• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Индиаминов С.И., Абдумуминов Х.Н.

Характер повреждений у велосипедистов при некоторых видах велотравм

Самаркандский государственный медицинский институт, Узбекистан, Самаркандский филиал Республиканского научно-практического центра судебно-медицинской экспертизы, Узбекистан

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам

 

Indiaminov S.I.1, Abdumuminov K.N.1, 2

1Samarkand State Medical Institute, Uzbekistan

2Samarkand Branch of the Republican Scientific and Practical Center for Forensic Medical Expertise, Uzbekistan

The nature of injuries in cyclists with some types of bicycle injury

Резюме. Изучены и проанализированы результаты судебно-медицинской экспертизы в отношении 82 трупов водителей велосипедов, погибших при дорожно-транспортных происшествиях. Возраст пострадавших велосипедистов – от 7 до 68 лет, среди которых 81 – лица мужского пола, 1 – женского. Столкновения велосипедистов с другими видами транспортных средств составили 79 случаев, 3 случая – падения с велосипеда во время езды. Установлено, что велотравма отличается от других транспортных травм преобладанием наружных повреждений над внутренними, а также разнообразием повреждений. Во многих видах велотравмы, в том числе и при падениях с движущихся велосипедов, могут формироваться повреждения нескольких областей тела у велосипедистов. При велотравмах чаще всего падение велосипедистов происходит на область головы, в связи с этим наиболее частой причиной летального исхода являются травмы структуры головы с формированием тяжелого ушиба мозга и переломами костей свода черепа.

Ключевые слова: велотравма, повреждения у велосипедистов, диагностика, экспертная оценка.

Медицинскиеновости. – 2021. – №11. – С. 90–92.

Summary. Studied and analyzed the results of forensic medical examination in relation to 82 corpses of persons of bicycle drivers who died in road accidents. The age of the injured cyclists is from 7 to 68 years, including 81 males and 1 female. 69 cases were collisions of cyclists with other types of vehicles, 3 cases of falling from a bicycle while riding. It was found that bicycle injury differs from other transport injuries by the prevalence of external injuries over internal injuries, as well as a variety of injuries. In many types of bicycle injuries, including falls from moving bicycles, injuries to several areas of the body of cyclists can form. In bicycle injuries, cyclists most often fall on the head area; therefore, the most common cause of death is trauma to the head structure with the formation of severe brain contusion and fractures of the bones of the cranial vault.

Keywords: bicycle injury, injuries in cyclists, diagnostics, expert assessment.

Meditsinskienovosti. – 2021. N11. P. 90–92

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) в настоящее время становятся единственной внешней причиной смерти, входящей в семь ведущих причин по критерию Глобального бремени болезней. Более 2/3 всех пострадавших в ДТП составляют люди трудоспособного возраста [3]. Гибель и инвалидизация наиболее трудоспособных людей наносит огромный социальный и экономический ущерб странам. В структуре ДТП отмечается немало случаев, связанных с велосипедным травматизмом.

Велосипедный травматизм – комплекс повреждений, возникающих в результате велосипедного происшествия у пешеходов и самих велосипедистов. Ежегодно в мире растет популярность велосипедного спорта, а также использование его как средства отдыха и передвижения, поскольку велосипед прост, удобен, сравнительно недорог и доступен, однако он может быть причиной серьезных травм. Большинство травм связаны с ездой на велосипеде на высокой скорости. Наиболее серьезные травмы и смертельные исходы являются результатом столкновений с другими движущимися транспортными средствами, в основном автомобилями. Столкновения велосипеда с автомобилем многие авторы относят к автомобильной, хотя столкновение велосипедистов с автомобилем является преобладающим (81,8%). Чаще всего травмируются сами велосипедисты – 79,5% [4–6].

В судебно-медицинском отношении актуальными является установление механизма, степени тяжести, прижизненности и давности травмы у лиц, пострадавших при ДТП с участием велосипедистов. В условиях неочевидности травмы также возникает необходимость дифференциальной диагностики этой травмы от других видов тупых повреждений, а при смертельных исходах – установления основной и непосредственной причины смерти пострадавших. Эти и другие вопросы велотравмы для решения задач процесса судебно-медицинской экспертизы (СМЭ) изучены недостаточно [7].

Цель исследования – изучение характера и особенностей формирования повреждений у велосипедистов при падениях с движущегося велосипеда и при столкновениях движущихся велосипедов между собой.

Материалы и методы

Изучены и проанализированы результаты СМЭ в отношении 82 трупов лиц водителей велосипедов, погибших при ДТП. Обстоятельства травмы выяснены на основании данных постановлений о назначении СМЭ, по протоколам осмотра места происшествий и катамнезу погибших. Возраст пострадавших велосипедистов – от 7 до 68 лет, среди которых 81 – лица мужского пола, 1 – женского. 79 случаев составили столкновения велосипедистов с другими видами транспортных средств, 3 – падения с велосипеда во время езды. В 46 наблю-дениях велотравмы совершались на дорогах поселков и сел, в 29 случаях – на магистральных трассах, в 7 – на дорогах городов. Летальность пострадавших велосипедистов в 42 случаях наступила в лечебно-профилактических учреждениях в первые сутки после травмы (30 человек), в 40 случаях – на местах ДТП.

Результаты и обсуждения

Механизм велотравмы зависит от многих факторов: скорости велосипеда, ротации пострадавшего при падении, ударе о выступающие части велосипеда, неподвижное препятствие, окружающие предметы (при ударе о них выброшенного с велосипеда тела), части встречного или попутного транспорта, дорожное покрытие [1]. Столкновения велосипедистов между собой и падения с движущегося велосипеда являются нередкими видами велотрамы. Езда на велосипеде без шлема может являться причиной тяжелых травм при ДТП, даже при падениях с велосипедов. Наглядными примерами для судебно-медицинской оценки повреждений у водителей велосипедистов при различных велотравмах могут служить приведенные случаи из экспертной практики.

Пример 1. Из обстоятельства дела следует, что 10 мая 2020 года около 23 часов 30 минут на дороге махалли произошло столкновение двух велосипедов, движущихся во встречном направлении. В результате столкновения водитель одного велосипеда, не имевший шлем, скончался на месте. При осмотре одежды погибшего установлено, что задне-наружная поверхность пиджака и наружная часть обеих штанин испачканы землей, в области задней поверхности локтевого сустава имеется разрыв ткани пиджака размером 1,0?0,5 см с неровными краями и разлохмаченными нитями. При наружном исследовании: длина тела – 171,0 см; на задней поверхности в верхней трети левого предплечья – ссадина неправильно-овальной формы, размером 2,0?0,5 см, поверхность покрыта нежной красноватой коркой. В теменно-височно-затылочной области слева имеется припухлость мягких тканей размером 20,0?16,0 см с флюктуацией при ощупывании, мягкой консистенции, кожа красноватая. При внутреннем исследовании: выраженные толстые кровоизлияния в мягких тканях головы соответственно левой височно-теменно-затылочной области, выявлен линейный перелом левой теменной и затылочной кости, массивные субарахноидальные кровоизлияния в виде «шлема» охватывающие все части головного мозга, очаги ушиба в веществе обеих больших полушарий и наличие крови в желудочках мозга. Данный пример показывает, что у пострадавшего водителя при столкновении движущихся велосипедов имело место изолированная тяжелая черепно-мозговая травма, обусловленная падением велосипедиста с ударением левой части головы о твердое дорожное покрытие, что вызвало тяжелый ушиб головного мозга с формированием линейных переломов левой теменной и затылочной кости.

Повреждения у водителей велосипеда, получивших травму при падениях во время езды, могут иметь полиморфный характер, что обусловлено скоростью движения, массой тела пострадавшего, наличия средств защиты, характер грунта и т.д. Судебно-медицинская практика показывает, что при данном виде у пострадавших водителей могут формироваться тяжелые сочетанные травмы, трудно отличающиеся от травм, возникающих при других видах ДТП. Ниже приведем примеры из экспертной практики.

Пример 2. Велосипедист М., 62 года, 17 сентября 2020 года около 15 часов 30 минут во время езды по автомагистрали на велосипеде марки «Урал» без шлема, потеряв управление, упал с велосипеда и скончался на месте. Повреждений частей велосипеда не выявлено. Наружная часть одежды покойного – футболка и рубашка – испачканы землей, разрывов ткани не обнаружено. Труп мужского пола, длина тела – 160,0 см, правильного телосложения, удовлетворительного питания. Наружные повреждения: ушибленная рана в затылочной области (2,0?0,4 см), кровоподтек по задне-наружной поверхности левого плечевого сустава (5,0?2,0 см), ссадины небольших размеров на задней поверхности левого локтевого сустава и на тыльной поверхности обеих кистей. При внутреннем исследовании выявлены: переломы ребер слева со II по VIII по передне-подмышечной и около позвоночной линиям, разрывы ткани обеих долей левого легкого, осложненные гемо-, пневмотораксом (1900,0 мл крови), а также линейный перелом левой височной кости, массивные субарахноидальные кровоизлияния в обеих больших полушариях и веществе мозга.

Как видно из приведенных случаев, у велосипедистов при падениях во время езды формировалась тяжелая сочетанная травма головы и груди. Повреждения структуры этих частей имели левостороннюю локализацию, что свидетельствовало о падении тела пострадавшего с соударениями этой части о твердое дорожное покрытие.

Пример 3. Велосипедист М., 32 года, 26 апреля 2016 года примерно в 16:40 упал во время езды на велосипеде, обратился за медицинской помощью на 3-й день после травмы и через сутки скончался. При судебно-медицинском исследовании трупа: длина тела – 166,0 см, правильного телосложения, удовлетворительного питания, имеются кровоподтеки по передней поверхности левого коленного сустава (8,0?6,0 см), вокруг обоих глаз (5,5?4,5 см), ссадины – на передней поверхности в средней трети правой голени (0,9?0,8 см), на тыльной поверхности обеих кистей (1,2?1,0 и 1,2?0,5 см), в левой скуловой и височной областях (от 2,7?1,2 до 4,2?1,5 см). Выявлены очаги кровоизлияний в мягких тканях лобно-теменной области, субарахноидальные кровоизлияния в области правого большого полушария, которые наиболее выражены в лобной доле. Мягкая мозговая оболочка покрыта гнойным налетом, вещество мозга набухшее и отечное. В данном случае, в отличие от предыдущих примеров, у погибшего велосипедиста имел место ушиб головного мозга при сохранении целостности костей черепа, обусловленный падением с велосипеда во время езды и соударением головы о твердое дорожное покрытие.

Основываясь на литературные данные и отчетные документы судебно-медицинской деятельности, можно выделить следующие виды велосипедной травмы: столкновения велосипедистов с другими транспортными средствами; столкновения велосипедистов с пешеходами или неподвижными препятствиями; травмы велосипедистов в результате падения с велосипеда при езде на высокой скорости или же на неровной дороге, при спуске с горы; падения велосипедистов с моста в кюветы, водоемы; обострение заболеваний у водителей в результате избыточной нагрузки при использовании велосипеда. Каждый из этих видов велотравмы имеет свои морфологические особенности в зависимости от механизма и давности травмы.

По мнению отдельных исследователей, во многих видах велотравм преобладают наружные повреждения над внутренними. При падениях с движущегося велосипеда характер повреждений от соударения тела велосипедиста о дорожное покрытие определяется местом и направлением действия травмирующей силы, а также сочетанием двух механизмов – удара и трения. При этом могут формироваться закрытая или открытая травмы органов брюшной полости от воздействия руля велосипеда, например, поджелудочной железы [2, 8]. По мнению других исследователей, при падениях велосипедистов чаще всего (87% случаев) повреждаются структуры головы с формированием тяжелого ушиба мозга с преимущественным повреждением костей свода черепа [7, 9], что в целом согласуется с нашими данными. Однако при падениях велосипедов во время езды может формироваться и сочетанная травма с поражениями структуры головы, туловища и конечностей. В подобных случаях возникает сложность в дифференциации велотравмы от других видов ДТП.

