• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Мусаев У.Ю., Ризаев Ж.А., Хайдаров Н.К.

Концепция опережающей стимуляции познавательной деятельности инновационным интерактивным обучением по стоматологии в последипломном образовании

Самаркандский государственный медицинский институт, Узбекистан, Ташкентский государственный стоматологический институт, Узбекистан

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам

 

MusayevU.Y.1, RizaevZh.A.1, KhaydarovN.K.2

1Samarkand State Medical Institute, Uzbekistan

2Tashkent State Dental Institute, Uzbekistan

The concept of advanced stimulation of cognitive activity by innovative interactive teaching in dentistry in postgraduate education

Резюме. В современных условиях сфера высшего профессионального образования претерпевает существенные изменения, направленные на повышение качества и модернизацию медицинского образования. С современной точки зрения, недостаток традиционного высшего медицинского образования в том, что оно построено на нозологическом принципе мышления и обучения: название нозологической единицы, лежащее в основе тем лекций, практических занятий, экзаменационных вопросов, указывает на уже известный диагноз, что выводит за рамки учебного процесса возможность развития навыков диагноста. В статье определяется концепция опережающей стимуляции познавательной деятельности инновационным интерактивным обучением по стоматологии в последипломном образовании.

Ключевые слова: последипломное образование в стоматологии, интерактивный компонент нетрадиционных лекций, критерии эффективности.

Медицинские новости. – 2020. – №12. – С. 61–62.

Summary. In modern conditions, the sphere of higher professional education is undergoing significant changes aimed at improving the quality and modernization of medical education. From a modern point of view, the disadvantage of traditional higher medical education is that it is built on the nosological principle of thinking and learning: the name of the nosological unit underlying the topics of lectures, practical classes, examination questions indicates an already known diagnosis, which leaves the educational process the possibility of developing the skills of a diagnostician. The article defines the concept of advanced stimulation of cognitive activity by innovative interactive teaching in dentistry in postgraduate education.

Keywords: postgraduate education in dentistry, interactive component of non-traditional lectures, performance criteria.

Meditsinskie novosti. – 2020. – N12. – P. 61–62.

В современных условиях реформирования сфера высшего профессионального образования претерпевает существенные изменения, направленные на повышение качества и модернизацию медицинского образования в соответствии с потребностями системы здравоохранения [1, 2].

Главной задачей высшего профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, она заключается в формировании у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда в соответствии с Болонским конструктивом, для обеспечения качества медицинской помощи, отвечающей потребностям общества [1, 3].

С современной точки зрения, недостаток традиционного высшего медицинского образования заключается в том, что оно построено на нозологическом принципе мышления и обучения: название нозологической единицы, лежащее в основе тем лекций, практических занятий, экзаменационных вопросов, указывает на уже известный диагноз, что выводит за скобки учебного процесса возможность развития навыков диагноста. Современная потребность в активных и интерактивных методах обучения должна быть удовлетворена выбором новой образовательной стратегии, новыми тактическими подходами в ее реализации [4, 5].

Суть интерактивных (inter – «между», act – «действие») методов сводится к обеспечению возможности обучающихся взаимодействовать между собой, – это способ познания, подразумевающий непрерывное взаимодействие педагогов и обучающихся. Характер деятельности преподавателя в рамках интерактивного обучения – выполнять не роль наставника, а партнера, консультанта, лидера группы, фасилитатора, служить лишь одним из источников информации, уделяя основное внимание организации эффективного взаимодействия и помощи в работе [4–6].

Цель исследования – определение Концепции опережающей стимуляции познавательной деятельности инновационным интерактивным обучением по стоматологии в последипломном образовании.

Материалы и методы

Материалом работы является Учебная программа Цикла общего последипломного усовершенствования по специальности «терапевтическая стоматология» (4.04). В процессе применения интерактивного метода обучения были рекомендованы дополнительные новые технологии, направленные на опережающую стимуляцию познавательной деятельности.

Результаты и обсуждение

Установлен алгоритм выполнения исследований в следующей последовательности.

1. Обоснована актуальность активных и интерактивных технологий обучения с определением приоритетных направлений исследований в непрерывном последипломном образовании по стоматологии.

2. Представлено управление учебно-методической системы последипломного образования врачей-стоматологов, применением инновационных технологий интерактивного обучения, организацией нетрадиционных лекций, а также дистанционным обучением с помощью интернет-ресурсов, которые способствуют получению новых знаний и развитию познавательной деятельности в учебном процессе.

3. Впервые определены новые рекомендации по этапам организации, с подготовительным этапом и обозначением перспектив применения полученных знаний на интерактивных практических занятиях в последипломном образовании по стоматологии, которые, согласно результатам анкетирования слушателей общения «лицом к лицу» педагога и обучающихся, являются самым основным и наиболее эффективным (86,2%) путем обмена информацией для углубленного изучения дисциплины и в выработке навыков применения полученных знаний на практике.

4. В решении задач познавательной деятельности и проблемы повышения качества специалистов с самосовершенствованием обучающихся, особым жанром обобщения и распространения педагогического опыта в образовательном процессе следует считать организацию и применение инновационной технологии интерактивного обучения в виде «мастер-класса с тренингом» с врачами-стоматологами, которые впервые организованы и проведены приглашенными зарубежными учеными-стоматологами в стенах Ташкентского государственного медицинского института в период 2018–2019 гг.

5. Впервые доказано, что организация освоения практических навыков в стоматологии имеет свою специфику интерактивных методов обучения, которые должны быть доступными, с указанием алгоритма выполняемых действий при отработке мануальных навыков (с использованием манекенов, тренажеров, имитаторов, стандартизированных пациентов, волонтеров), что стало неотъемлемым компонентом в практике современной высшей медицинской школы.

6. Впервые апробированы современные требования к организации и применению инновационных технологий интерактивной системы контроля качества обучения (тестирование, клинические ситуационные задачи (кейсы), учебные конференции, заполнение портфолио и клинический экзамен для выявления теоретической и практической подготовки врача по ОСКЕ (объективный структурированный клинический экзамен – ECOS (фр.), OSCE (англ.)).

Заключение

Наиболее эффективным и массовым видом опережающей стимуляции познавательной деятельности обучающихся для повышения качества подготовки специалистов являются инновационные технологии интерактивного обучения, включающие проведение конгрессов и международных научно-практических конференций, реализуемые во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеева №4310 от 06.05.2019 г. [7].

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

1. Дьячкова М.Г. Модернизация системы высшего и дополнительного профессионального образования с медицинским и фармацевтическим образованием. – М., 2019. – 105 с.

2. Жураковский В., Федоров И. // Высшее образование в России. – 2006. – №3. – С.14.

3. Шевченко Н.И. Модернизация высшего образования как инновация в свете Болонских конструктов: Образование и общество и в условиях глобализации: Сб. ст. V Международной научной конференции. – М., 2009. – С.76–80.

4. Гадаев А.Г., Гулямова Ш.С. Современные педагогические технологии в организации учебного процесса на клинических кафедрах медицинских вузов. (Для преподавателей высших медицинских учебных заведений и студентов медико-педагогического факультета). – Ташкент, 2011. – С.192.

5. Артюхина А.И., Чумаков В.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе: Учебное пособие. – Волгоград, 2012. – 212 с.

6. Шомуродов К.Э. Актуальные этические принципы и клинический подход в стоматологии// Гуманитарный трактат. – 2018. – №24 (1). – С.69–72.

7. Постановление Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеева №4310 от 06.05.2019 г.

Медицинские новости. – 2020. – №12. – С. 61-62.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

 

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer