• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Зарубежный дайджест

Иммунология, аллергология и трансплантология

  • Иммунодиагностика заболеваний, связанных с нарушением иммунитета

Можно выделить три основные группы нарушений иммунной системы:

количественная или функциональная недостаточ­ность того или иного звена иммунитета, что ведет к раз­витию иммунодефицитного состояния;

нарушения в распознавании антигена иммунной системой, что обусловливает развитие аутоиммунных процессов;

гиперреактивный, или "извращенный" иммунный ответ, проявляющийся в развитии аллергических забо­леваний.

Задача иммунодиагностики — идентификация на­рушенного звена иммунной системы, что дает воз­можность подтвердить (или отклонить) клинический диагноз.

Комплекс тестов, с помощью которых диагностиру­ются наиболее частые нарушения в иммунной системе:

оценка фагоцитоза:

определение абсолютного числа нейтрофилов и мо­ноцитов;

интенсивности поглощения микробов фагоцитами;

способности фагоцитов убивать микробы;

интенсивности хемотаксиса фагоцитов и экспрессии молекул адгезии (CDlla, CDllb, CDllc, CD18) на по­верхностной мембране нейтрофилов;

оценка В-системы иммунитета:

определение иммуноглобулинов G, А, М и Е в сыво­ротке крови;

процентного и абсолютного количества В-лимфоцитов (CD 19, CD20) в периферической крови.

Их определение — главный метод диагностики всех форм иммунодефицитов, связанных с биосинтезом антител, которые проявляются прежде всего в виде дли­тельно протекающих, рецидивирующих инфекций рес­пираторного тракта, хронических синуситов, отитов и др. В зависимости от формы иммунодефицита у таких боль­ных могут наблюдаться диарея, лямблиоз, кожные по­ражения, злокачественные новообразования. Дефицит IgA часто ассоциируется с аутоиммунными и аллерги­ческими заболеваниями. В последнем случае нередко по­вышен уровень IgE.

Определение количества иммуноглобулинов позво­ляет судить не только о нормальном функционирова­нии В-, но и косвенно о Т-системе иммунитета. Повы­шенный уровень IgE может свидетельствовать об усиле­нии синтеза интерлейкина-4 и, следовательно, об уси­лении функции Т-хелперов.

Оценка количества иммуноглобулинов включает оп­ределение:

субклассов иммуноглобулинов, особенно IgG;

секреторного IgA;

соотношения каппа- и лямбда-цепей;

специфических антител к белковым и полисаха-ридным антигенам;

способности лимфоцитов давать пролиферативный ответ на В-(стафилококк, липополисахарид) и Т-, В-(митоген лаконоса) митогены.

Определение содержания субклассов IgG представ­ляет диагностическую ценность, так как при нормаль­ном уровне IgG могут быть дефициты по субклассам иммуноглобулинов.

Существенную информацию о состоянии гумораль­ного иммунитета дает определение антител к бактери­альным белковым и полисахаридным антигенам, так как степень защиты организма зависит не от общего уровня иммуноглобулинов, а от количества антител к возбуди­телю и их функциональных свойств. К последним следует отнести такое свойство антител, как аффинность, от которого в значительной степени зависит прочность вза­имодействия антител с антигеном. Низкоаффинные ан­титела обладают пониженной способностью к опсонизации и, следовательно, к элиминации антигенов из организма. Поэтому продукция низкоаффинных антител может вести к развитию иммунодефицитного состояния, проявляющегося в частых инфекционных заболеваниях.

Важное функциональное свойство иммуноглобули­нов — опсонизирующая активность. Выполнение нейтрофилом этой функции зависит от опсонизирующей ак­тивности сыворотки крови, где иммуноглобулинам и ком­плементу принадлежит ведущая роль.

Большое значение имеет изучение таких характерис­тик иммуноглобулинов, как уровень их гликозилирования. Так, гликопротеины и их углеводные фрагменты играют определенную роль во взаимодействии антител с Fc-рецептором макрофагов и нейтрофилов. Поэтому дегликозилированные антитела имеют существенно меньшую активность в антителозависимой клеточно-опосредованной цитотоксичности и комплементзависимом гемолизе. Иммунные комплексы, образованные такими антителами, значительно хуже выводятся из организма. Формирование недостаточно гликозилированных антител является, вероятно, одной из причин раз­вития аутоиммунных процессов.

