Н., Ефимов А.А., Семина М.Н. // Судебно-медицинская экспертиза. – 2018. – №3 (47). – С.69–75.

7. Фетисов В.А., Смиренин С.А., Нестеров А.В., Хабова З.С. // Судебно-медицинская экспертиза. – 2014. – №3. – С.56–62.

8. Шинкарик И.Г. // Пермский медицинский журнал. – 2006. – Т.XXIII, №6. – С.158–162.

Медицинские новости. – 2020. – №11. – С. 71-73.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer