• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Цифровой аутизм: почему современный человек глупеет?

Раньше мы думали, что мозг организован локальным образом: разделен на определенные части, каждая из которых отвечает за отдельную функцию: зрительную, двигательную, слуховую, мыслительную и т.д. Но оказалось, что всё намного сложнее.

После многочисленных исследований профессор Медицинской школы Университета Дж. Вашингтона (Washington University School of Medicine) Маркус Рейчел (Marcus E. Raichl) установил, что наш мозг работает в трех базовых режимах:

1. DMN: Default mode network — сеть оперативного покоя, которая отвечает за мышление.

2. SN: Salience Network — сеть выявления значимости, которая занимается ориентацией в ситуации.

3. CEN: Central Executive Network — центральная исполнительская сеть, которая активизируется, когда мы потребляем информацию.

Так вот, DMN (дефолт-система) — это самый важный режим работы мозга (когда мы думаем «ни о чем»), потому что в этот момент ваш мозг просчитывает разные ситуации, думает, анализирует, учитывает системные аспекты и т.д. Именно в этом состоянии к вам приходят самые интересные решения и инсайты.

Почему это открытие так важно, и как оно повлияет на наше мышление и в дальнейшем на нашу жизнь?

«Сейчас человечество переживает фундаментальную трансформацию: мы переезжаем из галактики Гуттенберга в галактику Цукерберга, из цивилизации текстов и системного мышления — в цивилизацию зрительных образов» (А.Курпатов).

Как эти изменения в информации повлияют на работу нашей дефолт-системы (DMN) — самого важного режима работы мозга, благодаря которому мы мыслим?

Эшли Чен (Ashley C. Chen) из Стэнфордского университета показала, что три системы мозга, о которых мы рассказали выше, являются антагонистами. В тот момент, когда активизируется сеть выявления значимости или центральная исполнительская сеть, дефолт-система, ответственная за мышление, подавляется.

В ситуации, когда человек потребляет контент постоянно, у него всё время активна центральная исполнительская сеть, а дефолт-система мозга подавляется — в результате мы утрачиваем способность думать. По сути, мозг впадает в «интеллектуальную спячку». Поэтому не надо удивляться, что люди, которые не вылезают из социальных сетей, мыслят стереотипно, шаблонно, редко включают голову и не развиваются.

Есть такая любопытная книга немецких врачей Петера Акста и Михаэла Акст-Гадерманн «Ленивые живут дольше», в которой говорится о том, что иногда нам очень полезно полениться: побродить без дела, поспать, помечтать и т.д. Именно в эти моменты в нас просыпается творческое начало. «Ленивые люди», по мнению авторов книги, имеют больше времени, чтобы думать «ни о чём». Они не пытаются максимально заполнить свой день, чтобы убежать от себя.

Однако в нашем обществе повышенная активность социально одобряется. Большинство людей уверены, что просто обязаны жить по принципу Формулы-1, иначе они боятся что-то не успеть и испытывают вину за то, что, по их мнению, бесцельно проводят время. Например, если кто-то рассказывает, что работает без выходных сразу над несколькими проектами, мы считаем его успешным человеком. Когда человек в начале года утверждает, что его график расписан до конца года, мы делаем вывод о его большом профессиональном и общественном авторитете.

Однако из-за такой повседневной лихорадочной деятельности первый режим работы мозга подвергается опасности. Как установила профессор Калифорнийского университета Глория Марк (Gloria Mark): чтобы дефолт-система включилась и озадачилась серьезной проблемой, ей нужно 23 минуты. Если этих 23 минут не будет, то наш мозг будет работать в другом режиме.

Даем ли мы нашему мозгу эти 23 минуты? Ответ очевиден даже без статистики. Мы постоянно чем-то заняты, кроме того, мы часто отвлекаемся на телефон. По данным исследований в среднем человек на гаджеты прерывается каждые 15 минут. Время нашего пребывания в Сети увеличивается с каждым годом: мы привыкаем поверхностно сканировать интернет-страницы. В это время работает третий режим, а значит, дефолт-система находится в спячке. В итоге мозг теряет способность анализировать прошлое, настоящее и конструировать будущее.

Таким образом у подростков дефолт-система не развивается, а у взрослых атрофируется - в результате мы имеем дело с эпидемией цифрового аутизма.

Дефолт-система эволюционно была создана, чтобы мы выстраивали социальные отношения с другими людьми. Как пишет историк Юваль Харари в своем бестселлере «Homo Deus. Краткая история будущего»: «Современное человечество правит планетой не потому, что отдельно взятый человек более умный и более умелый, чем отдельно взятый шимпанзе или волк, а потому что Homo Sapiens — единственный на земле вид, способный гибко взаимодействовать в многочисленных группах. Интеллект и производство орудий были, конечно, тоже очень важны. Но, не научись люди гибко взаимодействовать в массовом масштабе, наши изобретательные мозги и умелые руки до сих пор были бы заняты расщеплением кремня, а не атомов урана. … Только Homo Sapiens способен в очень гибких формах взаимодействовать с неограниченным числом незнакомцев. И именно эта способность — а не вечная душа или какой-то уникальный тип сознания — объясняет нашу власть над планетой Земля».

Цифровой аутизм — это состояние, при котором люди (в первую очередь молодые) не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом. Они не интересуются внутренним миром другого человека. Другие люди для них стали заменяемыми, потому что они не видят ценности каждого из них в отдельности. Даже на свиданиях молодые люди предпочитают телефон, нежели общение с человеком, с которым они на это свидание пришли.

Наша мотивация и наши цели обусловлены тем, насколько наш мозг способен конструировать образ будущего: насколько мы можем заглядывать вперед и думать о то, что нас ждет. Получается, что, если дефолт-система не работает, то дистальное видение (то есть возможность заглядывать вперед) у человека утрачивается. По сути, он не может сам себя мотивировать и ставить перед собой цели.

Изменения в потреблении информации приводят к тому, что мы переживаем разделение мира не только на богатых и бедных, но и на умных и глупых. Кроме этого, мы наблюдаем изменения в структуре социального взаимодействия. Отсутствие вертикальных систем управления и социальности, где есть верх и низ, переход к горизонтальному обществу ведет к тому, что мы теряем навыки и биологические возможности к обучению и хуже учимся. От этого страдает образовательный процесс.

И последнее, что нужно сказать: общая установка на гедонизм — получение удовольствия при неспособности строить образы будущего приводит к тому, что люди становятся очень нетолерантными к своим провалам, рассчитывают на легкий успех и, к сожалению, все это не лучшим образом будет работать на экономику, цивилизацию и общество в целом.

Разработка сайта: Softconveyer