Оценка Т-системы иммунитета:

определение общего числа лимфоцитов;

процентного и абсолютного числа зрелых Т-лимфо­цитов (CD3) и двух основных их субпопуляций: хелперов/индукторов (CD4) и киллеров/супрессоров (CD8);

пролиферативного ответа на основные Т-митогены: фитогемагглютинин и конканавалин А.

Определение количества Т-клеток и их двух основ­ных субпопуляций — один из главных методов оценки Т-системы иммунитета и соответственно иммунодиаг­ностики всех форм иммунодефицитов.

Определение содержания Т-лимфоцитов (CD3) и их субпопуляций (CD4, CD8) важно не только длядиагно­стики врожденных Т-клеточных дефицитов и ВИЧ-ин­фекции, но и для оценки иммунной системы при ауто­иммунных заболеваниях.

При оценке В-системы иммунитета рекомендовано определение как числа В-лимфоцитов, так и уровня иммуноглобулинов, что позволяет исследовать В-систему иммунитета как с количественной, так и с функ­циональной стороны.

Простейшим из всех сложных методов оценки функ­циональной активности Т-лимфоцитов является реак­ция бласттрансформации с применением фитогемагглютинина и конканавалина А.

ролиферативный ответ Т-лимфоцитов на митогены понижен практически при всех хронических инфекционно-воспалительных процессах, злокачественных заболеваниях, особенно кроветворной системы, при всех видах иммунодепрессивной терапии, при СПИДе и при всех первичных Т-клеточных иммунодефицитах.

К тестам оценки Т-системы иммунитета также от­носят определение:

продукции цитокинов (интерлейкинов (ИЛ): ИЛ-2, ИЛ-4, ИЛ-5, ИЛ-6, гамма-интерферона, фактора не­кроза опухоли (ФИО) и др.);

активационных молекул на поверхностной мембране Т-лимфоцитов (CD25, HLA-DR);

молекул адгезии (CDlla, CD18);

пролиферативного ответа на специфические антигены, чаще всего на дифтерийный и столбнячный анатоксины;

кожные тесты с рядом микробных антигенов.

Определение продукции цитокинов лимфоцитами и макрофагами должно стать главным методическим при­емом в иммунодиагностике заболеваний, связанных с нарушением иммунной системы. Ряд коммерческих и научно-исследовательских учреждений России выпус­кает иммуноферментные наборы для определения цитокинов как в сыворотке крови, так и в супернатантах стимулированных культур лимфоцитов. Особенно важ­но определение ИЛ-2, таких провоспалительных цитокинов, как ФИО, ИЛ-1 и гамма-интерферон.

Большое значение для иммунодиагностики имеет изучение экспрессии активационных молекул и моле­кул адгезии на поверхности Т-лимфоцитов, что дает ценную информацию о степени активации Т-клеток.

Существенную информацию о состоянии иммунной системы может дать углубленное изучение антигенраспознающего Т-клеточного рецептора.

Описаны иммунодефициты, связанные с ненормаль­ным распределением альфа/бета и гамма/дельта-рецепторов Т-лимфоцитов и с отсутствием одной из цепей СD3-комплекса — гамма или эпсилон.

Отдельно стоит вопрос о кожных пробах в диагнос­тике Т-клеточных иммунодефицитов, которые приме­няются в качестве скринирующих тестов оценки Т-си­стемы иммунитета. Это связано с двумя обстоятельства­ми. Первое — кожные пробы являются простейшими информативными тестами, оценивающими функцио­нальную активность Т-лимфоцитов. Положительные кожные тесты позволяют исключить наличие у боль­ного Т-клеточного иммунодефицита. Второе — неко­торые западные фирмы разработали системы постанов­ки кожных проб, которые включают основные антиге­ны для определения Т-клеточного иммунитета, что позволяет контролировать функциональную активность Т-системы иммунитета.

Актуальной является задача создания на новом ме­тодическом уровне комплекса стандартных, унифици­рованных и в то же время простых информативных те­стов оценки фагоцитоза, системы комплемента, гумо­рального и клеточного иммунитета:

иммуноферментных систем для определения основ­ных цитокинов в различных биологических жидкостях;

моноклональных антител, позволяющих идентифи­цировать основные субпопуляции Т-хелперов;

молекулярно-генетических методов, позволяющих идентифицировать основные цитокины в клетке.

Пинегин Б. В., Хаитов Р. М. //Гематология и трансфузиология.- 1997.- Т. 42, № 2.- С. 40-43.

Другие статьи этого раздела » Вернуться в тематические разделы »

Разработка сайта: Softconveyer