• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Зарубежный дайджест

Маркетинг в здравоохранении

  • Маркетинг как концепция управления негосударственными стоматологическими организациями и совершенствования их деятельности

Под маркетингом негосударственной стоматологичес­кой организации (НСО) понимается деятельность, на­правленная на создание и поддержание благоприятного имиджа, развитие и оптимизацию взаимодействия произ­водителя и потребителя стоматологических услуг.

Концепция маркетинга — это достижение целей НСО на основе ориентации всей ее деятельности на удовлетворение потребности пациентов в различных видах профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных услуг.

Основные принципы маркетинга НСО:

1.Тщательный учет потребностей населения в сто­матологической помощи, сервисном обеспечении, со­стояния и динамики спроса на стоматологические ус­луги, анализ рыночной конъюнктуры при принятии управленческих решений.

2.Создание условий для максимального удовлетво­рения потребностей пациентов в стоматологической помощи, обеспечения качества предоставляемых ме­дицинских услуг, гарантий и защиты прав пациентов.

3.Информирование населения о деятельности стома­тологической организации, продвижение на рынок, сти­мулирование потенциальных потребителей на получение стоматологической помощи именно в вашей организации.

Процесс планирования маркетинговой деятельно­сти НСО начинается с определения исходных целей и стратегии НСО.

Основная стратегия НСО заключается в выясне­нии потребностей стоматологического рынка; в удов­летворении этих потребностей; в извлечении прибыли в ходе предпринимательской деятельности (за исклю­чением некоммерческих организаций).

Маркетинговые цели в первую очередь должны быть разработаны относительно производителей стоматоло­гических услуг и их потребителей. Цели в области цено­образования, доведения услуг до потенциальных по­требителей, рекламы и др. появляются в результате проработки маркетинговых стратегий.

На основе детально проработанных выбранных стратегий формулируются плановые мероприятия.

На следующем этапе маркетинговой деятельности разрабатываются оперативные планы — маркетинго­вые программы реализации элементов комплекса мар­кетинга, устанавливаются сроки их выполнения.

На завершающем этапе планирования разрабаты­вается бюджет маркетинга.

Годовой план утверждает высшее руководство НСО. На его основе осуществляется координация в сфере финансовой деятельности, производства стоматологи­ческих услуг, обеспечения качества оказываемой ме­дицинской помощи, динамики рыночной конъюнкту­ры, статуса конкурентов.

Маркетингом организации традиционно занимаются подразделения по связи с общественностью.

Целью проведения маркетинговых исследований по­зиций НСО в конкурентной борьбе и конкурентоспособ­ности ее отдельных услуг является сбор и анализ инфор­мации для выбора конкурентных стратегий. Во-первых, необходимо установить привлекательность данной отрас­ли в долгосрочной перспективе, во-вторых — определить конкурентные позиции НСО и ее услуг по сравнению с другими фирмами, работающими в данной отрасли.

Ведущие конкурентные силы, определяющие позиции потребителей стоматологических услуг и НСО в кон­курентной борьбе: появление новых конкурентов; конкуренция среди производителей в самой отрасли; сила позиций потенциальных потребителей стомато­логических услуг.

Основные виды маркетинговых исследований позиций по­тенциальных потребителей и НСО в конкурентной борьбе:

1.Появление новых конкурентов: экономика мас­штабов; фиксированные затраты; затраты на новые ос­новные фонды; доступ к потребителям; ответные дей­ствия контрагентов.

2.Функционирующие конкуренты: сведения об уч­редителях; месторасположение; финансовые возмож­ности; оснащение оборудованием; укомплектование кадрами; перечень услуг; сервисное обеспечение; при­меняемые технологии; гарантии качества; график ра­боты; ценовая политика; контингент пациентов.

3.       Позиции потенциальных потребителей стоматологических услуг: уровень доходов и платежеспособность; осведомленность населения о заболеваниях полости рта и их последствиях; эстетические вкусы; занятость; пол, возраст и др.

Рассмотренные выше группы факторов определя­ют привлекательность НСО и целесообразность веде­ния бизнеса. Поскольку эти факторы влияют на цены, издержки, инвестиции, то они определяют уровень при­быльности организаций.

В самом широком смысле существуют два вида тех­нологий маркетинга, которые можно использовать при расширении и/или создании базы пациентов в НСО: технология внутреннего и внешнего маркетинга.

Технологии внешнего маркетинга используются для привлечения новых пациентов в НСО, внутреннего — внутри НСО, чтобы постоянные и новые пациенты рекламировали данную НСО.

Таким образом, маркетинг в стоматологической службе представляет собой практическое воплощение замысла предпринимательской структуры, направлен­ное на оптимизацию взаимодействия и изучение пози­ций контр-агентов, потребителей и производителей сто­матологических услуг, включая планирование, цено­образование, продвижение и реализацию качественных и высокосервисных лечебно-диагностических услуг.

Бутова B.Г., Комаров Г.А., Лебеденко И.Ю. и др. // Рос. стоматол. журнал.— 2000.— № 1.— С. 51—52.

Другие статьи этого раздела » Вернуться в тематические разделы »

Разработка сайта: Softconveyer