• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Зарубежный дайджест

Управление здравоохранением

  • Американская аптека: взгляд со стороны

Типичная американская аптека имеет общую площадь около 100 кв. м. Боль­шую часть ее занимает зал для посетителей. Однако редко кто ходит сюда за безрецептур­ными препаратами — их можно приобрести в любом супермаркете. Доля безрецептурных продаж не превышает 10 %.

В небольшую аптеку ежедневно поступает 100 рецептов, а дневная выручка составляет около 3000 $.

Сердце аптеки — ее компьютерная сис­тема. Данные о каждом пациенте, пришед­шем в аптеку с рецептом, вносятся в ком­пьютер. В течение нескольких секунд при помощи модемной связи по номеру стра­ховки, указанному в рецепте, устанавлива­ется связь с той или иной страховой ком­панией и выясняется сумма, которая долж­на быть оплачена пациентом. При нали­чии страховки пациент оплачивает около 15 % стоимости лекарства. Однако если он принимает много препаратов (более 4 наи­менований ежемесячно), то часть из них оп­лачивается больным полностью. В компь­ютере о каждом пациенте-покупателе содер­жатся сведения: какие препараты он при­обретал ранее и какие принимает в настоя­щее время, на основании чего делается за­ключение о предполагаемом взаимодей­ствии со вновь выписанными лекарствами. Компьютер выдает инструкцию о выписан­ном средстве и печатает специальную эти­кетку с наименованием лекарства, данны­ми о пациенте, враче и т. п.

Главной особенностью американской ап­теки является отсутствие в ней запасов рецеп­турных лекарственных средств. Необходимые препараты вносятся в ежедневную заявку, по модемной связи направляются в фирму-дист­рибьютор, которая выполняет ее на следую­щий день. Таким образом, пациент получает рецептурные лекарства днем позже.

Штат аптеки состоит из одного фармацев­та и 2—3 технических работников. В обязан­ности фармацевта входит отвечать на все ин­тересующие покупателя вопросы относитель­но прописанных средств и по возможности оценивать риск нежелательных взаимодей­ствий принимаемых пациентом медикамен­тов. Ему приходится внимательно выслуши­вать и консультировать покупателей, в том числе по телефону, причем делать это не фор­мально, а с выражением искреннего участия и озабоченности по поводу каждого обраще­ния. Помимо этого, он работает с компьюте­ром, фасует таблетки в индивидуальные кон­тейнеры, составляет ежедневную заявку на медикаменты и т. д.

Оклад фармацевта составляет 4000 $ в ме­сяц, технических работников — 2000 $. Если фармацевт является собственником аптеки, то сумму, равную окладу, он получает в качестве прибыли. Многие фармацевты для увеличения своих доходов оказывают дополнительные ме­дицинские услуги: делают прививки против гриппа (20$ за прививку), биохимические ана­лизы, дают консультации по диетическому питанию и пр.

Все городские аптеки частные. Они могут принадлежать независимым фармацевтам, тор­говым фирмам или частным клиникам. На 600000 человек приходится около 100 аптек. Аптечный бизнес не самый прибыльный, но относительно стабильный.

Внутрибольничная аптека — более мощ­ное предприятие, чем городская. В аптеку еже­дневно поступает препаратов на сумму 30—40 тыс. $. Возможности врачей в назначении ле­карственных средств практически не ограни­чены. Стоимость лекарственного обеспечения одного больного составляет в среднем 500 $. Наиболее дорогой вид лечения — трансплан­тация костного мозга — требует лекарств на сумму 125—150 тыс. $. Пациент оплачивает 10—15% от полной стоимости лечения, осталь­ное платит страховая компания. Если у паци­ента нет страховки, то государство может оп­латить лечение, но предварительно для под­тверждения неплатежеспособности больного производится ревизия его фактических дохо­дов и всех накоплений.

Лекарства закупаются у фирм-дистрибью­торов, реже — у производителей. Закупочные цены контролируются специальным медицин­ским советом, который на основании догово­ров с фирмами-производителями устанавли­вает допустимый максимум закупочных опто­вых цен у их дистрибьюторов.

Нередко у дистрибьюторов оптовые цены выше, чем максимально допустимые договор­ные. В таком случае дистрибьютор отпускает медикаменты по заниженной договорной цене, а производитель за счет своих средств компен­сирует дистрибьютору убытки. Это является своеобразной платой за приоритетную постав­ку медикаментов в госпиталь. Часто лекарства закупаются на основании тендеров.

Наценка на лекарства составляет в среднем около 25%.

В настоящее время в США насчитывается 40 фирм-дистрибьюторов. Общий объем про­даж лекарственных средств составляет 700 млрд $ в год (в России, по некоторым данным, об­щая потенциальная емкость фармацевтическо­го рынка оценивается в 5 млрд $ в год).

В США используют лекарства, произведен­ные только в США, в редких случаях — про­изведенные в Канаде. Если европейская фир­ма, выпускающая оригинальные лекарствен­ные средства, намерена продавать свою продукцию в Америке, она предварительно должна построить там свои производственные мощности. Далеко не все ев­ропейские фирмы смогли преодолеть этот барьер и выйти на американский рынок.

Отличительной особенностью американского фарма­цевтического рынка является внедрение и широкое ис­пользование принципиально новых лекарственных средств, о которых в России в лучшем случае имеются только упо­минания в научных обзорах. Цены на новые оригиналь­ные лекарственные средства очень высоки — нередко бо­лее 100 $ за стандартную упаковку.

В связи с внедрением новых и дорогих лекарственных средств в США чрезвычайно мощно развита реклама.

В центре внимания медицинских представителей — врачи. Приход медицинского представителя к врачу обя­зательно сопровождается передачей ему 20—30 пробных экземпляров рекламируемого лекарства, сувениров ме­дицинского назначения и др. Каждый врач имеет свой небольшой склад дорогостоящих препаратов, которые дей­ствительно используются им для пробного лечения или передаются нуждающимся малообеспеченным пациентам.

Мед. газета. - 1998. - 17 апр. - С. 12.

Другие статьи этого раздела » Вернуться в тематические разделы »

Разработка сайта: Softconveyer