При столкновениях движущегося велосипеда с пешеходами повреждения у водителей возникают в результате удара о части движущегося транспорта и падения на дорожное покрытие. Травма у велосипедистов характеризуется кровоподтеками и ссадинами, реже – переломами, с преимущественной локализацией в области нижних конечностей. Однако могут травмироваться и верхние конечности, голова и туловище. От ударов и трения о выступающие части велосипеда нередко образуются полосовидные ссадины и ушибленные раны на внутренней и передней поверхностях бедер и голеней, закрытые или открытые переломы одной или обеих берцовых костей, что отличает их от других видов тупой механической травмы.

При травмах от ударов велосипедов о части встречного транспорта или неподвижные предметы повреждения у водителей и пассажиров отличаются наибольшим разнообразием: от поверхностных повреждений мягких тканей при касательных ударах до грубых разрушений скелета и обширных разрывов внутренних органов при прямых (лобовых) ударах, приводящих к общему сотрясению тела. Наезд велосипедиста на пешехода встречается очень редко, равно как случаи падения с движущегося велосипеда и столкновение двух велосипедистов. К сожалению, механизм формирования данного вида велотравмы абсолютно не изучен.

Заключение

Велотравма отличается от других транспортных травм преобладанием наружных повреждений над внутренними, а также разнообразием повреждений. Во многих видах велотравмы, в том числе и при падениях с движущихся велосипедов, могут формироваться повреждения нескольких областей тела у велосипедистов. Чаще всего падение велосипедистов происходит на область головы, в связи с этим наиболее частой причиной летального исхода являются травмы структуры головы с формированием тяжелого ушиба мозга и переломами костей свода черепа. Эти данные могут быть учтены при диагностике и оказании медицинской помощи пострадавшим, а также при судебно-медицинской оценке механизма велотравмы.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Артюшкевич В.С. // Современные методы диагностики и лечения больных с повреждениями и заболеваниями опорно-двигательной системы: Материалы науч.-практ. конф. травматологов-ортопедов Республики Беларусь. – Минск, 2006. – С.30–33.

2. Кристи Беквит, Виджил Джеймс // Singapore Med. J. – 2019. – Vol.60, N7. – P.343–346.

3. Максимов А.В., Кучук С.А. // Судебная медицина. – 2020. – Т.6, №3. – С.36–40.

4. Михович М.С., Глазкин Л.С., Малеванная И.А. // Прикладная спортивная наука. – 2019. – С.57–63.

5. Симеон Шейман Хоссейн С. Могхаддас, Ульф Бьернстиг, Пер-Олоф Бюлунд, Бритт-Ингер Савман // Анализ и предотвращение несчастных случаев. – 2010. – Т.42, №2. – С.758–763.

6. Сулим О.В., Рудковская Е.В. // Мат-лы 69-й науч.-практич. конф. студентов и молодых ученых с международным участием «Актуальные проблемы современной медицины и фармации-2015». – C.528–533.

7. Шилов С.Г., Семеняко М.Ю. // Актуальные проблемы современной медицины и фармации: Сб. тез. докл. LXXIII Междунар. науч.-практич. конф. студентов и молодых ученых, 15–17 апр. Минск, 2019. – С.1373.

8. Luu A.M., Meurer K., Herzog T., et al. // J. Med. Case Rep. – 2018. – https://doi.org/10.1186/s13256-018-1594-2

9. Shah S., et al. // Injury Prevention. – 2007. – N13. – P.316–321. doi: 10.1136/ip.2007.016048

 

Медицинские новости. – 2021. – №11. – С. 90-92.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer